Разработки месторождений

Общие положения.

Системой открытой разработки месторождений называют установленный порядок выполнения комплекса подготовительных, вскрышных и добычных работ, обеспечивающий плановую и безопасную разработку месторождений при рациональном использовании запасов полезных ископаемых.

Рациональная система открытой разработки должна обеспечить добычу полезного ископаемого в объеме, соответствующем государственному плану, по качеству отвечающему нормативным требованиям, максимальное его извлечение из недр, высокую производительность труда и экономичность при максимальной безопасности.

Принятая система открытой разработки предопределяет тип горно-транспортного оборудования, главные параметры карьера и его основные элементы, а так же технико-экономические показатели работы карьера в целом. Высокие показатели открытой разработки месторождений достигаются внедрением комплексной механизации, соответствующей конкретным условиям применяемой системы разработки, уровню и состоянию технического процесса в области горного машиностроения. Следовательно, существует тесная взаимосвязь между системой разработки и схемой или структурой комплексной механизации. Система разработки органически объединяет совокупность горных выработок карьера, активная часть которых находится в процессе разработки и систематически изменяет свое положение в пространстве, и схему комплексной механизации, которая является основным содержанием технологии открытой разработки.

Классификация систем открытой

разработки месторождений.

Классификационными признаками приняты:

- способ транспортирования вскрышных пород в отвалы;

- способ ведения вскрышных работ и тип применяемого горнотранспортного оборудования.

Класс системы Группа систем разработки
I. Бестранспортные. II. Транспортно-отвальные. III Транспортные. IV. Комбинированные. 1. Простая. 2. Усложненная. 3. С применением консольных отвалообразователей 4. С применением транспортно-отвальных мостов. 5. С железнодорожным транспортом. 6. С автотранспортом. 7. С конвейерным транспортом. 8.С комбинированным транспортом. 9. Для нижнего уступа- системы разработки I или II класса; для верхнего уступа (уступов) система разработки III класса.

1 и 2 группы. Вскрышу перемещают в выработанное пространство вскрышными экскаваторами (механическими лопатами или драглайнами). Добычные работы производят вслед за вскрышными работами, опережение которых незначительно. Горизонтальные или слабонаклонные пласты (до 10˚) отрабатывают сразу на полную мощность.

3 и 4 группы. Вскрышу перемещают в выработанное пространство консольными отвалообразователями или транспортно-отвальными мостами, оборудованными ленточными конвейерами. Добычные работы ведут с незначительным отставанием, Месторождения горизонтальные, с выдержанными элементами залегания ограниченной мощности. Отрабатывают сразу на полную мощность.

5 и 6 группы. Вскрышу перемещают железнодорожным или автомобильным транспортом на внешние или внутренние отвалы. По этой системе могут разрабатываться месторождения любого типа. При размещении вскрыши на внешних отвалах опережение вскрышных работ значительное. Погрузка, транспортирование и отвалообразование производится оборудованием различных типов.

7 группа. Вскрышу транспортируют ленточными конвейерамина внутренние или внешние отвалы. Месторождения любой формы и с любым углом падения, вскрышные породы любой крепости – мягкие, полускальные и предварительно разрыхленные скальные.

Месторождения с горизонтальными или слабонаклоннныии пластами (до 10˚) и с мягкой вскрышей разрабатываются экскаваторами непрерывного действия (многоковшовыми цепными или роторными). Месторождения наклонные и крутые со скальной вскрышей разрабатывают техникой цикличного действия (механическими лопатами) в комбинации с дробильно-грохотильными комплексами, позволяющими предварительно отделять крупные, негабаритные фракции взорванной скальной породы с целью измельчения их в механических дробилках до кондиционной крупности кусков, пригодных для транспортирования ленточным конвейером.

8 группа. Характеризуется применением комбинированного транспорта и внешними отвалами. Используется при разработке месторождений с большой глубиной залегания, когда на нижних уступах применяется автомобильный транспорт, а на верхних – железнодорожный или конвейерный.

9 группа. Мощную толщу пород, покрывающих горизонтальные или слабонаклонные пласты разбивают по вертикали на две зоны. Нижнюю зону разрабатывают пол бестранспортной или транспортно-отвальной системе, а верхнюю – по транспортной(возможно также для её разработки применение гидромеханизации). Месторождение отрабатывают сразу на полную мощность для возможности размещения внутренних отвалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: