Примечания. 1 у филарета были серьезные шансы и огромное желание стать Патриархом Московским

1 У Филарета были серьезные шансы и огромное желание стать Патриархом Московским. Говорят, что он начал даже перевозить в первопрестольную свое имущество. Местоблюстительство как бы гарантировало его избрание: по традиции, местоблюстители патриаршего престола обычно становились патриархами. Более того, он был фактическим руководителем Церкви, сам готовил и проводил Поместный Собор, а украинцы составляли едва ли не половину делегатов. Но демократические процессы охватили уже все стороны общественной жизни. КГБ катастрофически быстро теряет свое влияние в Москве. Филарет, привыкший опираться, прежде всего, на власть, пытался заручиться поддержкой именно этих структур, надеясь, что они проведут соответствующую "разъяснительную" работу с участниками Собора. Однако Анатолий Лукьянов, на которого опирался Местоблюститель, лишь разводил руками. Всякое вмешательство в условиях гласности не обошлось бы без скандала, а партноменклатура и КГБ уже готовились к путчу и потому боялись давать Горбачеву повод для очередных перетасовок и обновления руководства властных структур и правоохранительных органов.

Поэтому июньский 1990 года Собор Русской Православной Церкви преподнес немало сюрпризов. Признанные "фавориты" — Местоблюститель патриаршего престола митрополит Филарет и митрополит Волоколамский Питирим (близкий к семье Горбачевых архиерей, осуществлявший с Раисой Максимовной многие издательские и просветительские проекты) — оказались на вторых ролях. Основными претендентами оказались митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер) и митрополит Ростовский Владимир (Сабодан). В последнем туре голосования митрополит Алексий набрал 166 голосов (митрополит Владимир — 143) и стал Святейшим Патриархом.

Филарет был в шоке: он понял, что у него нет поддержки даже среди украинского епископата. Всякое свободное волеизъявление духовенства было опасно для его власти. Поэтому все последующие избрания он проводил без всяких демократических "выкрутасов" — открытым голосованием (на выборах Предстоятеля УПЦ) или даже безальтернативно (на выборах "патриарха" УПЦ-КП). Многие говорят, что уязвленная гордость стала причиной многих бед, которые принесл Филарет Православной Церкви в Украине, и именно она, в конце концов, привела его к духовной катастрофе — отлучению от Церкви Христовой через анафематствование.

2 Иоанн (Боднарчук), архиепископ Житомирский и Овручский Русской Православной Церкви. Не ладил с Филаретом и Евгенией Петровной, в 1989 году принял предложение автокефальных общин Львова возглавить их и стать первым и единственным епископом, за что с подачи того же Филарета был лишен священнического сана. Это не помешало ему считать себя первоиерархом УАПЦ, неизвестно с кем совершать хиротонии автокефальных "епископов". Пригласил возглавить УАПЦ в качестве патриарха находящегося в Америке митрополита Мстислава. Однако не поладил с Мстиславом, а также с митрополитом УАПЦ Антонием (Масендичем). Обратился с покаянием к патриарху Московскому и Архиерейскому Собору РПЦ, в котором украинскую автокефалию назвал "камнем преткновения для униатов и политиканов" и просил "простить мое самовольное отлучение и принять меня в лоно нашей святой Христовой Православной Церкви". Решение вопроса было переадресовано епископату УПЦ, который большинством голосов отверг прошение: слишком много возглавляемые им автокефалы возвели хулы на святую Церковь. Перешел в филаретовский раскол, где стал "митрополитом" и членом "священного синода", а вскоре самым загадочным образом погиб в автокатастрофе. Многие деятели УПЦ-КП (Масендич, Котельницкий и др.) считали его гибель убийством.

3 Филарет якобы собирался выполнить решение Церкви и собственную клятву — провести Собор и перебраться на черниговскую кафедру. Несколько лет спустя в интервью газете "Бульвар" он заявил, что на раскол его подвиг разговор с Президентом Кравчуком. Сам же Леонид Кравчук долго и упорно отрицал, ссылаясь на "некомпетентность в этих вопросах", свою причастность к организации церковных афер.

«Філарет повинен залишити посаду Предстоятеля УПЦ» (Депутатська заява)

Біль і туга переповнють наші серця. Тому, що ввірена нам Україна не може здобути собі щастя, не зможе стати на ноги без духовного окормлення, без мудрого і святого виховання Церквою, яка протягом тисячоліття — і тепер ми маємо це проголошувати — виводила народ до кращих духовних, а отже, і соціальних здобутків, коли країна розквітала, славлячись на весь світ своєю культурою, господарюванням, витворами рук людських, які нині визнано світовими шедеврами. Усе це було можливе саме через надихання святої Церкви, Церкви князя Володимира, Церкви Петра Могили, запорізького козацтва, українських синів і дочок. То була чиста акумулююча сила, що виводила народ з монгольського, а потім з польсько-литовського поневолення, то є та Церква, яка має сьогодні вивести народ з навали безбожного тоталітаризму, який залляв мученицькою кров’ю землю нашу, посіяв злидні, прирік дітей наших на чорнобильське страждання. І хто як не Церква має надихати і наставляти осиротілий народ, допомогти стати на ноги, пробудитися від атеїстичного дурману, відвернути нові біди.

Але який наслідок отримала наша Православна Церква від комуністичної системи, яку спадщину?

Кожен день висвітлює ті чорні плями, якими забруднив себе архієрейський апарат, переступивши у своїх компромісах через моральні норми, через ввірений йому Богом народ, не заради віри і чистоти Православ’я, але, як виявляється, заради особистого політичного комфорту і соціального благополуччя. Ось що ми маємо тепер у Церкві мучеників!

І тому не випадково публікації в пресі розкривають і змальовують непривабливі за змістом картини морального і духовного розтління, злочинного альянсу окремих ієрархів саме з вождями віджилої системи.

Не випадково Предстоятель Української Православної Церкви митрополит ФІЛАРЕТ правдами й неправдами шукає шляхів (швидко помінявши свої гасла), щоб заручитися підтримкою нового уряду і зберегти свою порочну систему управління Церквою. Адже не секрет, а гласне надбання, що саме митрополит ФІЛАРЕТ (Денисенко) тісно пов’язав свою тридесятирічну діяльність зі службами КДБ, аби догодити владі КПРС, послужити безбожному урядові не так в інтересах Церкви, а заради кар’єри й можливості утримувати Церкву на Україні в руках єдиновласної диктатури. Усе це відвертає від Церкви людей, зводить нанівець проповідницьку, місіонерську працю чесного священства, поглиблює ворожнечу між конфесіями і сприяє розколам.

Наша депутатська свідомість закликає проголосити очевидний факт: митрополит ФІЛАРЕТ (Денисенко) стоїть на перешкоді духовному відродженню України, очищення суспільства від сталінських хвороб, повинен залишити посаду Предстоятеля Української Православної Церкви, дати їй змогу зберегти свою єдність, правильно самовиразитись у нових державних умовах, окормити змучений народ чистою вірою і духовною силою.

Народні депутати України: О. Шевченко, В. Чорновіл, С. Головатий... (всього — 26 підписів). 20 січня 1992 р.

«Владычица всея Украины»

Бывший митрополит Филарет познакомился с будущей «владычицей Киевской и всея Украины» Евгенией Петровной Родионовой во время своего обучения в Одесской духовной семинарии. Юного отрока приютила семья Ксении Митрофановны Родионовой (ее супруг был крупным исполкомовским чиновником). Их связь продолжалась и после поступления Миши Денисенко в Московскую Духовную Академию, и во время исполнения молодым иеромонахом Филаретом обязанностей инспектора Саратовской духовной академии, Киевской духовной семинарии, не забыл он о своей подруге и став Рижским, а затем и Венским архиереем. К изумлению местного духовенства, в Киев Филарет и Евгения Петровна приехали с тремя «усыновленными» детьми (Андреем, Любовью и Верой), причем Евгения Петровна приобрела статус «сестры» Киевского митрополита… по линии его матери при живой матери Евгении Петровны — Ксении Митрофановне. Все эти хитроумные манипуляции позволили Киевскому экзарху уладить жилищные проблемы в Киеве, приобрести большую квартиру по улице Пушкинской, а главное — проживать в ней легально всей семьей (каноны Церкви разрешают монаху совместно проживать лишь с родной матерью и сестрой).

Эта партийно-гебистская «легенда» о «брате-сестре-приемных детях» вполне устраивала разлагающуюся советскую элиту времен застоя. Она держала экзарха за горло и позволяла кураторам атеистической работы из ЦК КПУ (Леониду Кравчуку) и 5-го Управления КГБ (Евгению Марчуку) душить Православную Церковь руками ее руководителя. Только с 1981 по 1986 год административными органами у верующих республики было отобрано под разными предлогами 891 «культовое сооружение». Филарет своими распоряжениями, под страхом запрещения в священнослужении, переводил священников и монахов (как это было в Почаевской Лавре) в определенные уполномоченными храмы; оставшиеся без священников общины распускались, а храмы «осваивались» под народно-хозяйственные и просветительские нужды. В то же время Филарет по заданию партии, советского правительства и КГБ (он сам признался в сотрудничестве с органами госбезопасности, а по свидетельству Веры, перед своими загранкомандировками и после приезда «папа всегда имел беседы с сотрудниками КГБ») посетил более 60-ти стран, где не только поддерживал прогрессивные партии и движения, но и свидетельствовал перед всем миром, что Церковь и верующие в СССР не преследуются и не испытывают никаких притеснений. Просто отмирают «естественным путем по мере продвижения к коммунизму». На ниве атеистической работы у Филарета сложились самые близкие отношения с заведующим отделом агитации и пропаганды ЦК КПУ Леонидом Кравчуком, который курировал вопросы атеистической работы в компартии Украины, а затем сыграл главную роль в организации филаретовского раскола.

Впрочем, альянс «КГБ-номенклатура-Филарет» проявил себя не только на религиозном поприще, но и во время распада Союза сыграл не последнюю роль в сокрытии, отмывании и перекачке за границу денег компартии. Леонид Кравчук не понаслышке знал о финансовых возможностях Экзархата: по его настоянию Филарет не единожды перечислял крупные суммы в Фонд мира (и даже в предвыборный фонд Леонида Кравчука). Но самое главное заключалось в том, что Церковь времен Перестройки не облагалась государством налогами. По мнению патриарха УАПЦ Мстислава, это позволяло отмывать и перегонять за границу по церковным каналам гигантские суммы. Вера, в свою очередь, утверждает, что пик активности Филарета и его номенклатурно-гебистских коллег по учреждению коммерческих и банковских структур, а также конвертированию и переводу денег за границу выпал на 1988–1989 годы. Во всяком случае, когда в 1991 году была создана парламентская комиссия по поиску «золота партии», обнаружились лишь крохи, в частности, 25 млн., перечисленные Филарету правительством Витольда Фокина на восстановление Успенского собора Лавры. В мае 1992 года, когда возникла реальная угроза потери Филаретом контроля над церковными финансами, неожиданно покончил жизнь самоубийством главный филаретовский финансист — кассир Владимирского кафедрального собора. По версии правоохранительных органов, он добровольно, как и финансисты ЦК КПСС и ЦК КПУ (Кручина и др.), ушел из жизни, бросившись в лестничный пролет многоэтажки. Попытки православных вернуть финансы натолкнулись на грозный рык госноменклатуры и КГБ, вставших на защиту экзарха, зубами вцепившегося в церковную кассу. Последнюю попытку отыскать «золото Филарета» предпринял в 1995 году патриарх УПЦ-КП Владимир (Романюк). Она, как известно, завершилась таинственной гибелью Романюка на скамейке Ботанического сада у Владимирского собора…

Разумеется, имея такие заслуги перед партией и правительством и столь могучую «крышу» в лице КГБ, «брат и сестра» превратили Экзархат в собственную вотчину произвола и шантажа. Карательные органы, от районных центров до столицы (КГБ и уполномоченные Совета по делам религий), через разветвленную сеть стукачей и осведомителей отслеживали каждое движение православных священников и архиереев. Отчеты, доносы, оперативные разработки, протоколы допросов и «доверительных бесед» ложились не только на стол руководителям спецслужб, но и преданному другу режима — Филарету. Он не раз напоминал, что обо всех все знает, и своим «всеведением» держал (да и держит) в страхе подведомственное духовенство и не только его. Часто филаретовцы «вбрасывали» в столичную прессу компромат на своих политических оппонентов, как это было с УАПЦ (они распространили «ксерокопии» распоряжений неких высших гебистских начальников, свидетельствующих, что якобы все высшие иерархи УАПЦ являются внедренными в Церковь чекистами)

Евгения Петровна вела себя в Церкви, как властная хозяйка, недаром духовенство именовало ее «владычицей Киевской и всея Украины». Ее боялись больше, чем Филарета; священники и даже архиереи непременно целовали ее ручку. И все предпочитали быть подальше от властвующей четы. Естественно, и церковной собственностью «брат-сестра» распоряжались, как личной. Скажем, знаменитая «дача» в Плютах с участком в 5 га на берегу Днепра возводилась как база отдыха для детей священников из чернобыльской зоны. Разумеется, ни один ребенок-чернобылец там не отдыхал, зато в ней постоянно отдыхали Евгения Петровна с детьми, проходили встречи Филарета с его гебистскими патронами. Затем она была приватизирована.

Однако перестройка и гласность разрушали оковы лжи и страха. С разоблачениями экзарха выступили народный депутат Украины митрополит Агафангел, управляющий делами УПЦ епископ Ионафан, сразу три молодых епископа (Сергий Тернопольский, Онуфрий Черновицкий и Алипий Донецкий) отказались подписывать очередное требование к Патриарху. Филарет ответил обычными своими методами — шантажом и репрессиями. Митрополит Агафангел вынужден был уйти на покой, владыка Ионафан был запрещен в священнослужении, а региональных епископов было решено сместить с их кафедр. Однако на защиту своих архиереев впервые за многие годы встали верующие, начавшие акции протеста; в конфликт вынужден был вмешаться Патриарх, и Филарет отступил. Но недовольство нарастало, как снежный ком, и всем становилось очевидно, что бесславный финал бесконтрольного властвования «брата-сестры» не за горами. Инстинкт самосохранения подсказывал два пути: энергичное отделение от Русской Православной Церкви и создание в Украине независимой Церкви во главе с самим собой, либо организация схизматической, безблагодатной, но имитирующей Церковь структуры, опять же полностью подконтрольной Филарету и ни от кого не зависимой. Как известно, в 1992 году был реализован второй вариант, получивший название УПЦ-КП. В ней Евгения Петровна по-прежнему была владычицей.

Любопытно, что весь свой гнев после начавшихся разоблачений «приемные родители» обратили именно против детей. По принципу «с глаз долой, из сердца — вон». Жизнь у всех сложилась непросто: Люба и Вера по несколько раз были замужем, Андрей до сих пор в Сибири. В борьбе за своего «брата» Евгения Петровна подорвала здоровье (несмотря на то, что вместе с Филаретом была, как член правительства, прикреплена к местной «кремлевке» — больнице в Феофании, где и проходила лечение), и в 1998 году скончалась. Вера попыталась бороться за наследство своей матери, которое, по ее мнению, кроме драгоценностей и денег, состояло из квартиры на Пушкинской,5 (200 кв.м.), дома в Новоселках (более 300 кв.м.), трехэтажной дачи в Плютах, а также дач в Юрмале, Ялте и Подмосковье, которыми их семья пользовалась до разрыва отношений между родителями и детьми. Однако Филарет ничего не отдал.

Обе родные матери (Евгении Петровны и Филарета) наотрез отказывались признавать «брата-сестру» в качестве детей, первая в своих заявлениях в милицию именовала Филарета «сожителем моей дочери», вторая вплоть до своей кончины в 1999 году старалась держаться подальше от «церкви» своего сына и была прихожанкой канонической Церкви. В 2001 году Филарет принял детей Веры, рассказал им, какая замечательная была их «приемная» бабушка, и даже дал им немного денег.

Вера во всех бедах винит Евгению Петровну, ее жестокий и властный характер (отец, напротив, нередко поддерживал опальных детей, тайно передавая им деньги). Говорят, что именно «владычица» подталкивала Филарета к расколу, а в расколе — к борьбе за патриарший куколь. Однако многие сходятся на мнении, что «брат и сестра» стоят друг друга. Невероятная гордыня привела Филарета к тому, что он едва ли не первым в Украине (после Марии Дэви Христос) стал писать о себе в третьем лице и подписывать обращения, где именует себя «данным Богом украинскому Православию». Эта эпидемия провинциального мессианства охватила не только украинских литераторов, которые, как мухи, облепили Филарета, но и государственных деятелей, попавших в филаретовы объятия.

Судный день, или За что расстригли Филарета?

Поворотным этапом для Православия в Украине стал Харьковский Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, значение которого трудно переоценить. Он состоялся 27 мая 1992 года. В нем приняли участие 18 (из 21) епископов Украинской Православной Церкви (кроме Филарета, викарного епископа Иакова и архиепископа Андрея Львовского, который телеграммой подтвердил свое согласие с принятыми решениями). Впервые, после десятилетий тотального госконтроля, Собор Церкви прошел не только без согласований со светской властью, но и вопреки ее воле. После репрессий, преследований и унижений Церковь восстанавливала свое достоинство. Для этого необходимо было мужество, и православные украинские епископы его проявили в полной мере, не поддавшись ни уговорам, ни шантажу. Собор сместил Филарета с поста Предстоятеля УПЦ и за преступления перед Церковью запретил его в священнослужении. На альтернативной основе новым Предстоятелем Церкви был избран Блаженнейший Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины.

Законность (каноничность) решений Харьковского Собора УПЦ подтвердил Собор Русской Православной Церкви, а затем Предстоятели всех Поместных Церквей мирового Православия.

Решения Собора были с восторгом приняты православным народом, который воспринял их как начало эры христианской свободы. Даже автокефалисты считали их великим благом для Православия в Украине, поскольку они открывали путь для диалога и объединения с канонической Церковью. Однако Филарет мобилизовал все свои могучие связи с номенклатурой. Несмотря на только что принятый Верховной Радой Закон «О свободе совести и религиозных организациях», категорически запрещающий вмешательство государства во внутренние дела Церкви, завсегдатай филаретовских застолий Иван Плющ (их дружба началась с тех пор, когда Плющ руководил Киевской областью, а Филарет — Киевской епархией) протаскивает через президиум ВР заявление о «незаконности» Харьковского собора4. Это заявление, хоть и было совершенно нелепым и незаконным, дало Филарету возможность выиграть время и подготовить с Кравчуком аферу по организации УПЦ-КП, а также отхватить в Киеве церковь на Соломенке. Сам Президент Кравчук заявил, что он якобы ничего не знал о Соборе, а потому не признает его легитимность. Филарет также не признал выдвинутых против него обвинений. Известный правозащитник, богослов и публицист митрополит Полтавский Феодосий предложил ему в этом случае подать апелляцию и вынести свое дело на суд восточных патриархов. Но Филарет, понимая справедливость обвинений, даже и не пытался этого сделать, а потому предпочел всему поприще политическое.

Обращение Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви к духовенству и верующим Украины

27 мая 1992 г.

Христос воскресе!

Всечестные отцы, братья и сестры во Христе, благословение Господне и мир Божий да пребудут с вами!

Собор епископов Украинской Православной Церкви, собравшийся в богоспасаемом граде Харькове 27 мая 1992 года, рассмотрел ситуацию, в которой находится ныне наша Украинская Православная Церковь, и негативное поведение бывшего Предстоятеля УПЦ Митрополита Филарета.

Мы с пониманием и ответственностью относимся к волеизъявлению украинской паствы относительно независимости. Мы не против законной, канонической автокефалии Украинской Православной Церкви. Но только этот серьезный вопрос нужно решать с миром Божиим, терпением и сердечной молитвой, согласно церковным правилам и канонам, а не насилием и угрозой.

Собор признал вину Митрополита Филарета и его грубые ошибки в управлении, а именно: использование Синода УПЦ в качестве инструмента для прикрытия своих честолюбивых планов, пренебрежение интересами Церкви. Все это вызывало возмущение и осуждение среди духовенства и верующих. Было также осуждено аморальное поведение бывшего Предстоятеля в личной жизни. Особенно остро эти проблемы встали после Архиерейского Собора 31.III.92 г. в Москве, на котором Митрополиту Филарету все это было высказано прямо в глаза. И он признал свою вину, ради церковного мира и благополучия Украинской Церкви дважды давал архиерейскую клятву перед Крестом и Евангелием созвать в Киеве Собор украинских епископов и подать прошение об отставке.

На просьбы членов Синода и отдельных епископов созвать Собор Митрополит не реагировал. Наоборот, выступая через средства массовой информации, в проповедях он сознательно говорил неправду и возводил клевету на Архиерейский Собор, и категорически отказался выполнить свое архиерейское слово.

Группа епископов встретилась в г. Житомире и, посоветовавшись, направила прошение Митрополиту Филарету: срочно созвать Архиерейский Собор УПЦ и выполнить свое обещание. О тревожном церковном положении было сообщено как высшей судебной инстанции Святейшему Патриарху Алексию II.

Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия II от 21.V.92 г., рассмотрев положение церковных дел на Украине, обострившееся из-за невыполнения Митрополитом Филаретом решений Архиерейского Собора и своих обещаний, постановил: старейший по хиротонии епископ УПЦ, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, согласно Уставу УПЦ, обязуется собрать Архиерейский Собор, как временно исполняющий обязанности Предстоятеля Украинской Церкви, на котором решить все наболевшие проблемы нашей Церкви и избрать нового Предстоятеля.

Архиерейский Собор УПЦ рассмотрел последние события церковной жизни на Украине и принял следующие решения:

1. Внести поправки в текст Устава УПЦ относительно Предстоятеля и выборов его, о Синоде УПЦ.

2. Выразить недоверие персоне Митрополита Филарета как Предстоятелю УПЦ и сомнение относительно его моральной чистоты, согласно Уставу УПЦ, освободить его от должности Предстоятеля.

3. В связи с раскольнической деятельностью Митрополита Филарета почислить его за штат, с запрещением в священнослужении до решения Архиерейского Собора Матери Церкви.

4. Тайным голосованием из трех кандидатов выбрали нового Предстоятеля УПЦ, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана).

Выражаем надежду, что с Божией помощью Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, выведет нашу Церковь из того критического состояния, в котором она сейчас находится.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и Причастие Святого Духа да пребудет с нами вечно.

Телеграмма Митрополиту Филарету

Настоящим уведомляем Вас, что Архиерейский Собор УПЦ, собравшийся в Харькове 27 мая сего года под председательством митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, временно исполняющего обязанности Предстоятеля УПЦ, освободил Вас от обязанностей Предстоятеля УПЦ и Митрополита Киевского и всея Украины и почислил за штат с запрещением в священнослужении до решения Архиерейского Собора Матери Церкви. Одновременно сообщаем, что большинством голосов Собор избрал Предстоятелем УПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира.

От имени Собора митрополит Харьковский и Богодуховский Hикодим.

Судебное деяние Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
(11 июня 1992 года)

Осуществляя судебное разбирательство по делу митрополита Филарета (Денисенко), бывшего Киевского и всея Украины, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заслушал:

Заявление епископата Украинской Православной Церкви (полный текст Заявления публикуется выше).

Преосвященные архипастыри Украинской Православной Церкви и архиереи, ранее проходившие архипастырское служение на Украине, своими свидетельскими показаниями подтвердили достоверность всех пунктов обвинения, выдвинутых против бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко) в Заявлении епископата Украинской Православной Церкви; таким образом, были засвидетельствованы следующие его преступления:

1) авторитарные методы управления Украинской Православной Церковью и Киевской епархией, совершенное игнорирование соборного голоса Церкви, а также проявления жестокости и высокомерия в отношениях с собратиями по архипастырскому служению, клириками и мирянами, отсутствие сострадания и христианской любви;

2) образ жизни, не соответствующий требованиям канонов и бросающий тень на Церковь;

3) клятвопреступление, выразившееся в нарушении данного им перед Крестом и Евангелием на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 31 марта — 5 апреля с. г., обещания созвать Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви и подать на нем прошение об уходе с поста Предстоятеля Украинской Церкви;

4) сознательное извращение подлинных решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в своих публичных выступлениях, в том числе через средства массовой информации, хула и клевета на Архиерейский Собор и тем самым на Православную Церковь;

5) совершение священнодействий, в том числе рукоположений в сан диакона, пре свитера и епископа в состоянии канонического запрещения;

6) единоличное присвоение себе соборной власти, выразившееся в угрозе наложения прещения на архиереев, которые, действуя в соответствии со священными канонами и Уставом Украинской Православной Церкви, приняли на Архиерейском Соборе в Харькове 27 мая с. г. решение о смещении его с поста Митрополита Киевского и всея Украины и запрещении в священнослужении;

7) учинение раскола в Церкви незаконным рукоположением новых епископов и назначением их на кафедры, занятые каноническими архиереями, и иными преступными действиями.

Состоявшаяся затем всесторонняя дискуссия свидетельствовала о признании отцами Собора соответствующими истине материалы, изложенные в Заявлении епископата Украинской Православной Церкви и в показаниях свидетелей.

По результатам голосования Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил:

за жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7–8; Святых Апостолов правило 27-е),

внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е),

клятвопреступление (Святых Апостолов правило 25-е),

публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е),

совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (Святых Апостолов правило 28-е),

учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е):

1. Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.

2. Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии, с 27 мая с. г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с. г., незаконными и недействительными.

3. Извергнуть из сана епископа Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита Киевского Филарета, лишив его всех степеней священства.

4. Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о извержении митрополита Филарета (Денисенко) и епископа Иакова (Панчука) из сущегосана и о лишении их всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей.

Зачем кесарю Богово?

Новости с православного фронта — одна головокружительнее другой. Верующие Почаевской Лавры на руках вынесли за пределы монастырской ограды епископа Иакова, последнего архиерея, поддерживавшего бывшего Киевского митрополита Филарета. И закрыли за ним ворота. Андрей, епископ Львовский, не принимавший участия в работе Харьковского Собора УПЦ, высказался в поддержку его решений. Таким образом, все высшее духовенство Украины отвернулось от бывшего Предстоятеля Украинской Православной Церкви, заклеймив его клятвопреступником.

10 июня в Трапезной церкви Киево-Печерской Лавры состоялось епархиальное собрание священников и мирян Киевской и Черкасской областей — вотчины самого бывшего владыки. Насельницы Покровского, Флоровского, Красногорского монастырей, служители Киево-Печерской Лавры, а также священники из многих церквей отказали Филарету в праве быть Предстоятелем УПЦ. А также приняли обращение к властям против их вмешательства в дела Церкви. Из последней опоры Филарета — Владимирского кафедрального собора — ушел церковный хор, ветераны-священнослужители, оо. Иоанн, Николай, Василий, протодиаконы Сергей, Никита отказались служить вместе с Филаретом.

11 июня в Свято-Даниловом монастыре в Москве состоялся Архиерейский собор РПЦ — высшая законодательная, судебная и исполнительная инстанция Церкви между Поместными Соборами. В его работе приняли участие 18 (из 21) правящих архиереев УПЦ. Собор признал обоснованность и подтвердил законность решений Харьковского собора УПЦ о лишении Филарета священнического сана.

Однако опальный владыка не сдается. В нарушение всех церковных канонов он чуть ли не ежедневно начал рукополагать в епископы священников. А своих бывших соратников отлучил (!) от Церкви. Только от какой? От Филаретовской?

В нелепом положении оказались пропрезидентские средства массовой информации Украины, телевидение и радио. К народу не пробилось ни одно постановление и обращение Харьковского Собора епископов. Даже телеграмма Алексия II Президенту была скрыта. Напротив, сам опальный владыка оказался героем телеэкрана и газетных полос. И это понятно. Бесконтрольно владея церковной кассой и являясь одним из учредителей коммерческих структур, Филарет может позволить себе выбросить на собственную рекламу 8 миллионов рублей. А на организацию конференции в свою защиту выложить сотни тысяч «деревянных».

Но самое удивительное — это упорство, с каким держатся за владыку государственные и правительственные структуры. Демонстрируя свое «невмешательство» в дела Церкви, они однозначно указывают, на чьей стороне их симпатии. Конечно, Филарет о многом мог бы поведать. Например, кого из кандидатов призывали поддерживать священники на парламентских и президентских выборах. Да и тайны правительственного двора, куда он был вхож многие годы, для него не являются секретом.

Не потому ли и сам Президент неласково прошелся по Харьковскому Собору: мол, не там собрались и не так доложили — стоит ли им верить? Нет слов, много лучше было бы, если бы архиереи собирались не в провинции, а в столице, а еще лучше — в кабинете бывшего заведующего идеологическим отделом ЦК КПУ. Но это мы, кажется, уже проходили. И, право же, неясно, до каких пор наши кесари будут притязать на то, что принадлежит одному Богу — Христову Церковь.

В. Анисимов.

«Независимость», 13 июня 1992 года.

Ночной штурм Лавры с благословения Филарета

Киевские иерархи продолжают выяснять отношения, а органы массовой информации — следовать руководящей линии.

В четверг, в 21.15, около сотни вооруженных обрезками труб и арматуры, резиновыми дубинками и цепями боевиков украинской национальной самообороны (УНСО) во главе с Д. Корчинским и С. Гринчуком начали штурм монастыря Киево-Печерской Лавры. Перебравшись через стену (тех, кто боялся высоты, подгоняли сзади дубинками «старшие товарищи») и поначалу не встретив сопротивления, они быстро окружают резиденцию настоятеля Лавры отца Питирима. Врываются в покои, круша двери, окна, мебель. Опешившему священнику объясняют, что «берут под охрану Лавру, дабы не допустить ее передачу Москве».

В это же время вокруг палат продолжается избиение прибежавших на призывный звон колокола послушников. Отцов Игнатия и Виталия валят на землю и бьют ногами. Некоторые священники и послушники пытаются вразумить нападающих. Кое-кто останавливается. Голос: «Не слушать эту демагогию». Один из боевиков говорит монашке: «Нам наплевать на вашего Владимира и на Филарета. Нам приказали, заплатили, и мы делаем свое дело». Одновременно с «унсовцами» к зданию подкатывает авто секретаря Филарета. Он на сей раз в цивильном. Вскоре машина уезжает. «Проконтролировать» события прибывает и супруга экс-блаженнейшего Филарета Евгения Петровна, но видя, что милиция уже на месте, не спешит помогать сторонникам Филарета и спешно уезжает: въезд «на белом коне» в резиденцию Питирима сорвался.

Унсовцы также удивлены позицией милиции и не скрывают этого, ведь во время первой попытки захватить Лавру несколько дней тому с «унсовцами» был капитан милиции, а на печатях, оставленных на дверях складских помещений Лавры, читалось: «РОВД».

Усиленные отряды милиции и омоновцы освобождают палаты. Захожу в покои настоятеля Лавры: на полу бумаги, книги, штукатурка. Настоятель отец Питирим дает короткое интервью:

— Отец Борис, управделами Филарета, не ведает, что творит. Сегодня был последний ход Филарета. Наше дело молитва, а не меч. Все примеры истории показывают, что там, где вмешивается политика в нашу церковную жизнь, — там страдает народ и Церковь. Кто пытается сослаться на какой-то параграф светского закона, кто князя призовет, чтобы защитить свой пост митрополита, тот ни за что не устоит. Сила Божья сильнее, чем сила сильных мира сего.

...Группа монахов пытается «расcчитаться» с отцом Борисом, которого единодушно обвиняют в организации нападения. Несколько «унсовцев» его окружают и берут под защиту. Омоновцы буквально вырывают о. Бориса и увозят его на милицейской машине. Толпа аплодирует. Очаговые драки продолжаются вокруг палат, однако ОМОН пускает в ход дубинки, часть «унсовцев» арестованa. Все остальные — а их около сотни, во главе с Д. Корчинским, — блокированы у стены резиденции нaстоятеля. Сквозь плотные ряды милиции пробираюсь к нему. Взвод омоновцев сменяет милиция, и боевики «вжимаются» в стену. Мелькают лица 16-летних пацанов. Впереди подчеркнутоспокойный Корчинский со сложенными на груди руками.

Корр.: Зачем вы здесь?

Корчинский: Церковная власть просила нас взять под охрану помещение. После этого на нас набросились хулиганы в рясах. Удивляет позиция милиции относительно нас...

Шум. Полковник милиции: «Руки за голову! Выходи!»

Корчинский: Вы же обещали, что всех отпустите.

Он же к боевикам: Внимание! Сопротивление властям не оказывать. Когда вас арестуют, никаких показаний не давать, ничего не подписывать, помните, что вы имеете право на адвоката.

Корр.: Вы были вооружены?

Корчинский: Мы вырвали оружие у монахов.

Корр.: Вы разговаривали накануне штурма с Филаретом?

Корчинский: Угу.

Корр.: Вам не кажется, что вас втянули в темную игру?

Корчинский: Власть потихоньку отказывается от украинской государственности. Дело не в Филарете, а в способе действий. Власть отказывается быть властью. Сейчас всем разрешено вмешиваться в наши дела. Москва знала, что являет собой Филарет и год, и три назад...

Подходим к месту, где идет обыск боевиков. Сергей Вербовский (1976 г. рождения); О. Архип (1975 г. рождения), недавно закончил школу; студент Киевского ин-та физкультуры Станиславский. Некоторые прибыли сюда прямо с пляжа: старшина извлекает из сумки полотенце, волейбольный мяч. Тут же конфискуют ножи, дубинки, перчатки, красно-черные повязки с символикой, близкой по начертанию к свастике, и даже газовые баллончики. Опознан еще один руководитель УНСО Сергей Гринчук.

Гринчук: Мы здесь с целью отдать церковь Украине. Наша организация взяла на себя защиту церкви от Москвы. Церковь и Филарет обратились к нам за помощью.

Корр.: Это первая ваша акция?

Гринчук: Нет, у нaс уже были акции в Крыму.

Корр.: Митрополию УПЦ вы также охраняли?

Гринчук: Да.

Корр.: Что, в церковь ходите молиться?

Гринчук: Нет.

Одна из участниц событий заявляет, что «унсовцы» перед «акцией» вели переговоры не только с Филаретом, но и с епископом УАПЦ Владимиром.

Послушник Фурманец: Мне достоверно известно, что накануне штурма боевиков благословляли в кафедральном Владимирском соборе.

Итак, Филарет пошел в свой «последний и решительный бой», выбрав в качестве ударной силы отряд УНСО. Видимо, он его проиграл. Но так ли это, окончательно определять власть имущим. Определять сегодня.

А. Гусев.

«Независимость», 20 июня 1992 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: