Г. В. Ф. Гегель. Лицо должно дать себе внешнюю сферу своей свободы для того, чтобы быть как идея

Лицо должно дать себе внешнюю сферу своей свободы для того, чтобы быть как идея. Так как лицо есть в себе и для себя сущая бесконечная воля в этом первом, еще совершенно абстрактном определении, то это отличное от него, могущее составить сферу его свободы также определено как непосредственно отличное и отделимое от него.

Прибавление. Разумность собственности заключается не в удовлетворении потребности, а в том, что снимается голая субъективность личности. Лишь в собственности лицо есть как разум. Пусть эта первая реальность моей свободы находится во внешней вещи и, следовательно, есть дурная реальность, но ведь абстрактная личность именно в ее непосредственности не может обладать никаким другим наличным бытием, кроме наличного бытия в определении непосредственности.

Одним принципом гражданского общества является конкретная личность, которая служит для себя целью как особенная, как целокупность потребностей и смесь при родной необходимости и произвола, но особенное лицо, как существенно находящееся в соотношении с другой такой особенностью, так что оно заявляет свои притяза­ния и удовлетворяет себя лишь как опосредствованное другим особым лицом и вместе с тем как всецело опосред­ствованное формой всеобщностидругим принципом гра­жданского общества.

Прибавление. Гражданское общество есть разъедине­ние, которое появляется посредине между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, так как в качестве разъединения оно предполагает наличность государства, которое оно должно иметь перед собой как нечто самостоятельное, чтобы существовать. Гражданское общество создалось, впрочем, лишь в современном мире, который один только воздает свое каждому определениюидеи.Когда государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, тоэтимразумеют лишь определение гражданского общества. Мно­гие новейшие государствоведы не могли додуматься до другого воззрения на государство. В гражданском обще­стве каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими дает себе форму всеобщности и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем благо других. Так как особенность связана с условием всеобщности, то целое есть почва опосредствования, на которой дают себе свободу все частности, все случайности рождения и счастья, в которую вливаются волны всех страстей, управ­ляемых лишь проникающим в них сиянием разума. Особенность, ограниченная всеобщностью, есть единственная мера (Mass), при помощи которой всякая особенность способствует своему благу.

С одной стороны, особенность как распространяющееся во все стороны удовлетворение своих потребностей, случайного произвола и субъективного каприза разрушает в своих наслаждениях самое себя и свое субстанциальное понятие; с другой же стороны, удовлетворение необходимых и случайных потребностей как подвергающееся бесконечному возбуждению, находящееся во всесторонней зависимости от внешней случайности и внешнего произвола, а также ограниченное властью всеобщности случайно. Гражданское общество представляет нам в этих противоположностях и их переплетении картину столь же необычайной роскоши, излишества, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и нравственного вырождения. [...]

Существуют известные всеобщие потребности, как, например, потребность в еде, питье, одежде и т. п., и все­цело зависит от случайных обстоятельств способ, каким эти потребности удовлетворяются. Почва здесь или там более или менее плодородна; годы различаются между собой по своей урожайности; один человек трудолюбив, другой ленив. Но этот кишмя кишащий произвол порождает из себя всеобщие определения и факты, кажущиеся рассеянными и лишенными всякой мысли, управляются необходимостью, которая сама собой выступает. Отыскива­ние здесь этой необходимости есть задача политической экономии, науки, которая делает честь мысли, потому что она, имея перед собой массу случайностей, отыскивает их законы. Интересно видеть, как все зависимости оказывают здесь обратное действие, как особенные сферы группируются, влияют на другие сферы и испытывают от них содействие себе или помеху. Эта взаимная связь, в существование которой сначала не верится, потому что кажется, будто все здесь предоставлено произволу отдельного инди­видуума, замечательна главным образом тем – и сходна в этом с планетной системой, – что она всегда являет глазу лишь неправильные движения, и все же можно познать ее законы.

Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М.-Л., 1929–1959. Т. 7. – С. 69, 211, 213, 218.

В приведенном фрагменте Гегель утверждает, что государство возникает первым, гражданское общество появляется за счет внутреннего разделения государства и как переходная ступень от семьи к государству. В гражданском обществе мы находим конкретных индивидов, преследующих свои частные цели. Гражданское общество возникает в буржуазном общественном строе, где каждый для себя – все, и другие для него – ничто. Но все-таки в интересах отдельного индивида учитывать интересы целого как гражданского общества. И тем самым – только через ограничение особенного всеобщим – индивид способствует собственному благу. Реальное гражданское общество представляет собой пеструю картины нищеты и роскоши, а также духовного вырождения с обеих сторон. Итак, гражданское общество – это сфера удовлетворения потребностей, где, как кажется, все зависит от произвола отдельного индивида. Но на самом деле, считает Гегель, все же можно познать ее законы, что и делается в области политической экономии. Гегель также защищает частную собственность как разумную, которая является гарантией и выражением свободы человека.

Контрольные вопросы

1. Как, по Гегелю, возникает государство и гражданское общество?

2. Какова диалектика целого и части, общего и особенного в гражданском обществе, состоящем из индивидов?

3. Существует ли внутренняя необходимая связь, закон в жизни гражданского общества?

4. В чем заключается разумность собственности (владения)?

Домашнее задание

1. Составьте список литературы к реферату по теме «Гражданское общество и государство в философии Гегеля».

2. Сформулируйте основные затронутые в тексте проблемы.

3. Составьте вопросы к данному тексту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: