Типы организационных структур

В современной теории и практике менеджмента выделяют два типа организационных структур:

- бюрократический

- органический

Особенностями бюрократического типа являются: рациональность, ответственность, иерархичность.

Виды бюрократических структур управления организацией:

1. Линейная структура.

Достоинства:

- при такой системе в наибольшей степени осуществляется принцип единоначалия;

- руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений.

Недостатки:

- руководитель при линейной структуре организации должен быть высококвалифицированным специалистом, обладающими разносторонними знаниями, необходимыми для выполнения комплекса работ по управлению;

- отсутствие гибкости и адаптивности не позволяет решать комплексные задачи.

2. Функциональная структура.

Достоинства:

- в основе ее формирования лежит принцип полноправного распорядительства, когда каждый руководитель имеет прав давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию.

Недостатки:

- принцип полноправного распорядительства в определенной степени нарушает принцип единоначалия;

- функциональная структура способствует развитию психологической обособленности отдельных руководителей, считающих задачи своих подразделений задачами первоначальной важности, таким образом ослабляются горизонтальные связи и появляется необходимость контролирующего и интегрирующего органа.

3. Линейно- функциональная структура.

Является наиболее распространенной. Основу этой структуры составляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации. По каждой подсистеме формируется иерархия служб (шахта), пронизывающая всю организацию сверху донизу.

Достоинства:

- наиболее эффективная в организациях, где аппарату управления приходится выполнять множество часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций

- посредством жестких связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом.

Недостатки:

- невосприимчивость к изменениям, «закостенелость» системы отношений между звеньями и работниками, обязанными строго следовать правилам и процедурам

- медленная передача и переработка информации из-за множества согласований

- замедляется процесс принятия управленческих решений

4. Линейно-штабная структура.

Построена по принципу функционального разделения управленческого труда, использованного в штабных службах различных уровней.

5. Дивизиональная структура.

Основана на сочетании централизации (на высших уровнях) и децентрализации (самостоятельность в текущем управлении).

Ключевыми фигурами в управлении организациям с дивизиональной структурой являются управляющие производственными отделениями.

Достоинство: уменьшается нагрузка на верхний уровень управления.

Недостатки: такая структура оказывается усложненной за счет промежуточных уровней управления, созданных для координации работы различных отделений, дублирование функций управления на различных уровнях ведет к росту затрат на содержание аппарата управления.

Органические структуры возникли как антипод бюрократическим.

Принципиальные отличия органических структур:

1. высокая гибкость

2. меньшая связанность правилами и нормами

3. использование в качестве базы групповой организации труда

Виды органических структур:

1. Проектные структуры.

Достоинства:

o обладают большой гибкостью

o Достаточно просты и экономичны

o Позволяют организации параллельно разрабатывать несколько проектов, не меняя привычной структуры управления

Недостатки: возникает проблема распределения ресурсов между проектами.

2. Матричная структура.

Характеризуется как «решетчатая организация», построенная на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственно руководителю функционального подразделения, с другой стороны - руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы.

Переход к матричным структурам охватывает не всю организацию, а только часть. Система двойного подчинения вызывает проблемы с управлением персоналом и его эффективным использованием.


 
 


¾ Матричные группы

Рисунок 10 – Матричная структура

3. Бригадная структура.

Причина ее возникновения ¾ конкуренция за потребителя и рынки сбыта.

Преимущества:

- Ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и технологий;

- Ориентация на относительно малоемкие рынки;

- Повышение требований к качеству обслуживания потребителей.

Ее можно представить в виде пирамиды, в которой на каждом уровне иерархии размещаются бригады разного назначения и профиля, связанные между собой процессами решения проблем.

Недостаток ¾ отсутствие горизонтальной координации в деятельности бригад.

В 90-х годах XXв. в теории и практике менеджмента появились новые типы организаций (следовательно и организационных структур):

- Эдхократическая организация;

- Многомерная организация;

- Партисипативная организация;

- Предпринимательская организация;

- Организация, ориентированная на рынок.

Подробнее о новых типах организаций [ 3 ].

Вопросы для самоконтроля.

1. Перечислите виды полномочий в организации.

2. Раскройте понятие организационной структуры.

3. Охарактеризуйте методы проектирования организационных структур.

4. Перечислите принципы проектирования организационных структур.

5. Назовите основные типы структур управления организацией.

6. Охарактеризуйте виды бюрократических организационных структур.

7. Охарактеризуйте виды органических организационных структур.

Литература: [2,с.110-114], [4, с.192-203], [5,с.134-148], [6,с.180-205], [9,с.308-327, 331-354]

Тема 7 ¾ Мотивация как функция менеджмента.

Мотивация ¾ совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Для понимания сущности мотивации необходимо рассмотреть следующие основные понятия.

Мотив ¾ то, что вызывает определенные действия человека. Он имеет персональный характер и зависит от множества факторов. Мотивы «включаются» под влияние стимулов. В качестве стимулов могут выступать не только материальные предметы, но и действия других людей, предоставляющиеся возможности, надежды и т.д.

Мотивы можно разделить на 2 группы: экономические и неэкономические.

Экономические мотивы могут быть прямыми (зарплата, премии, льготы) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, сокращенный рабочий день, гибкий график работ, увеличенный отпуск.)

Неэкономические мотивы делятся на организационные (мотивация целями, привлечение к участию в делах организации, обогащение труда) и моральные (личное и публичное признание, похвала и критика).

Потребность – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.


Рисунок 11 ¾ Простейшая модель мотивационного процесса

Вознаграждение – то, что человек считает для себя ценным.

Оно бывает внутренним (его дает сама работа) и внешним (дается организацией).

Методы мотивации:

1. метод поощрения и наказания

2. психологические методы мотивации

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. В науке менеджмента все теории мотивации подразделяются на содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации - делают основной акцент на определение перечня и структуры потребностей.

Среди содержательных теорий мотивации выделяют:

- теория иерархии потребностей А.Маслоу;

- теория ERG К.Альдерфера;

- теория приобретенных потребностей Д.МакКлелланда;

- теория 2-х факторов Ф.Герцберга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: