Цели и задачи освоения учебной дисциплины. В истории мировой литературы период с 1871 года по 1917 принято называть «рубежом ХIХ и ХХ веков»

В истории мировой литературы период с 1871 года по 1917 принято называть «рубежом ХIХ и ХХ веков». Это один из сложнейших этапов развития мировой литературы, специфика которого обусловлена переходным характером изучаемой эпохи. Основная цель курса – показать внутреннюю противоречивость, диалогичность и синтетичность литературного процесса «рубежа веков»; осмыслить как общие закономерности развития мирового литературного процесса конца ХIX – начала XX вв., так и его национальное своеобразие. Выявить оригинальность изучаемого литературного периода можно лишь соотнося его как с предшествующей, так и с последующей литературной эпохой. Отсюда в процессе чтения курса важным является показать как специфику литературного процесса на рубеже ХIX-XX веков, так и его преемственность по отношению к литературе предшествующего периода (реализм). С этой целью предусмотрены постоянные отсылки к материалу курса зарубежной литературы ХIX века.

Помимо знания обширного литературного материала данного изучаемого периода, эпоха «рубежа веков» требует знакомства с философскими, эстетическими сочинениями, историей искусств и музыки. Литература и культура изучаемого периода отличается сложностью и многообразием направлений, течений, тенденций и школ.

Характеристика профессиональной деятельности: бакалавр готовится к педагогической и культурно-просветительской профессиональной деятельности в области образования, культуры и социальной сферы. В ходе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

В области педагогической деятельности: организации обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

В области культурно-просветительской деятельности: организация культурного пространства; популяризация профессиональной области знаний в обществе.

Для достижения этой цели необходимо:

- познакомить студентов с основными историко- и теоретико-литературными понятиями и проблемами современной науки;

- рассмотреть литературный процесс в культурном контексте эпохи, выявляя национальную специфику каждой из изучаемых литератур, проводя постоянные аналогии и противопоставления различных методов и направлений;

- показать национальное своеобразие развития литературы в разных странах, ее связь с общественно-философской мыслью времени;

- выявить особенности поэтического творчества на данном этапе развития литературы;

- охарактеризовать основные темы и проблемы произведений «рубежа веков» и новые способы изображения душевного мира человека (символ, подтекст);

- раскрыть наиболее существенные особенности художественного мастерства крупнейших писателей;

- Представить наиболее значительные для рубежа веков литературные направления, течения и школы (натурализм, символизм, неоромантизм, эстетизм и др.) в лице крупнейших представителей.

- продемонстрировать характерное для эпохи рубежа веков разнообразие литературных жанров (натуралистический роман-фреска Э. Золя «Жерминаль», приключенческий роман Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ», новеллы Г. де Мопассана «Пышка», «Мадемуазель Фифи» и др., «драма-дискуссия» Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца», «статичная драма» «Слепые» и символистская пьеса-сказка «Синяя птица» М. Метерлинка, сатирический роман А. Франса «Остров пингвинов», лирические стихотворения П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, рассказы Д. Лондона и т.д.), что позволит не только наглядно, на конкретных примерах продемонстрировать различие творческих методов и особенностей языка и стиля писателей, принадлежащих к разным национальным школам, но и выявить динамику мирового литературного процесса.

- овладеть теоретическими знаниями в рамках изучения вопросов формирования литературных жанров, эволюции художественной формы;

- способствовать формированию у студентов навыков самостоятельной работы, умения анализировать художественный текст, видеть историко-литературные закономерности;

- выработать умения использовать систему научных понятий и научных приемов при анализе конкретного литературного материала;

- подготовить базу для научно-исследовательской работы студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: