Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности получить более глубокое представление о системе в целом.
Применительно к праву системный анализ требует:
1) исторического подхода к юридической форме;
2) выявления связей права с иными социальными системами;
3) рассмотрения взаимодействия системы "право - общественные отношения";
4) изучения компонентов права.
Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, позволяющий ответить на вопрос, из каких частей состоит системное целое.
Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е., ее структуры, опре-деляемой природой составляющих ее компонентов. Составляющие структуру компоненты динамичны. Они видоизменяются, взаимодействуют друг с другом. Поэтому структура - это одновременно и способ функционирования конкретной системы, и форма, в рамках которой происходят преобразования.
|
|
Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. В то же время, на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.
Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в системе социального регулирования.
Генезис права показывает, что его становление в качестве целостной системы, охватывающей своим регулирующим воздействием все основные сферы жизни общества, является результатом длительного исторического развития. Только на определенной ступени общественного развития право приобретает интегративное качество общеобязательного социального регулятора общественных отношений.
В системе права, рассматриваемой со стороны ее нормативного содержания, в качестве компонентов выступают отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (в частности, подотрасли). Компоненты права (отрасли, институты, нормы) проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.
|
|
Норма права является минимальным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения участников общественных отношений. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую, особенную и специальную части.
К общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие принципы и задачи правового регулирования, основные права граждан в области социального обеспечения, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения.
Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр. Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом структуры правоотношений, единства и дифференциации норм, выделяемых по различным основаниям. В частности, внутри института пенсий по старости можно выделить:
1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений (действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение пенсий по старости на основании специальных норм);
2) специальные нормы, закрепляющие льготные основания обеспечения пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда, а также пенсионного обеспечения за выслугу лет;
3) нормы, регламентирующие условия обеспечения социальными пенсиями лиц, не имеющих права на трудовую пенсию.
К специальной части отрасли права социального обеспечения относят право социального обеспечения зарубежных стран, а также международно-правовое регулирование социального обеспечения.
Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.
Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для реализации жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.
Что касается запретов, то для советского периода истории права социального обеспечения они были не свойственны. Прямые запреты практически отсутствовали, хотя они логически следовали из содержания норм. Отличительной особенностью современного этапа развития права социального обеспечения является возникновение запрещающих норм (например, в Федеральном законе от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и др.).
Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства в разной степени обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.
|
|
Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законодательства или Кодекса. К сожалению, такого нормативного акта в области социального обеспечения до сих пор нет. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 являются кодифицированным законом, но они содержат лишь нормы, определяющие условия и порядок оказания медицинской помощи.
Такое положение существенно усложняет систему законодательства о социальном обеспечении, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм.
Предпринимаемые попытки разработать соответствующий консолидированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин:
- противоречиями переходного периода;
- сложной экономической ситуацией в стране;
- отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отношений по социальному обеспечению;
- постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением.
Вместе с тем, разработка и принятие соответствующего Кодекса позволила бы существенно обновить и развить все без исключения институты и нормы права социального обеспечения.
По состоянию на январь 2010 года Законодательным собранием Санкт-Петербурга разрабатывается кодифицированный закон, на основании действующего законодательства, по пенсионному обеспечению для всех категорий граждан – жителей Санкт-Петербурга.
Вопросы для самопроверки:
1. Как можно сформулировать понятие предмета права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права?
|
|
2. Какие отличительные признаки метода права социального обеспечения вы можете назвать?
3. В чем заключается отличие предмета отрасли права социального обеспечения от предмета науки?
4. Что такое система отрасли права?
Тема 3