На одноступенчатой установке остаточное сырье (гудрон, концентрат) насосом 17 подается через паровой подогреватель 2 в деасфальтизационную колонну 3. На некоторых установках в сырье перед входом в подогреватель 2 вводят некоторое количество пропана; во избежание гидравлического удара используют смеситель. Применяют также колонны с двумя и тремя вводами сырья и пропана. Сжиженный пропан, забираемый из приемника 7, насосом 18 подается через паровой подогреватель 1 в нижнюю часть колонны 8. В средней ее части пропан в восходящем потоке контактирует с опускающимися более нагретым сырьем и внутренним рециркулятом. Раствор деасфальтизата с основным количеством пропана нагревается в зоне парового подогревателя 4, отстаивается и выводится сверху колонны. После снижения давления при помощи регулятора давления РД примерно до 2,4 МПа (24 кгс/см2) этот раствор поступает в горизонтальный испаритель 8, обогреваемый водяным паром низкого давления, а затем в испаритель 9, обогреваемый паром повышенного давления. Давление в аппарате 9 ниже; а температура выше, чем в аппарате 8. Часть пропана переходит в парообразное состояние вследствие снижения давления. Деасфальтизат, выходящий из испарителя 9 и содержащий относительно небольшое количество пропана (обычно не более 6%), обрабатывается в отпарной колонне 12 открытым водяным паром. Сверху этой колонны уходит смесь пропановых и водяных паров, а снизу—готовый деасфальтизат, который насосом 19 откачивается через холодильник 15 в резервуар. Полноту удаления пропана контролируют по температуре вспышки деасфальтизата. Битумный раствор по выходе снизу колонны 3 нагревается в змеевиках печи 10, где испаряется значительная часть пропана. Пары отделяются от жидкости в сепараторе 11, работающем под тем же давлением, что и испаритель 9. Остатки продана отпаривают открытым водяным паром в битумной отпарной колонне 13. Битум деасфальтизации
откачивают снизу этой колонны насосом 20. На некоторых установках битумный
Схема установки деасфальтизации гудрона пропаном:
1-паровой подогреватель пропана; 2- паровой подогреватель сырья; 3-деасфальтизационная колонна; 4-внутренний паровой подогреватель; 5, 5а, 6-конденсаторы пропана; 7-приемник жидкого пропана; 8, 9-испарители пропана из раствора деасфальтизата; 10-печь; 11-сепаратор; 12, 13-отпарные колонны; 14-конденсатор смешения; 15-холодильник деасфальтизата; 16-холодильник битума; 17-сырьевой насос; 18-пропановый насос; 19-насос откачки деасфальтизата; 20-насос откачки битума; 21- пропановый компрессор; 22-каплеотбойник; УУ-указатель уровня; РД-регулятор давления; РУ -регулятор уровня; РР-регулятор расхода.
I-сырье; II -ввод пропана; III-пары пропана; IV-раствор деасфальтизата; V-готовый деасфальтизат; VI-раствор битума; VII-битум; VIII-водяной пар; IX-вода
раствор до поступления в змеевики печи подогревают в теплообменнике. Пары пропана высокого давления из испарителей 8 и 9 и сепаратора 11 поступают, (на многих установках через отбойник) в конденсаторы-холодильники 5 и 5а. Сжиженный пропан собирается в приемнике 7. Отбойник служит для отделения' от паров пропана увлеченных капелек жидкости, В конденсаторе-холодильнике 5 пары пропана конденсируются под давлением, близким к рабочему давлению в аппаратах 9 и 11, т. е. при 1,7—1,8 МПа (17— 18 кгс/см2). Этим достигается без применения компрессора необходимый температурный перепад между теплоотдающей и охлаждающей средами. На некоторых установках пары пропана, выходящие из сепаратора 11, после прохождения каплеотбойника являются теплоносителем для одного из испарителей. Лары пропана низкого давления, выходящие в смеси с водяным паром из отпарных колонн 12 и 13, освобождаются от водяного пара в конденсаторе смешения 14, после чего, пройдя каплеотбойник 22, они сжимаются компрессором 21 и направляются в конденсатор-холодильник 6. Потери пропана восполняют подачей его извне в приемник 7.