Российская система измерений

Защита прав и законных интересов граждан и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений в настоящее время определяет необходимость уточнения концепции измерительного дела и принципов функционирования системы измерений. И то, и другое стало возможным на законодательной основе после принятия Закона Российской Федерации " Об обеспечении единства измерений '' № 4371 - 1 от 27 апреля 1993 г.

Система измерений является социально - значимой системой, аналогичной системам связи, транспорта, образования, здравоохранения, правоохранения. И с каждой из них система измерений связана. Если же вспомнить роль измерений в торговле, обороне, науке и взаимоотношениях с мировым сообществом, то появление идеи систематизации измерительного дела в стране становится совершенно обоснованным.

Имеются, по крайней мере, три обстоятельства, понуждающие организовать систему измерений на государственном уровне.

Во-первых, применение неправильных мер (неверных приборов) или методов измерений (методик выполнения измерений) ведет к ряду отрицательных последствий: нарушению технологий, необоснованным потерям топливно-энергетических ресурсов, созданию предпосылок для аварийных ситуаций, увеличению брака продукции, неправильности диагнозов пациентов, нарушению взаимозаменяемости элементов и узлов при сборке и ремонте, созданию возможности хищений и обмана потребителей, снижению боеготовности вооружения и военной техники и т.д. Поэтому как органы государственной метрологической службы, входящие в структуру территориальных органов Госстандарта России, так и метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц должны в соответствии с Законом должны выполнять свою задачу по обнаружению недостоверных результатов измерений и принятию мер по их недопущению, т.е. система должна стоять на страже интересов потребителя.

Во-вторых, масштабы затрат на получение достоверных результатов измерений достаточно велики. Не так давно в СССР производилось более 200 млрд. измерений в день, свыше 4 млн. человек считало измерения своей профессией, а доля затрат на измерения составляла 10 -15 % от всех затрат общественного труда, достигая в электронике и точном машиностроении 50-70%.В стране насчитывалось более 1 млрд. средств измерений, при этом увеличение числа приборов в промышленности было пропорционально квадрату прироста продукции. В США в 1965 г. было 20 млрд. измерений в день, а 1,3 млн. человек профессионально занимались измерениями, затраты на измерения составляли 3,5% от валового национального продукта (ВНП), было вложено в метрологическое оборудование около 25 млрд. долларов с предполагаемым увеличением на 4,5 млрд. ежегодно. Еще 20 млрд. долларов было вложено в изучение свойств веществ и материалов с ежегодным увеличением на 3 млрд. долларов. В Великобритании в середине 80-х годов тратилось около 20 млрд. ф. ст. ежегодно на измерения (или прямо с ними связанную деятельность), что составляло около 5% ВНП или 300 ф. ст. на душу населения. В Федеративной Германии, как и во всех развитых странах, сегодня тратится на измерения около 6 % ВНП, причем 0,1 % от этих затрат относится на финансирование разработки, хранения, поддержания и применения национальных эталонов единиц физических величин. Ясно, что средства, затрачиваемые на измерения, должны быть использованы наиболее эффективным образом.

В-третьих, изменение экономических отношений в России, децентрализация управления и приближение к рыночным структурам других стран обуславливают необходимость структурных изменений и в системе измерений. Закон сегодня позволяет создать новую систему, работающую по критерию обеспечения единства измерений, которая ориентирована на гармоничное взаимодействие с национальными системами измерений других стран. В первую очередь это относится к взаимному признанию результатов измерений и испытаний, в том числе сертификационных. Участие России в международных и региональных организациях позволяет использовать мировой опыт и учитывать появляющиеся тенденции в современной метрологии.

Таким образом, Российская система измерений (РСИ) должна, по идее, охватывать органы и службы, обеспечивающие единство измерений в России, вместе с разработчиками, производителями (поставщиками) и пользователями средств измерений, действующими в соответствии с российским законодательством. И хотя структура такой системы пока достаточно условна и каждый элемент системы имеет свои функции (права и обязанности), есть некие общие принципы, которым подчиняется вся система в целом. На рис.1.1 представлена идея построения система измерений, которая охватывает 3 элемента (условно) - измерительную технику (1), метрологию (3) и потребителя измерительной техники и измерительной информации (2).Существует некая общая зона пересечения этих трех элементов (4),которая являет собой ныне существующую ГСИ - Государственную систему обеспечения единства измерений. Во взаимопересечениях элементов между собой (попарно) находятся конкретные виды работ. Например, в 1-3 - государственные испытания средств измерений, в 2-3 - поверка и калибровка, в 1-2 - ремонт, калибровка, обслуживание и т.д. Внимательное рассмотрение особенностей "взаимопроникновений" позволяет определить структуру НТД по метрологии. "Ядро" НТД - в рамках ГСС- Государственной системы стандартизации.

Закон "Об обеспечении единства измерений" определяет новый этап развития метрологии в России, задачами которого являются:

1) сохранение достигнутого уровня обеспечения единства измерений, в том числе в СНГ;

2) обеспечение преемственного перехода от административного принципа управления метрологической деятельностью к законодательному;

3) адаптация Российской системы измерений к мировой системе;

4) сохранение государственности измерительного дела в России.


Все это, естественно, необходимо для обеспечения достойного уровня жизни и благосостояния населения, поддержания адекватной системы обороны страны, уровня образования и знаний специалистов во всех областях деятельности, взаимодействия с другими государствами в экономической и научно - технической областях. Поэтому общегосударственная система измерений должна обеспечить количественную базу для осуществления взаимообмена и принятия решений во всех аспектах нашей повседневной жизни, в делах общества, коммерции, промышленности, в науке и технике.

Концептуальная основа РСИ представлена на рис.1.2. Целью является содействие экономическому и социальному развитию общества на основе конституционных норм, Законов РФ и постановлений правительства РФ. В соответствии с этим задачей РСИ является реализация единой технической политики по защите общества от неверных результатов измерений, влияющих на уровень жизни и благосостояния граждан и охрану правопорядка в стране, экономику и производство, науку и технику. Стратегия функционирования РСИ заключается в "привязке" всех измерений соответствующим образом к государственным эталонам единиц измерений (системе шкал), чтобы любое средство измерений несло в себе масштабированный размер единицы, полученной по поверочной схеме от соответствующего эталона. Для этого в первую очередь необходима координация деятельности соответствующих органов государственного управления и юридических лиц, направленной на осуществление государственной функции обеспечения единства измерений в стране. Эта функция имеет три направления реализации - законодательное, исполнительное и контрольно-надзорное. Еще Д.И. Менделеев относил к числу первичных правительственных функций законодательство, администрацию (исполнительную власть) и суд. "Последний касается только того, что сделано в прошлом времени, тогда как администрация относится к настоящему времени действий, а законодательство лишь к будущему".

Законодательная функция выполняется Госстандартом России и государственными научно - метрологическими центрами (ГНМЦ) на основе метрологических НПО и НИИ. Исполнительная функция реализуется в первую очередь через государственную метрологическую службу, осуществляемую, как и раньше, метрологическими институтами и территориальными органами (ТО) Госстандарта России.

В соответствии с новым законодательством лаборатории, занимающиеся поверкой, калибровкой, высокоточными измерениями, измерениями для испытаний и сертификации продукции, должны быть аккредитованы на право проведения таких работ. Все эти аккредитации осуществляются под эгидой Госстандарта России, который назначает центральные органы по аккредитации и способствует созданию органов по аккредитации и соответствующих систем аккредитации лабораторий, связанных с измерениями. Такая практика

существует в других странах уже давно. Например, система аккредитации лабораторий мер и весов в каждом штате США существует с 1967 г., и на 28 марта 1990 г. была аккредитована 51 лаборатория, а Национальная (добровольная) система аккредитации лабораторий специальных испытаний (акустика, теплоизоляция, свойства строительных материалов, дозиметрия, качество бумаги и т.п.) существует с 1976 г., имея на 1 марта 1990 г. 891 лабораторию и свыше 200 в процессе подготовки к аккредитации.

Целесообразно в России предусмотреть объединение всех систем аккредитации лабораторий, связанных с измерениями, в единую Российскую службу аккредитации измерительных лабораторий (РСАИЛ). Аналогичная структура - NAMAS (National Measurement Accreditation Service) - сформирована в 1965 г. в Великобритании на базе Британской калибровочной службы (DCS) и Национальной схемы аккредитации испытательных лабораторий (NATLAS).К августу 1992 г. NAMAS было аккредитовано около 1300 лабораторий: 350 калибровочных лабораторий и 950 испытательных. Характерно, что испытательные лаборатории являются скорее измерительными (акустика, баллистика, химический анализ, коррозия, линейно-угловые измерения, экология, пожароопасность, охрана труда, микробиология, структура и свойства материалов и металлов, безопасность, неразрушающие испытания и т.д). Только в калибровочных лабораториях за 1992 г. было выдано 320 тыс. сертификатов.

Наличие национальных служб аккредитации в странах позволяет им заключать соглашения между этими службами на государственном уровне, обеспечивая автоматически взаимное признание результатов измерений, полученных в лабораториях (центрах), входящих в Национальную службу аккредитации.

И, наконец, контрольно - надзорная функция выполняется в значительной мере ОГМС ТО Госстандарта России, а также метрологическими службами государственных органов управления РФ и юридических лиц в пределах их компетенции.

Все сказанное следует отнести к реализации стратегии РСИ, связанной с обеспечением единства измерений.

Учитывая изложенное, схему РСИ можно представить как на рис.1.3.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: