Важнейшим условием эффективной работы розничной торговой сети и
высокой культуры обслуживания населения является оптимальное размещение
магазинов на территории города.
При размещении магазинов необходимо учитывать следующие факторы:
•
градостроительные – величина города, функциональное зонирование его
отдельных частей (центр города, промышленная зона и др.), плотность
населения, размещение административных и культурных зданий и т. д.;
•
транспортные – основные направления и интенсивность транспортных
потоков, рост численности индивидуального транспорта, наличие остановок
общественного транспорта;
•
социальные – демографический состав населения, снижение затрат
времени на приобретение товаров, создание условий для высокой культуры
обслуживания;
•
экономические – обеспечение эффективности использования торговых и
складских помещений, повышение доходности магазинов и материальных
стимулов их персонала.
Основными задачами рационального размещения розничной торговой
|
|
сети на современном этапе развития торговли являются:
• максимальное приближение розничной торговой сети к покупателям,
оптимальное соотношение ее различных видов;
• обеспечение необходимого ассортимента товаров в магазинах, его
реализация;
• гарантирование каждому предприятию необходимого объема товарооборота
и должного уровня рентабельности;
• четкое разграничение районов деятельности однотипных магазинов,
рационализация торговых процессов за счет внедрения прогрессивных форм
обслуживания.
Переход торговли к рыночным отношениям требует повышенного
внимания
к
проблемам
размещения
розничной
сети
теоретических
исследований и практики, так как это ведет к расширению влияния всех
основных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения
розничной торговой сети (состав городской территории, размещение жилых
районов, транспортных путей, деловых и культурных центров и т.д.), на
экономические показатели деятельности торговых объектов.
Существует несколько принципов размещения розничной торговой сети.
Важнейшим является принцип равномерного размещения розничной
торговой сети. Он заключается в следующем: на каждый район города с
определенной численностью населения приходится определенное количество
магазинов, позволяющее удовлетворить спрос покупателей. Так, в районах
жилой застройки при таком размещении покупатель должен тратить не более
7—10 минут на дорогу в магазин. Это значит, что радиус обслуживания должен
Сыть около 500 метров. Данный принцип применим к однотипным магазинам и
|
|
прежде всего к продовольственной торговле.
Принцип децентрализованного, или рассредоточенного, размещения
сложился в городах исторически, когда магазины открывались в отдельных
районах города без комплексного плана, по мере застройки.
В данном случае торговое предприятие максимально приближено к жилой
застройке и обслуживает ограниченное количество населения, проживающего в
радиусе его обслуживания. Это позволяет избежать большого скопления
покупателей и перекрещивающихся потоков их движения, что характерно для
больших универмагов.
Основной
недостаток
такого
размещения
заключается
в
том,
что
рассредоточение в определенной мере препятствует специализации торговой
сети, так как основным типом магазина в этом случае должен быть магазин
смешанного ассортимента.
Функциональное (ступенчатое или концентрическое) размещение розничной
торговой сети обусловлено характером спроса на товары: товары массового
спроса, первой необходимости и предметы периодического спроса. В этом
случае вся торговая сеть города делится на две группы: магазины жилой зоны
(микрорайон, жилой район, квартал) и общегородского значения.
Торговая площадь распределяется между этими группами магазинов
неодинаково. В жилой зоне должно быть размещено до 75 % торговой площади
продовольственных магазинов и 25 %
—
непродовольственных, т.е.
продовольственная сеть максимально приближена к покупателю.
Для
централизованного,
или
группового,
размещения
характерна
группировка всех торговых и бытовых предприятий в виде торговых центров,
преимущество
которых
заключается,
прежде
всего,
в
комплексном
удовлетворении спроса населения, как на товары, так и услуги. Строительство
торговых центров значительно дешевле, позволяет лучше организовать
подъездные пути, рациональнее использовать территорию и инженерные
коммуникации, транспорт, механизировать погрузочно-разгрузочные
работы. Их эксплуатация значительно снижает
текущие затраты (расход
электроэнергии, газа, воды, уборка помещений и т.д.) и повышает
эффективность капитальных вложений.
Вместе с тем групповое размещение приводит к увеличению радиуса
обслуживания населения, что особенно нежелательно при его низкой
плотности.
Торговые центры делятся на местные и общегородского значения.
Местные торговые центры предназначены для обслуживания населения
жилой зоны, призваны предоставить комплекс товаров и услуг стандартного
характера и обеспечить минимальные затраты времени покупателей.
В состав местного торгового центра, как правило, включаются такие
предприятия, как универсам, предприятие общественного питания (столовая,
закусочная, магазин кулинарии), комплексный приемный пункт с мастерскими
мелкого ремонта, парикмахерская, отделение связи и др.
Ведущим
предприятием
является
универсам,
вокруг
которого
группируются
остальные
объекты.
В
зависимости
от
численности
обслуживаемого населения он может иметь несколько торговых центров
Местные торговые центры в настоящее время проектируют в виде
кооперированных (все предприятия под одной крышей) и сблокированных
зданий, т.е. примыкающих друг к другу предприятий торгового центра.
Эксплуатация
кооперированных
зданий
более
экономична,
чем
сблокированных. Тем не менее отечественная практика и зарубежный опыт
показывают, что в перспективе предпочтение все же будет отдаваться
строительству сблокированных зданий. В данном случае легче осуществляется
финансирование строительства, проще эксплуатация зданий и осуществление
принципов хозрасчета и т.д.
Торговые центры городского значения призваны предоставить населению
|
|
широчайший выбор товаров и услуг как стандартного, так и избирательного
характера. В состав таких центров включаются крупные универмаги,
универсамы, специализированные магазины, рестораны и кафе, комбинаты
бытовых услуг, рынки, почтамты и др. Торговые центры городского значения
являются основными структурными элементами общегородской сети торгово-
бытового обслуживания.
Строятся торговые центры общегородского значения, как правило, по
индивидуальным проектам, но могут использоваться и типовые.
Местные торговые центры в настоящее время проектируют в виде
кооперированных (все предприятия под одной крышей) и сблокированных
зданий, т.е. примыкающих друг к другу предприятий торгового центра.
Эксплуатация
кооперированных
зданий
более
экономична,
чем
сблокированных. Тем не менее отечественная практика и зарубежный опыт
показывают, что в перспективе предпочтение все же будет отдаваться
строительству сблокированных зданий. В данном случае легче осуществляется
финансирование строительства, проще эксплуатация зданий и осуществление
принципов хозрасчета и т.д.
Торговые центры городского значения призваны предоставить населению
широчайший выбор товаров и услуг как стандартного, так и избирательного
характера. В состав таких центров включаются крупные универмаги,
универсамы, специализированные магазины, рестораны и кафе, комбинаты
бытовых услуг, рынки, почтамты и др. Торговые центры городского значения
являются основными структурными элементами общегородской сети торгово-
бытового обслуживания.
Строятся торговые центры общегородского значения, как правило, по
индивидуальным проектам, но могут использоваться и типовые.
С целью упорядочения развития и размещения розничной торговли наиболее
целесообразным считается функционирование самостоятельных объектов
мелкой розницы в составе торговых комплексов.
Торговый комплекс — это совокупность торговых объектов, реализующих
универсальный
|
|
ассортимент
товаров
с
широким набором
услуг,
с
централизацией функций хозяйственного обслуживания.
Такие комплексы, создаваемые в настоящее время повсеместно во всех
городах страны с целью придания мелкорозничной торговле цивилизованных
форм обслуживания, должны сдаваться в аренду только на конкурсной основе с
условием благоустройства обслуживаемой территории, соблюдения и под-
держания архитектурного облика города.
Значительное развитие в городах в последние годы получили и рынки:
продовольственные,
сельскохозяйственные,
вещевые,
смешанные.
Их
дальнейшее развитие и размещение также должно быть подчинено задаче
наиболее полного удовлетворения спроса населения и высокой культуры
обслуживания.