Принципы размещения розничной торговой сети в городах

Важнейшим условием эффективной работы розничной торговой сети и

высокой культуры обслуживания населения является оптимальное размещение

магазинов на территории города.

При размещении магазинов необходимо учитывать следующие факторы:

градостроительные – величина города, функциональное зонирование его

отдельных частей (центр города, промышленная зона и др.), плотность

населения, размещение административных и культурных зданий и т. д.;

транспортные – основные направления и интенсивность транспортных

потоков, рост численности индивидуального транспорта, наличие остановок

общественного транспорта;

социальные – демографический состав населения, снижение затрат

времени на приобретение товаров, создание условий для высокой культуры

обслуживания;

экономические – обеспечение эффективности использования торговых и

складских помещений, повышение доходности магазинов и материальных

стимулов их персонала.

Основными задачами рационального размещения розничной торговой

сети на современном этапе развития торговли являются:

• максимальное приближение розничной торговой сети к покупателям,

оптимальное соотношение ее различных видов;

• обеспечение необходимого ассортимента товаров в магазинах, его

реализация;

• гарантирование каждому предприятию необходимого объема товарооборота

и должного уровня рентабельности;

• четкое разграничение районов деятельности однотипных магазинов,

рационализация торговых процессов за счет внедрения прогрессивных форм

обслуживания.

Переход торговли к рыночным отношениям требует повышенного

внимания

к

проблемам

размещения

розничной

сети

теоретических

исследований и практики, так как это ведет к расширению влияния всех

основных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения

розничной торговой сети (состав городской территории, размещение жилых

районов, транспортных путей, деловых и культурных центров и т.д.), на

экономические показатели деятельности торговых объектов.

Существует несколько принципов размещения розничной торговой сети.

Важнейшим является принцип равномерного размещения розничной

торговой сети. Он заключается в следующем: на каждый район города с

определенной численностью населения приходится определенное количество

магазинов, позволяющее удовлетворить спрос покупателей. Так, в районах

жилой застройки при таком размещении покупатель должен тратить не более

7—10 минут на дорогу в магазин. Это значит, что радиус обслуживания должен

Сыть около 500 метров. Данный принцип применим к однотипным магазинам и

прежде всего к продовольственной торговле.

Принцип децентрализованного, или рассредоточенного, размещения

сложился в городах исторически, когда магазины открывались в отдельных

районах города без комплексного плана, по мере застройки.

В данном случае торговое предприятие максимально приближено к жилой

застройке и обслуживает ограниченное количество населения, проживающего в

радиусе его обслуживания. Это позволяет избежать большого скопления

покупателей и перекрещивающихся потоков их движения, что характерно для

больших универмагов.

Основной

недостаток

такого

размещения

заключается

в

том,

что

рассредоточение в определенной мере препятствует специализации торговой

сети, так как основным типом магазина в этом случае должен быть магазин

смешанного ассортимента.

Функциональное (ступенчатое или концентрическое) размещение розничной

торговой сети обусловлено характером спроса на товары: товары массового

спроса, первой необходимости и предметы периодического спроса. В этом

случае вся торговая сеть города делится на две группы: магазины жилой зоны

(микрорайон, жилой район, квартал) и общегородского значения.

Торговая площадь распределяется между этими группами магазинов

неодинаково. В жилой зоне должно быть размещено до 75 % торговой площади

продовольственных магазинов и 25 %

непродовольственных, т.е.

продовольственная сеть максимально приближена к покупателю.

Для

централизованного,

или

группового,

размещения

характерна

группировка всех торговых и бытовых предприятий в виде торговых центров,

преимущество

которых

заключается,

прежде

всего,

в

комплексном

удовлетворении спроса населения, как на товары, так и услуги. Строительство

торговых центров значительно дешевле, позволяет лучше организовать

подъездные пути, рациональнее использовать территорию и инженерные

коммуникации, транспорт, механизировать погрузочно-разгрузочные

работы. Их эксплуатация значительно снижает

текущие затраты (расход

электроэнергии, газа, воды, уборка помещений и т.д.) и повышает

эффективность капитальных вложений.

Вместе с тем групповое размещение приводит к увеличению радиуса

обслуживания населения, что особенно нежелательно при его низкой

плотности.

Торговые центры делятся на местные и общегородского значения.

Местные торговые центры предназначены для обслуживания населения

жилой зоны, призваны предоставить комплекс товаров и услуг стандартного

характера и обеспечить минимальные затраты времени покупателей.

В состав местного торгового центра, как правило, включаются такие

предприятия, как универсам, предприятие общественного питания (столовая,

закусочная, магазин кулинарии), комплексный приемный пункт с мастерскими

мелкого ремонта, парикмахерская, отделение связи и др.

Ведущим

предприятием

является

универсам,

вокруг

которого

группируются

остальные

объекты.

В

зависимости

от

численности

обслуживаемого населения он может иметь несколько торговых центров

Местные торговые центры в настоящее время проектируют в виде

кооперированных (все предприятия под одной крышей) и сблокированных

зданий, т.е. примыкающих друг к другу предприятий торгового центра.

Эксплуатация

кооперированных

зданий

более

экономична,

чем

сблокированных. Тем не менее отечественная практика и зарубежный опыт

показывают, что в перспективе предпочтение все же будет отдаваться

строительству сблокированных зданий. В данном случае легче осуществляется

финансирование строительства, проще эксплуатация зданий и осуществление

принципов хозрасчета и т.д.

Торговые центры городского значения призваны предоставить населению

широчайший выбор товаров и услуг как стандартного, так и избирательного

характера. В состав таких центров включаются крупные универмаги,

универсамы, специализированные магазины, рестораны и кафе, комбинаты

бытовых услуг, рынки, почтамты и др. Торговые центры городского значения

являются основными структурными элементами общегородской сети торгово-

бытового обслуживания.

Строятся торговые центры общегородского значения, как правило, по

индивидуальным проектам, но могут использоваться и типовые.

Местные торговые центры в настоящее время проектируют в виде

кооперированных (все предприятия под одной крышей) и сблокированных

зданий, т.е. примыкающих друг к другу предприятий торгового центра.

Эксплуатация

кооперированных

зданий

более

экономична,

чем

сблокированных. Тем не менее отечественная практика и зарубежный опыт

показывают, что в перспективе предпочтение все же будет отдаваться

строительству сблокированных зданий. В данном случае легче осуществляется

финансирование строительства, проще эксплуатация зданий и осуществление

принципов хозрасчета и т.д.

Торговые центры городского значения призваны предоставить населению

широчайший выбор товаров и услуг как стандартного, так и избирательного

характера. В состав таких центров включаются крупные универмаги,

универсамы, специализированные магазины, рестораны и кафе, комбинаты

бытовых услуг, рынки, почтамты и др. Торговые центры городского значения

являются основными структурными элементами общегородской сети торгово-

бытового обслуживания.

Строятся торговые центры общегородского значения, как правило, по

индивидуальным проектам, но могут использоваться и типовые.

С целью упорядочения развития и размещения розничной торговли наиболее

целесообразным считается функционирование самостоятельных объектов

мелкой розницы в составе торговых комплексов.

Торговый комплекс — это совокупность торговых объектов, реализующих

универсальный

ассортимент

товаров

с

широким набором

услуг,

с

централизацией функций хозяйственного обслуживания.

Такие комплексы, создаваемые в настоящее время повсеместно во всех

городах страны с целью придания мелкорозничной торговле цивилизованных

форм обслуживания, должны сдаваться в аренду только на конкурсной основе с

условием благоустройства обслуживаемой территории, соблюдения и под-

держания архитектурного облика города.

Значительное развитие в городах в последние годы получили и рынки:

продовольственные,

сельскохозяйственные,

вещевые,

смешанные.

Их

дальнейшее развитие и размещение также должно быть подчинено задаче

наиболее полного удовлетворения спроса населения и высокой культуры

обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: