Управление карьерой позволяет увязывать планы профессионального роста сотрудников с задачами организации.
Карьера – это продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью. Это продвижение вперед по выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения. Различают следующие виды карьеры1:
· профессиональная карьера характеризуется тем, что работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных способностей и уход на пенсию. Все эти стадии работник может пройти в разных организациях;
· внутрифирменная карьера – последовательная смена ступеней и занимаемых должностей в рамках одной организации. Внутрифирменная карьера реализуется в трех основных направлениях: 1) вертикальная карьера – подъем на более высокую ступень структурной иерархии; 2) горизонтальная карьера – это либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей формального закрепления в организационной структуре (например, руководитель проекта, временного трудового коллектива), или расширение и усложнение задач в рамках занимаемой ступени; 3) центростремительная карьера – это движение к ядру (руководству) организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи и совещания, доступ к неформальным источникам информации, важные поручения руководства.
|
|
Различают карьеру специалиста (ориентированную на профессиональный рост) и управленца (ориентированную на должностной рост в управленческой иерархии).
Выделяют виды карьеры в зависимости от содержания изменений в процессе карьерного перемещения: (1) властная карьера связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом неформального авторитета работника в организации; (2) квалификационная карьера предполагает профессиональный рост, движение по разрядам тарифной сетки профессии; (3) статусная карьера – рост статуса работника в организации, выражается в присвоении очередного ранга за выслугу лет, почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы; (4) монетарная карьера – это повышение уровня вознаграждения работника: уровня оплаты труда, объема и качества социальных льгот.
Управление деловой карьерой означает, что с момента принятия работника в организацию и до его увольнения организуется планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
|
|
Для конкретного работника разрабатывается наиболее вероятная схема замещения должностей: должностной рост или ротация. Должностной рост – это замещение должности более высокого уровня по сравнению с занимаемой. Ротация – это назначение работника («по горизонтали») на должность одного уровня, но с дополнительной материальной и моральной мотивацией.
Исходный пункт планирования карьеры – пятилетнее и текущее планирование потребности организации в кадрах. Индивидуальные планы развития карьеры разрабатываются по ключевым должностям и специальностям, а также для наиболее перспективных, одаренных, инициативных работников. По остальным развитие карьеры осуществляется по плану работы с кадровым резервом.
На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности1.
Т а б л и ц а 17
Потребности людей на разных этапах карьеры
Этапы карьеры | Возраст | Потребности достижения целей | Моральные потребности | Физиологические и материальные потребности |
Предварительный | до 25 | Учеба, испытание на разных работах | Начало самоутверждения | Безопасность существования |
Становления | до 30 | Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя | Самоутверждение, начало достижения независимости | Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты |
Продвижения | до 45 | Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации | Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения | Здоровье, высокий уровень оплаты труда |
Сохранения | до 60 | Пик совершенствования квалификации. Повышение своей квалификации. Обучение молодежи | Стабилизация независимости, рост самовыражения, начало уважения | Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам дохода |
Завершения | после 60 | Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка себе смены и к новому виду деятельности на пенсии | Стабилизация самовыражения, рост уважения | Сохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода |
Пенсионный | после 65 | Занятие новым видом деятельности | Самовыражение в новой сфере деятельности | Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье |
Таким образом, управление карьерой – это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой по организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей и склонностей, а также из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.
Процесс управления внутрифирменной карьерой работника можно представить следующим образом (см. рис.18)1.
Нет
Да
Рис. 18. Процесс управления карьерой