Процедура, включающая в себя случай и основания для назначения, условия организации и порядок проведения, организационные формы и правила, учитываемые аспекты, а также конечные результаты, отличается для различных видов и типов экологических экспертиз. Рассмотрение этих различий, прежде всего между государственной и общественной ЭЭ, между процедурой ОВОС и процедурой ГЭЭ, а также между другими типами специальных экспертиз или оценок помогают студенту (слушателю) лучше понять и усвоить организационно-процедурную сторону этого вида экологической деятельности, что немало важно при формировании профессионального эколога-эксперта.
Основания и случай проведения экологической экспертизы в законодательстве четко не определены. Как отмечают практики, «представляется важным дать более определенное описание случая, не ограничиваясь только перечнем объектов, подлежащих ГЭЭ...». Предлагаются критерии для определения случая ГЭЭ, к числу которых относятся:
конкретный перечень объектов (проектов), имеющих нормативно и документировано выраженные требования по своему составу и объему;
|
|
решение соответствующего органа законодательной, исполнительной или судебной власти;
инициативное решение специально уполномоченного в области ЭЭ государственного органа (органа государственной ЭЭ);
решение органа местного самоуправления или результаты референдума (опроса - для ОЭЭ), выражающие мнение не менее одной трети голосов граждан, проживающих на данной территории.
При этом «как бы для себя» Москомприрода в проекте Положения «Об экологических обоснованиях инвестиционных, градостроительных, хозяйственных намерений, работ и деятельности в г. Москве предлагает Перечень намерений/видов деятельности, требующих заключения ГЭЭ:
1. Любые градостроительные намерения/деятельность, материалы, определяющие развитие города, его округов, территорий и отраслей, не относящихся к иному перечню настоящего Положения.
2. Проекты размещения, реконструкции объектов и сооружений в зонах особого режима природопользования (охранные зоны, парки и др.), а также на территориях гослесфонда.
3. Намерения/деятельность по реализации экологически опасных видов деятельности, поименованной в нормативных документах.
Исходя из принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности и обязательности ЭЭ, она очевидно должна проводиться во всех случаях по указанным в законе объектам ‑ на основании представления материалов в экспертизу. Но отсюда не следует прямое основание для её назначения, а только лишь косвенное, определяемое через права и обязанности, специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ ¾ это решение соответствующего уровня органа управления. Единственное прямое, законодательно закрепленное основание проведения ГЭЭ относится только к повторной экспертизе, которая осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда (ст. 14) закона «об ЭЭ».
|
|
На уровне подзаконных актов (в Регламенте проведения ЭЭ) основания сформулированы следующим образом ‑ Государственная экологическая экспертиза проводится на основании:
поручений Правительства Российской Федерации;
решений органов государственной власти субъектов РФ (для территориальных органов);
указаний руководства Госкомэкологии России;
заявления заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе;
решения судебных органов соответствующей инстанции;
в порядке выборочной проверки проведения государственной экологической экспертизы специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.
Статья 12 этого же закона конкретизирует случаи проведения повторной экологической экспертизы по объектам, ранее получившим положительное заключение ГЭЭ:
изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды;
доработка объектов ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;
внесение изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ.
реализация объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ;
Не менее важным, чем основания, для эколого-правовой практики является то, как определяются условия проведения ЭЭ. Ранее не регламентировавшиеся в законодательных актах, они закреплены теперь в законе «об ЭЭ» (ст. 14). Не слишком углубляясь в подробности, к таким условиям по Закону можно отнести: соответствие формы и содержания представляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения ГЭЭ; наличие в составе представляемой документации материалов ОВОС, необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов (ведомств); материалов обсуждений объекта ЭЭ с общественностью; предварительная оплата ЭЭ заказчиком документации и др.
Положение «О порядке проведения ГЭЭ» конкретизирует некоторые нормы Закона в отношении государственной ЭЭ, устанавливая, что ГЭЭ организуется и проводится при условиях:
регистрации представляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;
оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о регистрации и при необходимости представления заказчиком в установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов;
соответствии материалов установленным требованиям;
создания экспертной комиссии и назначения приказом по специально уполномоченному органу в области ЭЭ её состава;
назначения тем же приказом срока проведения ГЭЭ (до 4 месяцев, а в исключительно сложных случаях ‑ до 6 месяцев);
выполнения Регламента государственной экологической экспертизы;
информирования заинтересованных организаций о её результатах.
Все вышеперечисленные условия организации и проведения экологической экспертизы применяются как в случае государственной, так и ОЭЭ.
В указанных, а также других нормативно-методических документах, а также замечаниях практиков, эти условия, а также порядок учета природных, социально-экономических и других факторов при проведении ЭЭ регламентируются и рассматриваются более подробно. Так, в соответствии с «Руководством по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации» рекомендуется представлять на ГЭЭ материалы, учитывающие следующее аспекты:
|
|
- информацию о природной среде (природные условия) и о хозяйственном использовании территории, о природоохранных объектах, о количественных показателях состояния компонентов экосистем;
- оценку существующего экологического состояния (ситуации) территории;
- сведения об экономическом потенциале, социальной среде и здоровье населения;
- данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия на ОС;
- ограничения по пользованию природной средой или природным ресурсами;
- прогноз изменений природной среды при реализации проектных решений;
- оценку последствий воздействия объекта на природную среду и население;
- характеристику и оценку эффективности природоохранных мероприятий и других мер по предупреждению и снижению негативного воздействия объекта или деятельности.
Более подробно аспекты, учитываемые при проведении ОВОС и экологической экспертизы, а так же экологические требования рассматриваются в следующей теме.
Для унификации процедур экологического обоснования, ОВОС и государственной экологической экспертизы Госкомэкологией РФ разработан специальный Перечень рекомендованных к использованию нормативных документов.
Общие требования к содержанию подаваемых на ЭЭ документов и материалов (нормативных документов, экологических обоснований в прединвестиционной, в предпроектной и проектной градостроительной и другой документации, а также экологических обоснований техники, технологии, материалов и лицензий) отражены в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Ряд требований по документации содержатся также в Регламенте проведения ГЭЭ, который в настоящий момент является основным «процедурным» документом по экологической экспертизе вообще.
Процедура ГЭЭ закреплена её Регламентом, описывающим эколого-экспертный процесс. Регламент разработан с целью установления единых правил проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и предназначен для использования: государственными органами, организующими государственную экологическую экспертизу; экспертами государственной экологической экспертизы; заказчиками материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе. Регламент рекомендован для общественных организаций (объединений), осуществляющих экологическую экспертизу.
|
|
Государственная экологическая экспертиза проводится за плату. Финансирование государственной ЭЭ осуществляется за счет средств заказчика материалов, подлежащих ГЭЭ. Стоимость проведения государственной экологической экспертизы определяется в соответствии с нормативными документами Госкомэкологии России, утвержденными в установленном порядке (в частности, постановления Правительства).
В Регламенте определен порядок предварительного рассмотрения документации, поступившей на ГЭЭ. Основные его моменты заключаются в следующем.
Материалы, подлежащие государственной экологической экспертизе, представляются в двух экземплярах, материалы согласований, обсуждений и иные документы - в одном экземпляре.
Материалы, поступившие в подразделение, специализированное в области проведения государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России или его территориального органа (экспертное подразделение), регистрируются в установленном порядке и передаются на исполнение штатному сотруднику - ответственному исполнителю. Ответственного исполнителя из числа штатных работников, обеспечивающего организацию и соблюдение процедуры проведения государственной экологической экспертизы, назначает начальник экспертного подразделения.
Ответственный исполнитель в недельный срок со дня регистрации материалов проверяет комплектность поступившей документации и соответствие требованиям ст.14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», а также раздела 2 Регламента.
При представлении документации, не соответствующей указанным требованиям, природоохранный орган в течение семи дней после регистрации поступивших материалов уведомляет заказчика о недостающих материалах и сроках их представления.
Документация, не укомплектованная в течение установленного срока (но не более одного месяца со дня получения извещения), возвращается заказчику с письменным уведомлением.
При наличии полного комплекта документации ответственный исполнитель определяет:
категорию сложности государственной экологической экспертизы;
продолжительность её проведения; количество привлекаемых экспертов;
стоимость проведения государственной экологической экспертизы;
подготавливает уведомление заказчику о приеме материалов на экспертизу и о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы материалов в течение 30 дней со дня получения уведомления с приложением счета на оплату и расчета стоимости экспертизы.
Категория сложности государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы: экологической опасностью намечаемой деятельности, сложностью природных условий, опасностью природных процессов и экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также объемом разработанной и представленной на экспертизу документации.
Сложность объекта государственной экологической экспертизы определяется в соответствии с Классификатором экологической опасности намерений и деятельности и включает 3 категории процедуры проведения государственной экологической экспертизы: сложную, средней сложности и простую. В основу данной классификации заложены предложения Москомприроды.
Продолжительность проведения экспертизы зависит от сложности объекта государственной экологической экспертизы и составляет: экспертиза простая ‑ до 30 дней; экспертиза средней сложности ‑ до 60 дней; экспертиза сложная ‑ до 120 дней. Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен приказом специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать шести месяцев для сложной экспертизы.
При непоступлении документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации счета на оплату, государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику с письменным уведомлением.