Введение. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Международное сообщество исходит из того, что признание государством, обществом присущего всем членам человеческой семьи достоинства и равных, неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. При этом права человека должны охраняться властью закона.

Основным правом человека международное сообщество признает право на жизнь, которое гарантируется целой системой других прав, принадлежащих человеку. Одним из них признается право каждого как члена общества на социальное обеспечение. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств су­ществования по не зависящим от человека обстоятельствам.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь со стороны общества.

Таким образом, забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого человека, потерявшего источник средств сущест­вования по не зависящим от него причинам, признается одной из об­щечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и находит свое правовое закрепление в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948) и Международный пакт об экономических, соци­альных и культурных правах человека и гражданина.

Роль государств, участвующих в Международном пакте, чрезвы­чайно важна. Они обязуются гарантировать осуществление прав, за­крепленных в Пакте (включая право на социальное обеспечение), без какой бы то ни было дискриминации в зависимости от расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, нацио­нальности или социального происхождения, имущественного поло­жения или иного обстоятельства.

Международный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах человека и гражданина был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291).

С возрождением государственности России объективно связан и процесс фор­ми­рования российской государственной системы соци­альной защиты граждан. Она призвана гарантировать право каждого человека, проживающего на территории России, на социальное обес­печение не ниже того уровня, который закреплен в международных актах, ранее ратифицированных СССР. В то же время данная сис­тема явится фундаментом для комплекса общественных отношений, адек­ватно отра­жаю­щих принципиально новый характер распределения совокупного общественного продукта, создаваемого уже в условиях рыночной экономики.

Экономика, сориентированная на рынок, предполагает функцио­нирование не только рынка товаров, капитала, ценных бумаг, но и рынка труда. В связи с этим затраты на социальное обеспечение работ­ника (в том числе переставшего быть таковым в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными) рассматрива­ются как один из элементов, формирующих стоимость рабочей силы.

Организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения наемных работников, выдержавшей испытание време­нем во всех странах с рыноч­ной экономикой, остается обязательное социальное страхование. Суть его заключа­ется в распределении соци­ального риска потери заработка либо его снижения по не зависящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работающих, которые отчисляют страховые платежи в целевые федеральные фонды социального страхования. Средства таких фондов не могут расходо­ваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования кото­рых они созданы. Расходы на социальное обес­пе­чение работающих (либо несущих службу) частично финансируются и за счет ас­сиг­нова­ний из государственного бюджета.

Обязательный (государственный) характер социального страхова­ния выражается:

- во-первых, в обязательности страховых платежей;

- во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевре­менностью поступлений платежей;

- в-третьих, в обеспечении трудя­щихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.

Следует изучить Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об ос­новах обяза­тель­ного социального страхования», закрепивший прин­ципы обязательного социального страхования, перечень социальных рисков и страховых случаев, а также виды соци­аль­ного обеспечения в порядке обязательного социального страхования.

С 1 января 2002 г. вступили в силу федеральные законы, которыми завершена пенсионная реформа в России. Одним из этих законов яв­ляется Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пен­сионном страховании в Российской Феде­рации», который устанавли­вает страховщика, страхователей и круг застрахованных (ст. 5—7 зако­на); закрепляет финансовую систему обязательного пенсионного страхования и порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

К федеральным фондам социального страхования относятся: Пен­сионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Это внебюджетные кре­дитно-финансовые системы. Они образуются за счет единого соци­ального налога, в том числе страховых платежей работодателей. Сред­ства федеральных фондов социального страхования расходуются на выплату пенсий, пособий трудящимся, на получение медико-соци­альной помощи в порядке обязательного медицинского страхования.

Необходимо иметь в виду, что с 1 января 2001 г. вступила в силу часть II Налогового кодекса РФ, в котором предусмотрено введение единого социального налога во все указанные выше фонды (гл. 24). В Налоговом кодексе закреплены также и виды доходов, на которые на­числяется указанный налог.

Другой централизованной организационно-правовой формой осу­ществления социального обеспечения является социальное обеспече­ние за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. В рам­ках данной формы социальное обеспечение предоставляется всему населению, включая и тех, кто не подлежит государственному социаль­ному страхованию (например, пенсионное обеспечение лиц, прохо­дивших военную службу и службу в органах внутренних дел, и их се­мей), а также тем, кто не трудится («еще» или «уже» нетрудоспособны), и вне всякой связи с трудовой деятельностью (предоставление соци­альных пенсий, комплекса социальных услуг пожилым, нетрудоспо­собным, семьям с детьми).

Реформы социальной сферы 1993 и 2003 гг. были направлены на снижение го­су­дарственных расходов, частичную приватизацию социальной сферы, реорга­низа­цию социального обеспечения на страховых началах. Но вышеперечисленные про­бле­мы сложно решить только при помощи очередной реформы системы соци­аль­но­го обеспечения. Возможно, в будущем встанет вопрос о корректировке имеющейся модели социальной интеграции.

Кроме того, за счет бюджетных ассигнований финансируются так­же расходы на пенсионное обеспечение, предоставляемое на основа­нии специальных нормативных актов (судьям, прокурорско-следственным работникам, государственным служащим, депутатам). Это как бы смешанная форма социального обеспечения.

Наряду с централизованными формами в настоящее время широкое распро­стра­нение получают региональные и локальные формы социального обеспечения, когда общегосударственные гарантии социального обеспечения повышаются за счет финансовых средств, выделяемых по специальным программам на региональном, муниципальном уровнях и в каждой отдельной организации.

Между тем, есть и другая точка зрения, не совсем политкорректная, но не име­ю­щая отношение к национализму и расизму. Согласно ей все названные права проистекают не из самой человеческой природы, а из гражданского статуса чело­века. Известные отечественные юристы С.С. Алексеев и М.В. Баглай также пред­лагали отнести социальные права к правам граждан конкретного государства, а не к естественным правам. И это не противоречит идеям свободы. Не случайно словом "общество" (societe) во французском языке обозначается любое добро­воль­ное объединение, включая даже фирмы и компании. Общество - это совокупность граждан, имеющих обязательства друг перед другом, социальный организм, в котором права неразрывно связаны с обязанностями и немыслимы без последних.

Раскрывая понятие государственной системы социального обеспе­чения, следует исходить из того, что это явление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан. Это также и комплексное правовое обра­зование, объединяющее группы норм, которые относятся по виду регу­лируемых общественных отношений к различным отраслям права (фи­нансовому, государственному, административному, праву социального обеспечения).

Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дис­циплины требует четкого представления о предмете и методе как от­расли, так и науки. Под отраслью понимается совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом комплекс обществен­ных отношений, возникающих:

а) в связи с денежной формой обеспе­чения граждан (пенсиями, пособиями, страховыми и компенсацион­ными выплатами, субсидиями);

б) в связи с предоставлением гражда­нам различного рода социальных услуг (отношения по поводу медицинской помощи, лечения, социального обслуживания преста­релых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных);

в) по поводу установления юридических фактов, реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения (отношения процедурного и процес­суального характера).

Дальнейшая конкретизация вопроса о предмете права социального обеспечения как отрасли права предпо­лагает детальный анализ пенсионных отношений, отно­шений по по­воду страховых выплат пострадавшим от несчастного случая на произ­водстве или профессионального заболевания, каждого вида пособия, компен­сации, субсидии, а также каждого вида социальной услуги. При этом важно пока­зать, что нормальное функционирование материальных отношений обеспе­чивается пред­шест­вующими им (либо возникающими наряду с ними) отношениями проце­дурного или процессуального характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: