Революционно-демократическая философия

Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были:

Н.Г. Чернышевский;

народники – Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев;

анархист П. Кропоткин;

марксист Г.В. Плеханов.

Общая черта данных направлений – социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.

Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни.

Народности ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения, существующего стоя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.

В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.

Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

Либеральная философия.

Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление.

Наиболее ярким его представителем является русский философ В.С. Соловьев (1853 – 1900).

Основными идеалами его философии были:

идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);

идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь);

идея прогресса – как всеобщей связи поколений;

идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, в которой должно стремиться человечество;

идея Бога как выражения добра;

идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;

идея Софии – всеобщей божественной мудрости;

русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

ВОПРОС 30. Русская философия ХХ в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: