Субъекты социального управления

Субъекты социального управления - группы, которые занимают места в иерархии социально-экономических систем управления производством и выполняют определенные функции в управлении производством (руководители, исполнители).

Субъект — носитель собственных целей, потребностей, интересов и ориентации, решающий поставленные перед ним проблемы со своими интеллектуальными позициями; выбирающий ту стратегию, которая ближе к его представлениям об эффективности.

Субъект социального менеджмента — это личность, которая представляет совокупность потребностей, интересов, ориентации, решает поставленные цели, которой доверено управлять тем или иным подразделением или звеном в процессе производства и которая реализует здесь свой личный потенциал.

Управленческое сознание субъектов - потребности, интересы и ориентация, которые лежат в основе их действий. Основой управленческого сознания является система ценностей управленческих групп, их представление о том, что «важно» — «не важно», «значимо» — «не значимо».

Мотивация - это проявление нормоценностного сознания, так как, во-первых, в практической деятельности у разных групп руководителей в одних и тех же производ­ственных ситуациях рождаются разные побуждения; во-вторых, нормоценностное сознание управленческих групп выполняет общегражданскую функцию, т.е. характеризует социальный уровень развитости руководителей, их отношение к той или иной форме власти и собственности; их ориентацию на тот или иной стиль управления и т.д.

В социальном менеджменте должностное положение отражает место, занимаемое субъектом в социальном механизме управления, которое характеризуется:

= содержанием установленных и реально выполняемых обязанностей;

= объемом прав, предоставленных этому субъекту;

= ролевым поведением, которое должно осуществлять­ся на этом должностном уровне, действиями и поступками занимающих данную должность.

Распределение управленческой власти между субъектами — это основа при иерархическом построении управленческих групп. Все субъекты социального механизма управления различаются рангами и объемом власти.

Социально-экономическое положение управленческих групп складывается из:

• благ, получаемых из источников, общих для всего населения страны, главное из них — заработная плата;

• благ статусного характера, т.е. благ, непосредственно связанных со статусом занимаемой должности;

• обеспечением обслуживающим персоналом, транспортом, кабинетом. В целом экономическое положение субъекта зависит от его должностного поло­жения в процессе управления хозяйственными системами.

Управленческая культура — это совокупность устойчивых традиционных положений для данной хозяйственной системы управления, основанных на ценностях, социальных нормах, мотивациях и нормах поведения.

Для характеристики результатов функционирования хозяйственных систем ис­пользуют экономические и социальные аспекты. Для характеристики социальной сферы используют показатели, характеризующие условия быта и труда, и производства.

Для социального менеджмента необходимо использовать дополнительные показатели:

• характеризующие качество работника (новаторы, энтузиасты, преданные делу, бездельники и т.д.);

• организационный порядок, т.е. слаженность действий в процессе управления и производства всех категорий работников, четкость передачи распоряжений, мобильная обратная связь.

Социальные проблемы управления и их виды

Социальные проблемы можно условно разделить на группы:

= социальные проблемы труда (производства)

= непроизводственной сферы.

= в сфере управления — это комплекс социальных проблем, касающихся управленческих групп, которые причастны к управлению производством на его разных уровнях: профессиональных «менеджеров» (от министра до мастера участка); специалистов, профессия которых требует выполнения управленческих функций (юристов, экономистов, технологов).

К социальным проблемам, возникающим в процессе управления производством, можно отнести проблемы, связанные с составом управленческих кадров, их положением в иерархии управления, дефектами их подбора, расстановки и обновления, распределением между ними управленческой власти, качеством управленческого труда. Нерешенность этих и многих других социальных проблем управления производством делает изучение социального менеджмента важным и актуальным.

В этих условиях социальный менеджмент должен выполнять функции:

• объяснительную — объяснение причин негативных явлений;

• информационную — обеспечение надежных данных о ходе изменений, о том, где они происходят, какие стороны общественного устройства затрагивают, каково отношение ко всему этому разных социальных групп, какова стратегия их поведения;

• прогнозную и инженерную — разработку проектов решения актуальных проблем.

Социальные процессы и их типы

Под социальным процессом понимается последова­тельная смена состояний социальной организации в целом или ее отдельных структурных элементов. Он совершается под влиянием определенных внутренних и внешних факторов, обладает продолжительно­стью и направленностью к определенному результату.

Все социальные процессы, происходящие в отрасли, взаимосвязаны между собой. Ни один из них в «чистом» виде нельзя выделить из общей системы. Один социальный процесс может стать причиной другого и следствием третьего.

Социальные процессы классифицируются по разным признакам.

Одной из наиболее полных считается классификация, проведенная на основе анализа специфических функций социальной организации как подсистемы производственной организации. К этим функциям относятся:

= целевая — осуществление главной задачи (цели) производственной организации в целом;

= интерактивная — объединение членов организации с помощью социальных цен­ностей и средств для наилучшего осуществления целевой функции;

= изменяюще-поддерживающая — воспроизведение и изменение (повышение) социального статуса чле­нов организации и самой организации.

В рамках целевой функции социальной организации предприятия выделяются группы процессов:

перваябазовые: труд и тесно связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, т.е. формирование и развитие ценностных ориентации членов коллектива.

вторая - интегративно-обеспечивающие: управление, коммуникационные и нормативные процессы, групповые интегративно-обеспечивающие процессы: руководство и лидерство в первичных коллективах, сплочение и разобщение первичных коллективов, включение индивида в группу и выход из нее и др.

третья — изменяюще-поддерживающие: мобильность, т.е. изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, а также генетические процессы, прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в ок­ружающей ее среде.

По критерию масштабности следует различать глобальные и локальные социальные процессы. Примерами таких процессов могут быть науч­но-техническая революция, рост образовательного уров­ня населения и т.д.

Локальные процессы также могут протекать как в обществе, так и в отдельных его подсистемах: отраслевые, региональные, организационные (протекающие в отдель­ных организациях). Локальные процессы одного и того же типа в разных регионах и отраслях могут вызываться различными причинами и характеризоваться различными интенсивно­стью и направленностью.

Глобальный процесс – оказывает влияние на все элементы общества, может складываться из отдельных локальных процессов.

Любой из процессов может стать процессом функционирования, развития или деградации в зависимости от того, к каким изменениям системы он ведет в данной конкретной ситуации.

Функции и цели социальной организации конкретизируются и реализуются в функциях и целях многочисленных организаций и предприятий.

Функции социальной организации предприятияцелевая, интегративная и изменяюще-поддерживающая — свойственны также и социальной организации отрасли промышленности.

Не все социальные процессы могут быть управляемыми тогда, когда это нужно обществу. Знание внутренних механизмов социальных процессов имеет огромное практическое значение.

Соотношение и взаимосвязь экономических и социальных процессов

Материальное производство — это и условие и основа развития общества, поэтому из всего многообразия социальных отношений можно выделить производственные, совокупность которых составляет экономический базис общества, определяющий характер и содержание надстроечных отношений: политических, правовых и др.

Экономический базис находится в тесном взаимодействии и диалектическом единстве с производительными силами общества, которые получают дальнейшее развитие в зависимости от степени соответствия производственных отношений уровню их развития. Это достигается не стихийно, а в результате целенаправленной, сознательной деятельности людей.

Цели, которые ставит перед собой человек, и его практическая деятельность, направленная на их реализацию, — это конкретные формы проявления воздействия на него всей системы социальных, и прежде всего экономических, отношений.

Ведущая роль экономических отношений не дает оснований для их абсолютизации: будучи органической составной частью целостной социальной системы, они постоянно испытывают на себе влияние всех остальных ее элементов в процессе взаимодействия с ними. Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие основано на экономическом развитии и также оказывает влияние друг на друга и на экономический базис.

Подъем материального и культурного уровня жизни народа включает в себя задачу создания лучших условий для всестороннего развития личности.

Последовательное решение задач, связанных с созданием условий для всестороннего развития всех членов общества, вызывает рост профессионального, квалификационного, культурного и интеллектуального уровня трудящихся, помогает проявлению способности каждой личности, что в результате повлияет на ускорение научно-технического прогресса и эффективное функционирование общественного производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: