Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ и ИСТОРИИ ПРАВА и ГОСУДАРСТВА
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________ В.А. Шамахов
«___» _____________ 20___ г.
Рабочая программа
Учебной дисциплины
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
по направлению подготовки
030900.62 «Юриспруденция»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и истории права и государства
«___» _______ 20__ г., протокол № __
Заведующий кафедрой ___________________ С. Л. Сергевнин
Согласовано
Зам. директором ____________ А. И. Федорков
Программу составил____________ д.ю.н., профессор Глушаченко С.Б.
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………...……………………...……………. | ||
1. | Цели и задачи дисциплины……………...……………………...…………………… | |
2. | Учебно-тематический план…………………………………………………………. | |
3. | Программа дисциплины………………………….………………..………………… | |
4. | Список рекомендуемой литературы………………………………………………… | |
5. | Планы практических (семинарских) занятий………………………………………. | |
6. | Темы рефератов (курсовых работ)……………………………………….…………. | |
Вопросы к зачету.…………………………………………………………………….. | ||
8. | Вопросы к экзамену…………………………………………………………….……. | |
9. | Тестовые задания по темам дисциплины…………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
«История государства и права зарубежных стран» входит в число основных курсов, являющихся неотъемлемой частью и необходимым элементом высшего юридического образования.
История государства и права, как и теория государства и права и история правовых и политических учений, занимает особое место среди юридических наук как одна из фундаментальных базовых историко-правовых дисциплин. Основой предмета «История государства и права» является, прежде всего, изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, что определяет особое место данной науки и учебной дисциплины в системе гуманитарного и юридического образования. Поэтому, изучение данной дисциплины имеет важное значение для подготовки высококвалифицированных юристов.
Следовательно, знание в области истории государства и права зарубежных стран как одной из основополагающих историко-правовых наук является необходимым условием для наилучшего усвоения студентами общепрофессиональных и специальных юридических дисциплин, таких как теория государства и права, история политических И ПРАВОВЫХ учений, государственное ПРАВО, международное право и т.д.
Итак, история государства и права зарубежных стран исследует возникновение и развитие государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю мировой государственности. Материал учебного курса располагается в хронологической последовательности: история государства и права Древнего мира, Средних веков, Нового времени, Новейшего времени. Каждая из этих эпох представляет собой историческую ступень в развитии государства и права и характеризуется сложностью и неоднозначностью социально-экономических и государственно-правовых процессов.
Кроме того, всеобщая история государства и права выявляет устойчивые тенденции и закономерности становления и эволюции, а также раскрывает мировой опыт построения политических и правовых систем.
Вместе с тем, изучение данной дисциплины дает возможность сопоставить современные государственно-правовые институты с аналогичными институтами прошлого, выявив тем самым универсальные, общечеловеческие тенденции развития государства и права.
Учитывая образовательную значимость дисциплины и ее роль в формировании у студентов основ юридического мышления, очевидна необходимость применения современных технологий (и, прежде всего, технологий дистанционного обучения) в процессе преподавания истории государства и права зарубежных стран. Применение указанных технологий предусматривает значительную степень самостоятельной работы учащихся при усвоении материала. Соответственно этому основное внимание при составлении настоящего учебно-методического комплекса уделялось тому, чтобы сделать его пригодным для использования при самостоятельной работе. Именно этой цели служит ряд структурных разделов комплекса. Речь, в частности, идет о планах семинарских занятий с необходимым перечнем литературы. Еще одним разделом, призванным оказать помощь в процессе самостоятельной работы, является глоссарий, куда в алфавитном порядке включены важнейшие понятия, используемые на лекциях. Знание этих понятий является важным показателем усвоения материала студентами. Наконец, с целью выработки основополагающих методических установок у слушателей в данный комплекс включены также краткие методические рекомендации по изучению материала.
Настоящий учебно-методический комплекс является составной частью более объемной совокупности материалов, включающих в себя также тестовые задания, курс лекций, методические рекомендации по проведению семинарских занятий. Представляется, что лишь использование всего объема материалов позволит поставить преподавание дисциплины на надлежащий качественный уровень.