Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности, что определяется функциями, содержанием, формами и методами воздействия.
Функции воспитания – побуждения к самовоспитанию, профилактическая, формирующе-развивающая, функция мобилизации на выполнение конкретных задач, перевоспитания
Содержание воспитания отражает совокупность действий и взаимовлияний учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.
Воздействие воспитателя представляет собой совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.
Воспитание, как и обучение, – двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитателей и воспитанников. При этом воспитатель выступает организатором и руководителем процесса воспитания.
Воспитание детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, требованиями к качествам личности воспитанников. Все это непрерывно выдвигает перед процессом воспитания все новые проблемы, разрешение которых позволяют совершенствовать и саму модель воспитания, и составляющие ее компоненты, и содержательные характеристики последних.
Воспитание опирается на систему принципов:
- индивидуального и дифференцированного подхода;
- воспитания в группе и через коллектив;
- воспитания в деятельности;
- сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них, опоры на положительное в личности и группе;
- единства, согласованности и преемственности в воспитании.