Были отличны в Эфире и в царстве ликийском пространном».
(Ил., VI, 208–210) (Гомер. Илиада/Пер. Н.И.Гнедича. М., 1960).
Такая ориентация позволяет говорить о возвышении человеческого над божественным: да, боги сильнее человека и не знают быстрогубительной старости, но человек сам ответственен за свою судьбу. Он будет сражаться за свое достоинство и славу несмотря на то, будут ли боги на его стороне или нет, тем более, что среди них нет единства, и обычно герой Гомера «любезен» тем или другим богам. Но главное, на что рассчитывают герои – это их собственные силы, которые приносят им славу. Пан–дар, ранивший Диомеда стрелой, вторично нападая на него, заручившись поддержкой Энея, восклицает:
«Ранен ты в пах и насквозь! и теперь, я надеюсь, недолго
Будешь страдать; наконец даровал ты мне светлую славу!»
(Ил., V, 284–285).
С подобными же интонациями отвечает Диомед:
«Празден удар, ты обманут! но вы, я надеюся, оба