Ф.И. диагностируемого___________________________________________________
Вопросы | Ответы детей |
Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)? | |
В какое время года холоднее (теплее) всего? | |
Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)? | |
Какое время года наступит после весны? | |
Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)? | |
Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы? | |
В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы. | |
Почему летом на лугу много бабочек? | |
Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев? | |
Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом. | |
Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.) | |
Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса? | |
Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду? | |
Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему? |
Вывод:___________________________________________________________________
|
|
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностика природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста
Цель: выявить сформированность понятия "живое"; понимание детьми слов "живое" и "неживое" (на основании каких признаков дошкольники судят о "живом", классифицируют объекты на живые и неживые).
Ребенку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем "живое" отличается от "неживого". В случае затруднения помогают вопросами.
Высокий уровень – знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
|
|
Средний уровень – имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.
Низкий уровень – ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.