Словарь

Словарь призван помочь читателю ориентироваться в материале данного учебного издания. В нем со­держатся основные лексические сведения, необходимые студенту вуза, дается происхож­дение слов, что часто позволяет лучше понять их смысл, приводятся разъяснения, кото­рые по тем или иным причинам было нецелесообразно включать в основной текст, но которые имеют важное значение для понимания истории философских проблем, взятых в их единстве (ср. материализм, идеализм и др.). В словаре используются следующие со­кращения: гр. – греческое, лат. – латинское, фр. – французское.

Абстрагирование (лат. abstractio) – выделение, обычно мысленное, некоторых при­знаков предмета. Абстрагирование – это, как правило, лишь первый шаг к образованию понятий. Абстракция – это более бедный концептуальным содержанием термин, чем по­нятие. Распространенная лексическая ошибка состоит в том, что понятия называют аб­стракциями.

Агностицизм (гр. Agnostos – непознаваемый) – учение о реальности недоступных по­знанию вещей. Агностицизму противостоит учение так называемого гносеологическо­го оптимизма, согласно которому все вещи познаваемы. Обе концепции страдают одним и тем же недостатком: в них речь идет о непознанном как существующем. Но без знания о вещи неправомерно постулирование ее существования. Философски оправданными яв­ляются рассуждения о надежде на рост знания. Термин агностицизм часто используется при характеристике философии Д. Юма и И. Канта. В нашем учебнике он не использу­ется.

Аксиология (гр. axios ценный + logos учение) – учение о ценностях, развитое в кон­це XIX – начале XX в.

Антиномия (гр. anti + nomos закон) – противоречие между двумя положениями, каждое из которых соответствует теории (см. также апория).

Антропология (гр. anthropos человек + logos учение) – учение о человеке.

Антропоцентризм (гр. anthropos человек + kentron центр) – принцип философии, со­гласно которому человек есть центральное звено мироздания.

Апория (гр. Aporia – нет выхода) – непреодолимое противоречие при разрешении про­блемы.

Априори (лат. a priori – из предшествующего) — знание, предшествующее опыту. По отношению к априори противоположностью является апостериори (на основании опы­та).

Атараксия (гр. ataraxia) – невозмутимость мудреца, душевный покой. В отличие от ата­раксии апатия (гр. apatheia) есть состояние бесчуственности, равнодушия, доходящее по­рой до болезненного состояния.

Благо – то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В наши дни понятие блага вытеснено понятием ценности.

Бытие символическое (знаковое) – все то, что интерпретируется на основе семиоти­ки, теории о знаках. Если А несет информацию о Б, то А есть символическое бытие Б. Так, техника несет информацию о человеке, она есть поэтому символическое бытие челове­ка. Учение о знаках развенчало всю таинственность так называемого инобытия.

Верификация (лат. Verus – истинный + facere – делать) – установление достоверности высказываний опытным путем.

Возвышенное – 1) категория эстетики, выражающая необычайный подъем эстети­ческого переживания; 2) категория современного постмодернизма, стремящегося к пре­одолению интеллектуального понимания человека. Возвышенному придается не просто эстетический, а общефилософский смысл.

Воля – способность человека к дополнительным усилиям, необходимым для дости­жения цели. Волюнтаризм объявляет волю высшим принципом бытия.

Гедонизм (гр. Hedone – наслаждение) – учение, согласно которому высшим благом при­знается наслаждение.

Гилозоизм (гр. Hyle – вещество + zoe – жизнь) – учение о всеобщей одушевленности уни­версума.

Гипотеза (гр. Hypothesis – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. В отличие от аксиомы гипотеза должна для своего признания получить опытную проверку.

Гносеология (гр. Gnosis – знание + logos – учение) – философская теория познания. В за­падной философии вместо термина гносеология используется эпистемология (гр. Episteme - знание).

Гуманизм (лат. Humanus – человечный) – система воззрений, придающая человеку зна­чение приоритетной ценности.

Дедукция (лат. Deduction – выведение) – умозаключение от общего – к частному, движение от абстрактного – к конкретному.

Диалектика (гр. dialektike) – 1) искусство ведения философского спора; 2) учение о всеобщем развитии.

Диалог (гр. dialogos) – обмен мыслями.

Добро – нравственно положительное.

Доказательство – обоснование истинности высказывания (мысли).

Достоверность знания – его максимально возможное обоснование.

Дуализм (лат. dualis) – признание двух несводимых друг к другу начал. Противопо­ложность дуализма – монизм.

Единичное – отдельное, индивидуальное.

Единое – начало и единственный исток всякого множества.

Жизнь (в «философии жизни») – интуитивно постигаемая реальность, нетождест­венная ни материи, ни интеллекту.

Знак – вещь или ее признак, указывающие на другую (другие) вещи, свойства и от­ношения.

Идеал (гр. Idea – идея) – совершенство или высшая цель стремлений.

Идеализм (гр. Idea – идеея) – философское учение, считающее основным вопросом философии проблему идей. Идеализм субъективный (Беркли, Фихте) занят идеями (мыслями, понятиями, интуициями, чувствами) человека. Идеализм объективный (Платон, Гегель) рассматривает идеи как нечто объективное, не зависящее от людей. Про­блематика идей крайне важна для философии, поэтому неудивительно, что идеалисты наработали значительный массив положительного знания. Не следует думать, что ве­ликие философы-идеалисты придерживались каких-то абсурдных идей, вроде того, что чувства отдельного человека творят весь мир (см. также материализм).

Идеализация (гр. idea) – форма научного обобщения. Следует отличать от идеали­зации (от слова «идеал») – формы приукрашивания рассматриваемых явлений в соот­ветствии с идеалами субъекта.

Идеальное (гр. idea) – совокупность идей. Иногда под идеальным понимают весь вну­тренний мир человека: и чувства, и установки, и ценности.

Идея (гр. idea) – то же, что эйдос, форма, сущность, философский термин, который систематически использовал Платон. Слово идея буквально означает увидеть. Что уви­деть? Смысл вещей. Следует признать, что с позиций современного знания понятие идеи не имеет ясного содержания. В науке на смену ему пришел термин понятие.

Изоморфизм (гр. Isos – равный, подобный + morfe – форма) – соответствие, существу­ющее между элементами двух множеств.

Императив категорический (лат. Imperatives – повелительный и гр. kategorikos) – бе­зусловный принцип поведения.

Индукция (лат. Induction – выведение) – форма мышления, целью которой является вы­деление общего правила.

Интенция (лат. Intention – стремление) – направленность сознания на какой-либо предмет.

Интерпретация (лат. Interpretation – посредничество) – установление соответствия между логическим (понятие, умозаключение), словесным и фактуальным материалом. Ус­таревшее воззрение состоит в абсолютном разведении понятий, слов и фактов, между тем они образуют единство, реализация которого и выступает как интерпретация.

Иррациональное (лат. Irrationalis – неразумный) – не выразимое логическими свой­ствами.

Космос (гр. kosmos) – в греческой философии мир как структурно организованное целое.

Красота – главная (положительная) эстетическая ценность (см. прекрасное).

Культура (лат. culture) – «вторая природа»; все, что сделано человечеством; мир человеческих ценностей.

Либидо (лат. libido) – половое влечение, понятие психоанализа З. Фрейда.

Логос (гр. Logos – понятие, мысль, разум) – понятие древнегреческой философии, не об­ладающее ясным содержанием, имеется в виду разумное начало (мысль, закон, слово).

Материализм (лат. Materialis – вещественный) – философское направление, в кото­ром основным вопросом философии считается вопрос о материи. Все реалии рассмат­риваются как непосредственно производные от материи. Это положение кажется впол­не приемлемым, особенно с учетом факта происхождения человека. Тем не менее материализм встречается с трудностями, ему не удается толково выразить относительную самостоятельность сознания, творческие способности человека. Существует немало раз­новидностей материализма (вместо термина материализм современные философы час­то используют термин реализм). Наряду с диалектическим различают научный, критиче­ский, теоретический, прагматический, функциональный материализм. Ни один из них, равно как и любое другое философское течение, не отражает абсолютную истину. На наш взгляд, деление философов на два лагеря – материалистов и идеалистов – давно уста­рело, ибо оно упрощает сложную мозаику современной философии.

Метод (гр. methodos) – способ, путь познания.

Методология – учение о методах.

Мировая душа – движущее начало Космоса, иерархически находящееся между бес­телесным миром и созидаемыми ею чувствами.

Монизм (гр. Monos – один) – философские учения, признающие основой всего суще­ствующего одно начало (материю, дух, вещество, Бог). Противоположность дуализму и плюрализму.

Мысль – понятие, суждение, умозаключение.

Наука – выработка и теоретическая систематизация знания.

Ноосфера (гр. Noos – Разум) – сфера господства разума.

Нравственность – реализация моральных принципов в практической деятельности.

Объяснение – интерпретация чего-либо посредством мыслей.

Онтология (гр. On – сущее + logos – учение) – учение о бытии.

Пантеизм (гр. Pan – все + theos – Бог) – учение, отождествляющее Бога и природу.

Понятие – результат обобщения, выделения общих признаков изучаемых явлений, позволяющий отличать эти явления от других.

Постмодернизм (лат. Post – после + фр. Moderne – современный) – новейшее течение в западной философии, согласно которому эпоха Нового времени завершилась, и необходимо пересмотреть все понятия и каноны философии.

Прагматизм (гр. Pragma – дело, действие) – направление в современной философии, согласно которому истинно все то, что полезно.

Практика (гр. Praktikos – деятельный, активный) – критерий истины, общественно-историческая деятельность людей.

Прекрасное – явления, обладающие для человека высшей эстетической ценностью и степенью красоты.

Принцип (лат. Principium – основа, начало) – основное положение теории, на основании котоого можно совершить переход к другому понятию или закону этой научной теории.

Провиденциализм (лат. providentia провидение) – убеждение в том, что миром правит провидение, божественный разум, предвосхищающий конечный итог всех человеческих стремлений. Понятие философии истории от стоиков до Гегеля.

Прогресс (лат. Progressus – движение вперед, успех).

Противоречие – в логике противоречием являются два высказывания, из которых од­но является отрицанием другого. Что касается жизненных конфликтных ситуаций, то они должны описываться логически непротиворечивым образом.

Пустота (см. также вакуум, ничто) – в атомизме Демокрита и натурфилософии Ньютона среда, отличная от материи, представленной атомами.

Разум и рассудок – два уровня мыслительной деятельности.

Рационализм (лат. Rationalis – разумный) – течение в философии, связанное с именем Декарта, согласно которому наиболее достоверное знание может быть получено из разума..

Рациональность (лат. Ratio – разум) – доступное разумному пониманию действие в со­ответствии со стандартами и правилами.

Революция (фр. revolution) – коренной переворот, качественный скачек в развитии общества или природы.

 

Редукция (лат. Reduction – отодвигание назад, возвращение к ис­ходному состоянию) – теоретическая процедура сведения высшего к низшему, живого к неорганическому и т. п.

Религия (лат. Religio – благочестие, набожность) – система представлений, включающих представление о Боге как трансцендентной силе.

Релятивизм (лат. Relativus – относительный) – некритическое абсолютизирование относительного характера познания.

Семиотика – наука о знаках.

Силлогизм (гр. syllogismos) – вид умозаключения, состоящий из двух посылок и заключения, сделанного по правилам вывода.

Синергетика (гр. Synergeia – сотрудничество) – наука о системах.

Система (гр. Systema – целое, составленное из частей) – совокупность элементов, объединенных общим свойством.

Субстанция (лат. Sybstantia – сущность) – самостоятельная сущность, не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом, материальная или духовная основа всех вещей.

Суждение – связь нескольких понятий; мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной.

Сущность – то же, что эйдос и форма, совокупность внутренних необходимых стон предмета.

Теология (гр. Theos – Бог + logos – учение) – наука о Боге, богословие.

Теодицея (гр. Theos – Бог + dike – право, справедливость) – богооправдание, оправдание зла в истории.

Теория (гр. Theoria – созерцание, исследование) – совокупность категорий. Законов и принципов, объясняющая опытно достоверные факты, наука в узком смысле слова.

Теоцентризм (гр. Theos – Бог) – принцип религии, ставящий в центр мира фигуру Творца.

Техника (гр. techne искусство, мастерство) – совокупность искусственных орудий труда и механизмов.

Умозаключение – связь суждений (см. Силлогизм).

Универсалии (лат. Universalis – общий, всеобщий) – общие понятия, в средневековой схоластике – предмет спора номиналистов и реалистов.

Утилитаризм (лат. Utilitas – польза, выгода) – течение в философии, согласно которому в основе человеческих стремелений лежит польза.

Феномен (гр. Phainomenon – являющееся) – явление, в том числе как отличное от сущности.

Форма (лат. forma) – сущность вещи, ее структура и организация.

Функция (лат. Function – исполнение) – специфическая деятельность, закономерность.

Хаос (гр. Chaos – полный беспорядок) – в синергетике источник порядка.

Ценность – положительная или отрицательная значимость предметов для челове­ка.

Эйдос (гр. eidos вид, лик, образ) – то же, что идея, но более образное.

Этика – философское учение о морали и нравственности.

Эстетика – философское учение о прекрасном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: