Логические задания. 1. Выразите свое отношение к высказыванию о том, что по мере со- вершеиствования общества уменьшается необходимость в соци­ альных институтах

1. Выразите свое отношение к высказыванию о том, что по мере со-
вершеиствования общества уменьшается необходимость в соци­
альных институтах.

2. Какие новые социальные институты возникли внутри современно­го российского общества за последние десятилетия?

3. Назовите отличие современной семьи от модели традиционной се­мьи.

Индивидуальное задание

1. Снижение устойчивости семьи и рождаемости в нашей стране оце­нивается социологами по-разному. Одни видят в этом признаки появления семьи нового типа - "супружеской семьи", где глав­ным становится духовное и сексуальное общение супругов, их до­суг. Другие ученые расценивают снижение рождаемости и устой­чивости семьи как временные негативные явления, которые в бу­дущем будут устранены под влиянием активной демографической политики. А каково Ваше мнение о перспективах семьи?

2. В книге американского психолога Э. Берна "Игры, в которые иг­рают люди..." приводится такой эпизод. Муж приходит домой и видит, что в квартире не убрано, не вытерта пыль. Нетрудно пред­ставить реакцию, так сказать, "среднего мужа". Понятно, как по­ведет себя жена. Скорее всего, на упреки она ответит, повысив го­лос: "А я что, не работаю?! Взял бы тряпку и вытер бы эту самую пыль...". Но Берн рекомендует мужу поступить иначе; а именно: написать на пыльном столе одну фразу: "Я тебя люблю!" В чем преимущества такого подхода? Какой, по-вашему, будет реакция жены? Поможет ли тактичность мужа избежать ссоры?

3. В "Декларации прав и свобод человека и гражданина" сказано: "Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего


супруга и близких родственников, круг которых определяется за­коном". Объясните, почему членам семьи предполагаемого прес­тупника предоставляется такая льгота?

4. Маркс писал: "Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак". (Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - T.I. - С. 162). Насколько актуальны эти слова?

5. Всегда ли "брак" и "семья" существуют вместе?

Тест

Социальный институт - это:

а) совокупность норм, установок, правил, стандартов деятельности
и поведения в важнейших сферах и вопросах жизнедеятельности
общества;

б) социальная общность;

в) система отношений, объединяющих некоторое множество людей
для достижения определенной цели.

Литература

1. Андреев Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, струк­тура. - Свердловск, 1989.

2. Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма /Социс. — 1992.-№ 7.

3. Мертон Р. Явные и латентные функции /Американская социоло­гия.-М., 1994.

4. Павличенко М.В. К проблеме брачного выбора (по материалам специального пилотажного иселедования)/Вестник Московского университета. - Сер. 18. Социология и политология. - 1997. - №2.

5. Солодпиков В.В. Семья: социологические и социально-психоло­гические парадигмы/Социс. — 1994. - №6.


Тема 8. Социальная структура общества

1. Социальная структура общества и ее основные элементы.

2. Классовая теория строения общества.

3. Теория стратификации. Основные критерии стратификации.

4. Социальное неравенство, его природа и виды.

5. Социальная мобильность: виды и каналы.

Основные понятия: социальная структура общества, социальная группа, социальный слой, социальная общность, класс, социальная стра­тификация, страта, социальное неравенство, маргинал, маргинализация, мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, индивидуальная и групповая, межпоколенческая и внутри поколенчес-кая мобильность, открытое и закрытое общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: