Инженерная психология как отрасль психологической науки

Психология — наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Основным объектом изучения психологии является человек, а предметом ее исследования — закономерности и механизмы его психики.

Объект инженерной психологии более узкий —- здесь изучается человек-оператор, — человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с машиной, предметом труда и внешней средой посредством дистанционного управления. Основным предметом инженерной психологии является изучение психических процессов, порождающих эту деятельность и обусловливающих ее результат. Инженерная психология изучает также психические состояния и психические свойства человека-оператора, но опять-таки главным образом с точки зрения их влияния на процесс и результат его деятельности. При этом выявление психических закономерностей для инженерной психологии не является конечной целью, а лишь промежуточным этапом на пути к созданию эффективных систем «человек—машина».

Уже само выделение человека-оператора в качестве объекта изучения инженерной психологии ограничивает область ее исследований не только определенным кругом видов деятельности, но и определенной категорией людей в установленном диапазоне возрастов, здоровых, достаточно обученных, т. е. отвечающих требованиям пригодности к операторской деятельности.

Рассматривая место инженерной психологии среди других отраслей психологической науки, следует отметить, что само ее название нельзя признать удачным. Оно появилось как русский перевод принятого в США наименования этой области — Human Engineering (буквально «человеческая инженерия»). В наименовании отрасли психологии в русском языке прилагательное обычно используется для определения изучаемого в ней объекта.

Так, спортивная психология понимается как психология спортсменов, военная психология — как психология военных и т. п.

Поэтому под названием «инженерная психология» несведущий в этой области человек ошибочно понимает психологию инженеров. Следуя сложившейся традиции, вероятно лучше было бы назвать эту область «операторской психологией», однако при этом утратилась бы проектировочная направленность отрасли, которая воспринимается в существующем названии. Впрочем, наименование «инженерная психология» в наше время уже настолько укоренилось, что, несмотря на его недостатки, оно, очевидно, сохранится и в будущем.

Инженерная психология развивалась на основе психологии труда. Это обстоятельство особенно отразилось на советской инженерной психологии, которая формировалась на богатом опыте и традициях изучения человека в процессе трудовой деятельности, идущих еще от Центрального института труда, созданного в 1920 г. по инициативе В. И. Ленина, на традициях, ставящих своей целью, наряду с повышением качества и производительности труда, гармоническое развитие личности и повышение ее удовлетворенности своим трудом.

Тот факт, что труд человека-оператора является разновидностью производственного труда, иногда служит поводом к тому, чтобы рассматривать инженерную психологию как раздел трудовой психологии, занимающийся гуманизацией техники. Однако подобный подход не учитывает принципиального различия задач, разрешаемых в той и другой отрасли. Если трудовая психология имеет основной целью повышение эффективности труда за счет совершенствования уже созданной, уже эксплуатируемой техники, то инженерная психология имеет целью разработку психологических основ для проектирования и создания новой техники с учетом «человеческого фактора», т. е. с учетом совокупности тех свойств человека-оператора, которые влияют на эффективность системы «человек—машина».

К тому же по объему и широте исследований инженерная психология уже за несколько десятилетий своего существования значительно превзошла исследования, выполненные в различных областях трудовой психологии за сто лет.

Базой для развития инженерной психологии явилась и экспериментальная психология, разработавшая научные основы психологического эксперимента. Развитие инженерной психологии шло и идет в непосредственной связи с развитием общей, социальной, педагогической и дифференциальной психологии. При этом инженерная психология не только использует достижения этих отраслей, но и вносит свой вклад в развитие как этих отраслей, так и общей психологической теории.

Методы исследования, используемые в инженерной психологии, в значительной мере заимствованы из арсенала общей психологии, и лишь некоторые из них сформировались применительно к задачам новой области. К этим методам относятся: лабораторный и естественный эксперимент, изучение результатов деятельности оператора, моделирование работы оператора и всей системы «человек—машина». Как вспомогательные здесь могут использоваться метод наблюдения (самонаблюдения), метод бесед с операторами, метод экспертных оценок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: