Психодиагностические методы

В психологических исследованиях широко применяются тесты достижений, интеллекта, креативности, личностные, прожективные. Тесты – сложный вид самостоятельной работы, он должен научить студента применять и выверять теоретические знания на ежедневной психологической и педагогической практике. Качество выполнения данных заданий проверяется преподавателем во время аудиторных учебных занятий. Практический материал представлен в виде тестовых заданий, которые помогают более полно разобраться в структуре и качествах личности. Личность человека – сложное образование, она проявляется и формируется постепенно в процессе общения с другими людьми и трудовой деятельности. В личности тесно переплетаются биологические, социальные, психологические и духовные факторы (силы). Изменение даже одного из факторов существенно отражается на всей структуре личности. Это является основной причиной в многообразии подходов к изучению личности. Интегральный подход к изучению личности основывается на определенном наборе методик. Следует отметить, что нет какого-либо одного способа, метода, методики, которые позволяют всесторонне и полно исследовать личность. С помощью экспериментального исследования можно получить лишь частичную, фрагментарную характеристику некоторых черт личности.

Число применяемых в диагностике личностных опросников и проективных методов достигает нескольких сотен. В последнее десятилетие личностные опросники получили широкое распространение в диагностических исследованиях. Они представляют серию стандартизированных вербальных стимулов, предназначенных для объективного измерения одного или более аспектов целостной личности. Личностные опросники применяются при консультировании и в условиях клиники. Наиболее существенными признаками личностных опросников являются:

- стандартизированность предъявления и обработки результатов;

- незначительная зависимость результата от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога;

- сопоставляемость индивидуальных данных с нормативными, т.е. полученными в тех же условиях в репрезентативной группе.

В отечественной литературе существует классификация личностных опросников в зависимости от степени охвата личностных характеристик. Выделяют:

- многофакторные опросники черт темперамента и характера;

- методики диагностики функциональных состояний личности;

- методики диагностики личности как субъекта межличностных отношений;

- методики определения направленности личности.

Тестирование считается одним из способов познания внутреннего мира человека. В переводе с английского слово «тест» означает «испытание». Тест – краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание. Идею тестов предложил Ф.Гальтон в связи со своими генетическими исследованиями. Он полагал, что, применяя методику тестов, удастся отделить факторы наследственности в психике человека от факторов среды. В дальнейшем тесты получили широкое распространение в исследовании самых разнообразных психофизиологических качеств личности, умений, навыков, способностей. Для тестов характерны:

– относительная простота процедуры и оборудования;

– кратковременность;

– непосредственная фиксация результатов;

– удобство математической обработки;

– наличие установленных стандартов (норм);

– возможность использования как индивидуально, так и для целых групп.

Существуют определенные требования к психологическим тестам, или критерии: надежность, валидность, объективность, прогностическая ценность, доступность и удобство практического использования, стандартизация.

Надежность – это характеристика точности теста как измерительного инструмента, устойчивость к действиям помех.

Валидность – основной критерий качества теста, это обоснованность, достоверность. Валидность бывает подлинная и ложная (видимая ценность метода).

Объективность требует стандартности проведения тестирования, строгой регламентации процедуры оценивания, независимости результатов теста от попытки их сознательного искажения испытуемым.

Прогностическая ценность – одно из основных требований – использование данных психодиагностики для прогноза поведения субъекта: это проблема переноса полученных характеристик в другие ситуации, в другое время для решения других задач.

Доступность и удобство – простота и кратковременность процедуры тестирования.

Стандартизация подразумевает единообразие предъявляемых условий во время тестирования, обработки теста, что обеспечивает сравнимость результатов. Сравнивая результаты тестирования нескольких испытуемых, необходимо предусмотреть, чтобы условия проведения тестирования были одинаковы для всех.

Формально считается, что все методы отбора являются тестами. Психологические тесты можно классифицировать по разным признакам, например: объективные и субъективные, индивидуальные, групповые, письменные, устные. В профотборе тесты необходимо классифицировать с точки зрения измеряемых характеристик. Чаще всего хотят знать личностные качества работника, такие как интеллект, общие и специальные способности, умение общаться, направленность, психомоторику. Для этого применяют личностные тесты, интеллектуальные, на способности, психомоторные, проективные (тесты с неопределённым смыслом, например чернильные пятна, сюжетные картинки, незаконченные предложения).

Психологические тесты, которые приведены ниже, не слишком сложны, но для их проведения и интерпретации требуется определенная профессиональная подготовка. Работа с тестами помогает глубже овладеть теоретическими знаниями в области организационной психологии и профессионального отбора, в понимании жизненных установок человека, его потребностей и мотивов, в направленности психической энергии. Результаты психологического тестирования лучше оформлять в виде протокола занятий. Это поможет сравнить результаты нескольких тестовых проверок. Психологический диагноз предполагает использование результатов исследования, полученных с помощью различных методов. Со временем у вас будет подробная характеристика вашей личности или личности другого человека за какой-то период ее развития. Но какой бы ни была ваша психологическая установка и результаты тестирования, необходимо помнить, что каждый человек уникален и неповторим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: