Современное состояние автомобильного транспорта России и перспективы его развития

Современное состояние автомобильной промышленности России

Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства. В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек.

Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.

Потребности внутреннего рынка автотранспортных средств удовлетворяются отечественными предприятиями автомобилестроения по легковым автомобилям на 70-75 процентов, по грузовым автомобилям и автобусам - на 85-90 процентов.

Главным фактором, обеспечивающим привлекательность отечественной автомобильной техники, является ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимая из-за границы в значительных объемах бывшая в эксплуатации автомобильная техника составляет серьезную конкуренцию отечественной продукции.

В российской автомобильной промышленности активно происходят процессы интеграции автомобильных заводов, а также производителей автомобильных компонентов в укрупненные бизнес-группы.

С участием ведущих мировых автомобильных фирм создаются новые мощности по производству автомобилей и совместные предприятия по изготовлению современных агрегатов, узлов и компонентов автомобилей.

Развернуты производства по сборке отечественных автомобилей в ряде иностранных государств.

Действует гармонизированная с европейскими требованиями обязательная сертификация автотранспортных средств и комплектующих изделий в соответствии с принятыми Российской Федерацией международными обязательствами в этой сфере.

Автомобильная промышленность обладает необходимым научным потенциалом, квалифицированными инженерными кадрами и специалистами для создания и внедрения перспективных технологий. Широко используются для нужд автомобилестроения возможности предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Производство военной автомобильной техники базируется на широкой унификации грузовых полноприводных автомобилей гражданского назначения.

Одной из основных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности, является недостаточная активность потенциальных инвесторов и автомобильных компаний. Это в значительной мере определяет отставание отечественной автомобильной техники от современных требований по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии и комфорту.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002 года N 978-р была утверждена Концепция развития автомобильной промышленности России, которая определяет цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, развития производительных сил, увеличения экспорта автомобильной техники и обеспечения национальной безопасности. Концепция учитывает накопленный опыт стран, осуществляющих проведение активной государственной политики в области развития автомобилестроения.

Концепция рассчитана на период до 2010 года.

Целями Концепции являются создание условий, обеспечивающих развитие российской автомобильной промышленности, ее интеграцию в мировое автомобилестроение, а также повышение эффективности производства современной конкурентоспособной автомобильной техники, удовлетворяющей потребности населения, государства и субъектов хозяйствования.

Указанные цели предполагают решение следующих задач с учетом реализации основных положений программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу:

- насыщение транспортного комплекса страны современной автомобильной техникой, соответствующей международным требованиям по экологии и безопасности;

- совершенствование экономической и социальной инфраструктуры автомобильной промышленности;

- создание благоприятных условий для ввода в действие и эффективной эксплуатации новых мощностей по производству автомобильной техники;

- развитие конкуренции в сфере изготовления автомобильной техники, ее сбыта и оказания сервисных услуг;

- обеспечение финансовой прозрачности деятельности предприятий и организаций автомобильной промышленности;

- повышение производительности труда;

- проведение эффективной таможенно-тарифной политики, направленной на оптимизацию таможенных пошлин на автомобильную технику и автомобильные компоненты;

- поэтапная интеграция России в мировой автомобильный рынок;

- организация с участием стратегических инвесторов, в том числе иностранных, новых производств по выпуску автомобильной техники и комплектующих изделий;

- повышение уровня обороноспособности государства за счет разработки и выпуска военной автомобильной техники нового поколения, в том числе двойного назначения.

Приоритетными направлениями развития производства автомобильной техники и автомобильных компонентов являются:

- организация выпуска конкурентоспособной автомобильной техники, отвечающей перспективным международным требованиям;

- увеличение производства легковых автомобилей особо малого и малого классов;

- обновление парка автобусов общественного пользования за счет выпуска автотранспортных средств с улучшенными потребительскими свойствами, а также автотранспортных средств, приспособленных для перевозки инвалидов;

- расширение производства автомобильных компонентов высокого технического уровня;

- углубление производственной кооперации в автомобилестроении и смежных отраслях;

- повышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств в отечественной автомобильной промышленности.

Концепцией к 2010 году прогнозируется увеличение рынка автобусов до 67-70 тыс. штук, при этом доля продажи автобусов большого и особо большого классов возрастет с 8 процентов до 16-17 процентов.

Парк автобусов в России в 2001 году составил более 660 тыс. штук, в том числе около 140 тыс. автобусов общественного пользования. Ожидается его незначительное увеличение.

Объем продажи грузовых автомобилей на внутреннем рынке в 2001 году составил более 200 тыс. штук.

К 2010 году прогнозируется увеличение рынка грузовых автомобилей не менее чем в 1,5 раза.

Парк грузовых автомобилей к 2010 году увеличится с 4,5 до 5,1-5,4 млн. штук.

В федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" отмечаются следующие проблемы в дорожном хозяйстве страны:

В дорожном хозяйстве:

- по всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны;

- не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока;

- все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны;

- низкий технический уровень дорог обусловливает увеличение себестоимости перевозок в 1,5 раза, а расхода горючего на 30 процентов по отношению к аналогичным показателям развитых зарубежных стран;

- из-за плохих дорожных условий в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают 2 тыс. человек и получают ранения 9 тыс. человек;

- не обеспечена связь по автодорогам с твердым покрытием 39 тыс. населенных пунктов, в которых проживает более 10 млн. человек.

Целью Программы является повышение сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы страны.

Подпрограмма «Автомобильные дороги» включает в себя комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, охватывающих основные аспекты деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации. Система мероприятий включает в себя 12 комплексных проектов.

В области развития федеральных автомобильных дорог предусматривается строительство и реконструкция 11 тыс. километров автодорог. Главное внимание уделяется созданию многополосных магистралей, являющихся основой автодорожной сети. В результате протяженность дорог первой категории увеличится к 2010 году до 8 тыс. километров, или почти в 2 раза. К 2010 году основная часть федеральных дорог должна иметь капитальное покрытие, обеспечивающее пропуск современных транспортных средств с высокой нагрузкой и скоростью. Общая протяженность федеральных автомобильных дорог к 2010 году возрастет до 50 тыс. километров.

Предусмотрены строительство и реконструкция платных автодорог и мостовых переходов общей протяженностью 3 тыс. километров.

В Центральном регионе кроме реконструкции головных участков магистральных дорог "Холмогоры", "Беларусь", "Волга", "Урал" и "Россия" будут модернизированы с расширением до четырех полос движения федеральные магистрали в составе международных транспортных коридоров, завершена реконструкция магистрали "Дон", обеспечивающей выход к крупнейшей в Российской Федерации курортной зоне и морским портам на побережье Черного и Азовского морей, на участке от г.Москвы до г.Воронежа с устройством четырехполосной проезжей части. Будут построены мостовые переходы через р. Волга у г.Кинешмы и в обход г.Ярославля, завершено формирование маршрута Москва - Екатеринбург, в составе которого будет построен ряд объектов, в том числе дорожный обход г.Костромы с мостом через р.Волга. Завершение строительства и реконструкции участков дорог на маршруте граница с Украиной - Курск - Воронеж - Саратов - Уральск обеспечит кратчайший путь из Центральной Европы в Среднюю Азию и будет содействовать укреплению экономических интересов и национальной безопасности нашей страны.

В Северо-Западном регионе будет построена кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга, построены и реконструированы подъезды к сооружаемым и модернизируемым портам в Финском заливе на территории Ленинградской области. Это позволит повысить эффективность работы портов в северной части Финского залива и обеспечить автодорожный проезд к стратегически важному порту Кронштадт.

Кроме объектов на территории Ленинградской области будут построены объекты на маршрутах Санкт-Петербург - Вологда - Киров - Пермь - Екатеринбург, Санкт-Петербург - Архангельск - Котлас Сыктывкар - Кудымкар - Пермь с использованием введенного в 2001 году мостового перехода через р.Северная Двина у г.Котласа. Крупными объектами на указанных маршрутах являются участки дорог на территории Карелии, Архангельской и Вологодской областей, а также мостовой переход через Кольский залив у г.Мурманска на международном маршруте к Скандинавским государствам. Также будут выполнены работы по повышению технического уровня участков рокадной магистрали вдоль западной границы Российской Федерации на территории Ленинградской и Псковской областей и строительство дорожных обходов гг.Гатчины и Пскова.

В Южном регионе кроме работ на федеральных дорогах "Дон" и "Кавказ", которые вместе с магистралью "Каспий" входят в состав международного транспортного коридора "Север - Юг", будет продолжено строительство других важнейших федеральных дорог, обеспечивающих перераспределение и пропуск межрегиональных и международных автомобильных потоков по кратчайшим маршрутам к портам на Черном и Азовском морях и в Закавказье. Многие из этих объектов имеют важное стратегическое и оборонное значение. Среди крупнейших объектов - участки автомобильных дорог Минеральные Воды - Кочубей, Беслан - Владикавказ - граница с Грузией, дорожный обход г.Сочи, а также мостовой переход через р.Волга у г.Волгограда.

В Приволжском регионе будет введен в эксплуатацию мостовой переход через р.Волга в г.Ульяновске. Среди других крупных объектов - вторая очередь мостового перехода через р.Волга у г.Саратова.

В Уральском регионе будет введен автодорожный обход Казахстана, построены и реконструированы отдельные участки на маршруте Пермь - Ханты-Мансийск - Сургут - Томск, что позволит осуществлять круглогодичное автомобильное сообщение с городами и населенными пунктами этого региона, в том числе северной его части.

В Сибирском регионе главной задачей будет завершение формирования основного транспортного коридора "Восток - Запад", имеющего важное геополитическое и стратегическое значение для нашей страны. Крупнейшими проектами строительства здесь являются дорожные обходы гг.Новосибирска и Красноярска. Необходима также реконструкция участков дорог с низким техническим уровнем в составе межрегиональных маршрутов, обеспечивающих международные перевозки. Продолжится строительство дорог в районах нового освоения на севере Иркутской области, в Эвенкийском автономном округе и других северных территориях, будут реконструированы участки дорог на подходах к государственной границе в южной части региона.

В Дальневосточном регионе кроме важнейшей стройки страны магистрали Чита - Хабаровск будет осуществляться строительство автодорог, обеспечивающих подъезд к портам Дальнего Востока, завоз грузов в Якутию, Магаданскую область и другие северные территории, а также других важнейших дорог, обеспечивающих функционирование экономики региона и решение социальных проблем населения.

На развитие федеральных автомобильных дорог планируется выделить 331,8 млрд. рублей, в том числе 331,5 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета.

Мероприятия по развитию территориальных автомобильных дорог включают в себя:

- повышение технического уровня наиболее перегруженных участков дорог со строительством дорожных обходов населенных пунктов;

- формирование единой автодорожной сети путем строительства участков дорог на границах административных образований, на дорогах, связывающих районные центры с центрами регионов и между собой;

- обеспечение подъезда к сельским населенным пунктам по дорогам с твердым покрытием.

Предусматривается довести удельное количество дорог I, II, III категорий до 20 процентов против 18,3 процента в настоящее время. Протяженность территориальной дорожной сети за счет перевода части ведомственных дорог в сеть дорог общего пользования и строительства новых дорог возрастет до 620 тыс. километров.

Всего до 2010 года необходимо построить и реконструировать 61 тыс. километров территориальных дорог. На эти цели предполагается выделить 803,3 млрд. рублей, в том числе 266,9 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 536,4 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из важнейших условий обеспечения их сохранности, повышения безопасности движения и экологической безопасности объектов, долговечности и надежности автомобильных дорог и сооружений на них, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства.

В числе мероприятий по ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог предусмотрено увеличение ремонтных работ в 2002-2005 годах на 4-6 процентов в год с последующим увеличением в 1,6 раза в 2006-2010 годах. Всего намечено отремонтировать 48 тыс. километров федеральных дорог.

Всего на ремонт и содержание федеральных дорог намечается выделить до 2010 года 311,5 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета, из них на капитальный ремонт (инвестиции) - 127,2 млрд. рублей и на содержание (прочие нужды) - 184,3 млрд. рублей.

На модернизацию производственной базы дорожного хозяйства намечено израсходовать до 2010 года 14,1 млрд. рублей, из них 3,5 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 10,6 млрд. рублей за счет средств внебюджетных источников.

Проектом "Повышение безопасности дорожного движения и развитие дорожного сервиса" предусматривается повышение уровня безопасности движения на дорогах и общее уменьшение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 15-20 процентов, а также повышение уровня комфорта для участников дорожного движения.

Всего на реализацию программного проекта предполагается израсходовать 20 млрд. рублей, в том числе 0,5 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 19,5 млрд. рублей за счет средств внебюджетных источников.

Проектом "Снижение отрицательного воздействия на окружающую среду" предусматривается сократить на 25-30 процентов негативное влияние автомобильных дорог на население и придорожные экосистемы.

Подпрограммой предусмотрены мероприятия по информационному, правовому и научно-техническому обеспечению деятельности дорожного комплекса.

Мероприятия по информационному обеспечению включают в себя создание и развитие отраслевой системы связи и информатизации с использованием современных технологий на важнейших федеральных дорогах, в первую очередь входящих в состав международных транспортных коридоров.

Затраты на реализацию мероприятий по информационному обеспечению дорожного комплекса составят 7,5 млрд. рублей, из них 7,45 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета.

Мероприятия по правовому обеспечению включают в себя разработку нормативных правовых актов по коммерческому использованию и развитию платных автомобильных дорог, перевозкам сверхтяжеловесных и крупных габаритных грузов, по землепользованию и др.

Объем финансирования мероприятий по правовому обеспечению составит до 2010 года 219,9 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.

Научно-техническое обеспечение направлено на выполнение поисковых и фундаментальных исследований, прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартов и нормативов.

Прикладные научно-исследовательские работы направлены на совершенствование системы управления дорожным хозяйством, повышение качества дорожных покрытий и др.

Опытно-конструкторские работы проводятся с целью создания современной техники для строительства, ремонта и содержания дорог и мостов, а также совершенствования методов и средств диагностики и контроля дорожных работ.

Предусмотрена разработка системы стандартов и норм для развития дорожной сети, проектирования дорог и мостов и на дорожно-строительные материалы.

На реализацию мероприятий по научно-техническому обеспечению предусмотрено 1,5 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета.

Подпрограмма содержит также мероприятия по подготовке кадров и совершенствованию системы управления дорожным хозяйством.

На подготовку кадров предусмотрено выделение до 2010 года 1,2 млрд. рублей, в том числе 1,1 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета.

На совершенствование системы управления дорожным хозяйством намечено выделить 4 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: