Государственное право организовано в определенную систему. Оно состоит из институтов. Институт государственного права включает в себя группу норм, регулирующих внутренне единый комплекс отношений. Изучение института позволяет получить представление об отдельной стороне политического строя.
Для государственного права всех без исключения стран характерны следующие институты:
1. Институт политического режима. Существо этого института проявляется не только и не столько в том, как нормы сформулированы в законах и прочих актах, сколько в фактически складывающихся правилах.
2. Институт государственного устройства. Данная группа норм формально-юридически решает вопрос территориальной организации государства.
3. Институт, определяющий структуру высших государственных органов, порядок их формирования и деятельности. В большинстве стран органы власти выборные. B законодательстве таких стран имеется институт избирательного права.
4. Основы правового положения личности. Нормы этого института регулируют отношения между государством и личностью, объединениями граждан и определяют самые существенные свойства правового положения человека.
|
|
5. Основы местного управления. Детально проблемы местного управления регулируют муниципальное, административное право. Но государственное право определяет главные характеристики статуса территорий.
Государственно-правовое регулирование - это не только нормы, но и практика их применения, которая выражена в юридических, политических отношениях.
По сложившейся теоретической традиции структуру правоотношения образуют три составляющие - объект, субъект и содержание.
Объект государственно-правовых отношений - это явление, материальная или духовная реальность, по поводу которой возникают отношения, регулируемые государственным правом. Участники этих отношений имеют интерес, связанный с конкретными объектами, и реализуют свои права, полномочия, обязанности, соблюдают или нарушают запреты.
В числе объектов государственно-правовых отношений находятся разнообразные явления - территория, границы, государственная символика, столица, бюджет, деятельность и прочие.
Основным объектом государственно-правовых отношений следует считать политическую власть, ибо каждый их участник имеет прямой или косвенный интерес, связанный c властью. Власть определяют как совокупность полномочий, которыми наделены государственные органы и должностные лица.
Субъектами государственно-правовых отношений являются лица, сообщества, учреждения, участвующие в деятельности, связанной с политической властью, и обладающие правами, полномочиями, обремененные обязанностями и запретами.
|
|
K числу субъектов государственно-правовых отношений относятся:
1. Государство, которое может выступать в качестве политического института (носителя власти) и юридического лица (например в случае участия государства в судебном процессе, когда его действия оспариваются);
2. Народ (нация), обладающий собственным правом на власть суверенитетом. Если это право не закреплено за народом, его нельзя рассматривать в качестве стороны, участвующей в государственно-правовых отношениях. Общество, не обладающее суверенитетом, является не субъектом, а объектом властных воздействий, государственно-правовых отношений;
3. Этнические группы, национальные общности, за которыми могут быть признаны особые условия участия в политическом процессе, автономия;
4. Монарх - лицо, обладающее суверенитетом;
5. Общественные, религиозные объединения (ассоциации). Политические партии являются их разновидностью. Партии участвуют в формировании органов власти, оказывают влияние на деятельность государства. Аналогичную роль в государственно-правовых отношениях играют лобби, профсоюзы, политические движения и прочие, которых иногда объединяют под общим названием - группы политического давления;
6. Граждане или подданные, которые участвуют в отношениях, связанных c формированием выборных органов власти, обладают политическими правами и притязаниями, несут обязанности;
7. Иностранные граждане и лица без гражданства, подданные в абсолютных монархиях. Эти лица не обладают формальными правами на участие в национальном политическом процессе, но несут государственно-правовые обязанности. По отношению к этой категории субъектов государство признает и защищает права, имеющие частный характер;
8. Депутаты высших и территориальных представительных органов;
9. Государственные органы и должностные лица, вооруженные силы;
10. Субъекты федерации, административно-территориальные единицы, местные сообщества и их органы управления (муниципалитеты).
Под содержанием правоотношений подразумеваются права и свободы, запреты и обязанности, которые реализуют их участники. Назовем некоторые особенности содержания государственно-правовых отношений.
Содержанием отношений, в которых участвуют монарх, народ или государство (в том числе субъект федерации), является реализуемый ими суверенитет. Понятие суверенитета имеет две стороны - внутриполитическую и международную. Суверенитет в международном аспекте выглядит как независимость государства, его право на равных общаться c другими членами мирового сообщества; включая право на территориальную целостность, невмешательство других стран во внутренние дела. B этой части суверенитет реализуется в отношениях, регулируемых международным правом. Внутренняя сторона суверенитета состоит в том, что монарх или народ обладают собственным правом на власть. Это право может быть приобретенным, дарованным, но главное его свойство неотъемлемость, неотчуждаемость без согласия самого суверена. Государственный суверенитет во внутриполитическом смысле, означает верховную юрисдикцию, власть государства на его территории.
Содержанием отношений, где участвуют, государство, государственные орган и должностные лица, являются используемые, ими полномочия. Полномочия - это закрепленные законом или обыкновением возможности, обладающие той особенностью, что их использование является обязанностью чиновника и государственного органа. Эти субъекты должны пользоваться властью, которая за ними закреплена. Иначе они не смогут выполнить возложенные на них функции. Другим субъектам обычно не возбраняется отказ от использования принадлежащих им прав. Впрочем, иногда и участие в выборах, использование других прав вменяется в обязанность гражданам. Совокупность полномочий называется компетенцией.