Категория VI: официальный верхний предел

Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать любые типы препятствий со сложным заходом и выходом.

Как правило, река разделяется на участки примерно одинаковой сложности. Но часто бывает полезно указывать сложность конкретного порога, если она превосходит сложность окружающего участка. Иногда сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Так, II4 означает, что участок в целом — второй категории сложности, но содержит порог или водопад четвертой категории. Следует отметить, что каждая категория — это не точка, а некоторый диапазон, и две реки одной и той же категории совсем не обязательно имеют одинаковую сложность. Для более точной характеристики иногда используется "половина" или "треть" категории: III–, III, III+, IV– и т.д., или двойное обозначение: III–IV. Классификация соответствует тому уровню воды, при котором по данной реке сплавляются чаще всего. Это обстоятельство необходимо всегда иметь в виду, поскольку по высокой воде большинство рек становится сложнее. Однако некоторые реки, наоборот, упрощаются.

Конечно, приведенная классификация весьма противоречива. Но в действительности такая экспертная оценка по грубой шкале из нескольких баллов — единственный способ оценить сложность реки более или менее объективно. Никакие количественные параметры — уклон, расход, скорость течения (средняя? максимальная? какая-то средневзвешенная?), количество камней (среднее? максимальное на 1 км? на 100 м?) — не могут дать полной информации о реке; сложность определяется только всей совокупностью этих параметров, а она, по определению, уникальна для каждой реки. С другой стороны, критерии оценки должны быть достаточно простыми; любая сложная шкала неизбежно будет слишком субъективной. В международной шкале такими критериями являются: наличие препятствий, возможность определить линию движения и последствия ее несоблюдения.

В отечественной практике принята другая классификация препятствий, существенно отличающаяся от международной. Объединяет их только то, что сложность реки определяется методом экспертных оценок — и никаким другим образом, по-видимому, определяться не может — и то, что обе они используют шестибалльную шкалу. По существу, они просто относятся к разным видам деятельности. В международной классификации более четко определены критерии для присвоения реке той или иной категории, применительно к спортивному сплаву. Отечественная же классификация водных путешествий формально основана всего на двух критериях — километраже и продолжительности — и, с формальной точки зрения, никак не отражает техническую сложность препятствий.

Отсутствие в отечественной шкале четко определенных критериев — что именно считать шестеркой, а что единичкой (в смысле технической сложности) — и привело к тому, что сложившаяся система классификации оказалась не только отличной от международной, но и различной в различных регионах, клубах и даже отдельных туристских группах. Кроме того, отсутствие единого толкования понятия "техническая сложность похода" привело к тому, что в одной категории оказываются, например, сплав по бурным рекам и путешествия в труднодоступных районах, не имеющие между собой практически ничего общего.

Необходимо также иметь в виду, что отечественная классификация сплавных рек формировалась, в основном, применительно к катамаранам и в меньшей мере — к почти вышедшим из употребления плотам и к двухместным байдаркам как к самостоятельному классу судов. Оценка сложности именно для каяков не производилась практически нигде — в первую очередь, из-за отсутствия отечественной школы сплава на каяках вообще и, в частности, из-за отсутствия достаточного количества компетентных экспертов. Поэтому нередко существующая классификация неадекватно отражает сложность конкретных рек для каяков.

Соотношение между отечественной и международной классификацией достаточно сложно и неоднозначно; строго говоря, такую переоценку надо выполнять индивидуально для каждой реки. Международная категория I в основном соответствует отечественным 1–2 к.с. (например, Щегринка и многие карельские речки без крупных локальных порогов). Категория II примерно соответствует отечественным 2–3 к.с. (Мста, локальные пороги в Карелии). К категории III могут относиться препятствия от 3 к.с. на горных реках (Песчаная, Теберда, Уба, Урух) до саянских, т.е. относительно простых, "пятерок", включая большие примитивные плотовые реки (Катунь, Каа-Хем, Ока). Категория IV ближе к отечественной 5 к.с. (Чаткал — эталонная "пятерка" — вписывается в нее очень хорошо). Категория V охватывает верхнюю часть отечественной 5 к.с. и большинство рек 6 к.с. К международной VI категории можно отнести только несколько суперсложных рек (Башкаус, Чулышман, Аргут, Муксу, Обихингоу, Сары-Джаз).

Глава 3
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЯКОМ

"...И плаваешь ты, как турист!"
Слаломистское
ругательство

Искусство сплава по бурной воде — это искусство управления. В отличие от гладкой гребли, ходьбы, лазания и других традиционных способов передвижения, каякер перемещается в пространстве не только и не столько за счет собственных физических усилий, сколько за счет энергии потока, и мастерство каякера состоит именно в том, чтобы направить эту энергию в желаемое русло. Из всех остальных видов спорта только один основан на этом же принципе: это горные лыжи, и аналогия между ними намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. По существу, и спуск на горных лыжах, и сплав на каяке — это управляемое падение, и методы управления этим падением имеют много общего. Не случайно слово "слалом" применимо к обоим этим дисциплинам.

Глубоко заблуждаются те, кто называет сплав "победой над бурной рекой" и другими воинственными терминами. Если это и можно назвать схваткой, то не в стиле привычного нам кулачного боя, когда сила побеждается превосходящей силой, а в стиле восточных единоборств, когда сила противника обращается против него же. Но стоит ли искать врага там, где его нет? Реке безразлично, что и как по ней плывет — каякер или бревно, вверх головой или вниз. Она обращается со всеми плывущими предметами по вполне определенным законам, и если для вас важно, что произойдет в этой воде именно с вами — не пытайтесь действовать вопреки ей. Это бесполезно и бессмысленно. Если вы понимаете ее законы, вы всегда сможете обратить их на пользу себе.

Но как вам понять эти законы? Когда вы впервые сидите в каяке, вы видите перед собой (точнее, под собой) "черный ящик" с двумя входами — вашим воздействием и воздействием потока — и одним выходом — суммарным движением каяка. Естественно, проще всего разобраться в их взаимосвязи, если сначала максимально упростить задачу. Себя вы исключить не можете, поэтому исключим поток. Итак, прежде всего вам надо научиться управлять каяком на спокойной воде, когда единственным источником энергии для движения служит ваше тело (и весло как его составная часть).

Именно эти приемы составляют основу управления каяком. Позже вы будете пользоваться ими, чтобы подставить ваш каяк воздействию потока желательным для вас образом. Для того, чтобы свободно управлять лодкой на бурной воде, вы должны, в первую очередь, научиться выполнять их эффективно и экономно.

Проверка снаряжения. Положение весла. Аварийное катапультирование. Прямая гребля. Дуговые гребки. Обратная гребля. Смешанные гребки и побочные эффекты. Использование весла в качестве руля. Крен и управление им. Поворот на низкой опоре. Прямое притяжение. Параллельное притяжение. Зацеп. Эскимосский переворот "рычагом". Опорные гребки. Эскимосский переворот "винтом". Элементы канойной техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: