Комментарий

Как известно, сведения о поломанных ребрах покойного, загадочных исчезнувших реаниматорах, случайно имевших при себе десятисантиметровые иглы для прямых уколов в сердце и делавших их под окнами клинической больницы и пр., оказались невымышленными. В течение полутора часов потерявший сознание человек лежал на скамейке и над ним «трудились». «Неотложка» была вызвана лишь когда сердце остановилось. Окончательный ответ на вопрос, был ли В. Романюк задушен, отравлен или скончался без посторонней помощи нам обещали дать после повторной экспертизы эдак через полгода. Для нее нужна была эксгумация. Однако вместо этого могилу с помпой привалили дорогостоящим итальянским мрамором. Несмотря на уверение Президента о том, что все виновные в трагедии 18 июля будут объявлены и наказаны, уголовное дело через год без всякого шума закрыли.

Судя по всему, власть пошла на компромисс с филаретовцами. Дело в том, что рядом с могилой своего патриарха филаретовцы в течении года держали памятный крест с именами двух людей, погибших «от зверячей силы ОМОНа» 18 июля. Если эти жертвы действительно были, то виновные должны нести наказание, если нет — за клевету надо судить филаретовцев. Но ни того, ни другого не произошло. Когда уголовное дело закрыли — исчез крест. Правоохранительные органы не стали искать сокровища Филарета за границей, выяснять подробности гибели патриарха, а УПЦ-КП вдруг забыла о своих погибших...

В. Анисимов

Человек на обочине

События 18 июля, названные их организаторами «черным вторником», видимо, так и останутся для нас тайной за семью печатями. Уголовное дело открыто, следствие, судя по всему, как гоголевская телега, продвигается ни шатко, ни валко: авось когда-нибудь и доедет. Будто бы действительно так уж трудно определить инициаторов софийского побоища! Филаретовцы, напомним, никогда особо и не скрывали мотивов, по которым они решили повернуть похоронную процессию с утвержденного маршрута на иной и почему гробом прокладывали себе путь к Софии Киевской. Экс-президент Леонид Кравчук в своем «закарпатском послании» выразил это достаточно ясно: «Таким образом, если его похоронят как мирянина, в широком политическом смысле это будет означать: УПЦ-КП и патриарха не было...»

Думается, в этих словах прослеживается не только вполне оправданная для старого партийца «мавзолеемания», согласно которой ценность человеческой жизни определяется близостью погребальной урны к кремлевской стене, но и очевидный страх за результаты тяжких трудов своих. Ведь если УПЦ-КП не было, то ради чего нужны были три года демагогии, лжи и насилия? В этом, увы, заключается трагедия всякого правителя-язычника. Церковь, которую «не одолеют врата ада», создал распятый Бог и утвердил ее каноны. А потому всякие тщеславные попытки стать основателем церкви без, так сказать, удручающей необходимости погибнуть на кресте заведомо обречены на провал. И в лице УПЦ-КП мы имеем то, что имеем: псевдохристианскую, неканоническую, никем не признанную организацию, над которой, говоря словами Мстислава, «смеется весь мир».

Другим весьма распространенным среди филаретовцев мифом являлось утверждение о наличии в УПЦ-КП патриарха. Мстислав (Скрипник), которого «решено было считать» таковым, никогда руководителем УПЦ-КП не был. Более того, он даже требовал от Генеральной прокуратуры привлечь к уголовной ответственности организаторов этой церкви. Владимир (Романюк), боявшийся, что его филаретовцы отравят, искавший от них защиты в правоохранительных органах, скорее, служил патриархом в церкви Филарета, чем был им на самом деле. И Мстислав, и Владимир использовались в качестве ширмы, ибо биографии этих людей стимулировали патетику и были связаны с историческим прошлым (Мстислав — племянник Петлюры) и диссидентством (Романюк — узник сталинских лагерей). Истинным руководителем, распорядителем всех финансов был зам. патриарха УПЦ-КП Филарет (Денисенко), до этого за преступление перед церковью лишенный украинскими епископами священнического сана. Любопытно, что после недавнего безальтернативного избрания Филарета патриархом УПЦ-КП должность зам. патриарха, необходимость которой так настойчиво отстаивали филаретовцы, самым загадочным образом исчезла.

Мстислава и Владимира возводили в патриархи так, как возводят на эшафот: поклонились — и на плаху. А после смерти преследователи непременно начинали выступать от имени покойников и произносить поразительные по фарисейству речи. Ах, знал бы униженный предательством и лицемерием властей патриарх Мстислав, в свой последний приезд в Украину находившийся в одиночестве в жалком обшарпанном номере гостиницы, как будут восхвалять его после смерти! И знал бы только загнанный в угол, затравленный Владимир (Романюк), что те люди, которые запирали его в покоях, стояли с плакатами «Володимир, геть з України!», засылали, размахивая депутатскими мандатами, к нему наряды милиции, что через какие-то пару месяцев они же устроят ему такую уму непостижимую тризну на Софии! Быть может, в этом и заключается истинно украинское национальное православие, о котором так любят распространяться Филарет и Л. Кравчук?

Недавно УПЦ-КП отмечала 70-летие со дня рождения Владимира (Романюка). Да, того самого человека, тело которого филаретовцы, блюдя некие политические установки Леонида Кравчука (причем весьма спорные: неужели и впрямь захоронение во Владимирском соборе, в Выдубицком монастыре или на Байковом кладбище каким-то образом меняли статус Владимира (Романюка), как патриарха УПЦ-КП, на мирянина?), не удосужились даже по-человечески предать земле, а закопали на обочине! Были различные мероприятия, речи на всевозможные темы, кроме, пожалуй, одной. А именно — почему Владимир (Романюк) так настойчиво и тщетно пытался сместить с должности своего зама (Филарета) и каковы все-таки обстоятельства его загадочной смерти?

Последнее, надо сказать, вызывает интерес у всех, кроме самих филаретовцев. По крайней мере, что-то не приходилось слышать, чтобы они настаивали на скорейшем обнародовании следствием обстоятельств смерти своего патриарха. А ведь в трагедии 14 июля в ботаническом саду и впрямь много непонятного.

Скажем, официальная версия, основанная на словах «приближенных к митрополиту» (надо полагать — Романюку), гласит, что 14 июля, гуляя в ботсаду, расположенном между 22-й больницей и станцией метро «Университет», в 18.15 Владимир (Романюк) почувствовал внезапное недомогание и потерял сознание. Те же «приближенные» сообщили, что в апреле Владимир перенес острый инфаркт миокарда. С 18.15 прямо на улице ему делали непрямой массаж сердца. В 19.40 была вызвана карета «скорой помощи», и прибывший в 20.00 врач «неотложки» констатировал смерть.

Однако обстоятельства эти в направлении СО Старокиевского РУГУ в морг, датированном 15 июля, не отражены (о чем есть соответствующая запись в акте). Они появились лишь в постановлении прокурора-криминалиста о назначении судебно-медицинской экспертизы по материалам открытого 19 июля уголовного дела.

Милиция, надо полагать, к месту трагедии вызвана не была. А тело медики отдали филаретовцам, которые увезли его в Феодосиевскую церковь. И лишь на следующий день оно было отправлено на экспертизу для установления причины смерти.

В ходе экспертизы были выявлены повреждения: кровоподтек диаметром 3,5 см с точечной ранкой в центре в правой подключичной области, а также такого же характера ранки в области проекции сердца — следы медицинских уколов. При исследовании грудной клетки с внутренней стороны были обнаружены неполные переломы ребер с сохранением наружной костной пластинки. Причиной же смерти определена хроническая ишемическая болезнь сердца, приведшая к острой сердечной недостаточности. Повреждения же, по мнению экспертов, могли быть следствием проводимых реанимационных мероприятий, включающих закрытый массаж сердца, внутрисердечное введение лекарственных препаратов, пункцию подключичной вены. С момента смерти до вскрытия прошло около 18 часов.

Иными словами, Владимир (Романюк) умер в 19.40, то есть в то время, когда вызвали «неотложку». А до этого в течение полутора часов неизвестные занимались реанимацией прямо на улице, в двух шагах от 22-й больницы!

Причем, с одной стороны, делали это крайне непрофессионально (поломали ребра), а с другой, напротив, показали чудеса профессионализма (уколы в сердце и пункция). И это прямо на скамейке ботсада! Заметим также, что никаких следов крови от уколов на белой сорочке покойного (майки не было) в акте отмечено не было. А потому, видимо, филаретовцы забрали тело в Феодосиевскую, чтобы переодеть в чистую одежду. И слухи о том, что патриарха УПЦ-КП привезли в Феодосиевскую окровавленным, не были столь уж беспочвенны.

Загадочным является и такой момент. Если реанимацией занимались «свои» люди, то они не могли не знать об апрельском инфаркте Владимира, а потому вряд ли отважились бы на непрямой массаж сердца. А если чужие, то почему они предпочли взять на себя такую ответственность, а не разделить ее с медперсоналом находящейся рядом больницы? Ведь умирал патриарх УПЦ-КП, а не простой прохожий. И почему, наконец, лишь через полтора часа — после того, как человеку стало плохо, и он потерял сознание — была вызвана «скорая помощь»? На эти вопросы, увы, ответ могли бы дать лишь загадочные реаниматоры, которых до сих пор, по нашим сведениям, тщетно ищет милиция.

Кроме того, по нашим данным, результаты судмедэкспертизы утверждают, что причинно-следственной связи между смертью Владимира (Романюка) и повреждениями, полученными при реанимации, установить невозможно. Допустим, это так. Но кто все-таки может дать гарантию, что своевременная и квалифицированная помощь, будь она оказана патриарху, не помогла бы избежать летального исхода? И тогда не было бы 18 июля и могилы на обочине...

Василий Анисимов

«Независимость», 13 декабря 1996 г.

Но что-то ангелы поют такими злыми голосами

Как мы и предполагали, поместный собор филаретовской церкви УПЦ-Киевский патриархат завершился громким скандалом. Четыре епископа УПЦ-КП (митрополит Ивано-Франковский Андрей, архиепископ Тернопольский Василий, архиепископ Винницкий Роман и управделами УПЦ-КП епископ Хмельницкий Мефодий), объединяющие половину всех верующих УПЦ-КП, заявили, что они вместе с духовенством и мирянами выходят из филаретовской псевдорелигиозной организации и объединяются с Украинской автокефальной православной церковью патриарха Димитрия (Яремы). Таким образом, бывшие общины патриарха УАПЦ Мстислава после трехлетнего филаретовского пленения возвратились к преемнику покойного Мстислава — патриарху Киевскому и всея Украины УАПЦ Димитрию.

Обеспокоенные судьбой кормушки на Пушкинской, 36 покровители филаретовщины предприняли ряд неординарных шагов. Накануне собора в парламенте было объявлено о создании некой депутатской (!) группы, которая должна объединить украинские церкви в единую, поместную, национальную, каноническую, православную и т.д. Иными словами, нардепы вновь блеснули своим невежеством. Ведь такая депутатская группа существует с 92-го года по сей день. Она не только «объединила» церкви в Украине, не гнушаясь и захватами храмов, в единую филаретовскую УПЦ-КП, но до сих пор руководит ею. Массовое вмешательство политических сил и госструктур во внутренние дела православия привело его к глобальному кризису в стране, торжеству насилия, лжи и беззакония. Неужели раз в три года непременно надо наступать на одни и те же грабли?

Но нардепы добились встречи с Леонидом Кучмой, который как гражданин разделил депутатское горе, а как Президент предпочел остаться на стороне Конституции и законов Украины, запрещающих государству вмешиваться в дела отделенной от него церкви. Однако, на следующий день Николай Поровский выступил в парламенте с заявлением, обвинив президентскую администрацию в расколе УПЦ-КП. Дескать, некие чиновники администрации встречались с епископами филаретовской церкви и убедили их перейти к патриарху УАПЦ Димитрию.

Отповедь нардепу дал управляющий делами УПЦ-КП епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский Мефодий.

— Перед Богом и перед Украиной моя совесть чиста. Никакие президентские структуры и никакие службы безопасности Украины ко мне никогда не подходили и не убеждали соединиться со святейшим патриархом Димитрием. Раскол произошел по одной причине: Филарет в духовном мире является преступником. Его опекают такие люди, как Поровский, Червоний и прочие, которые, потеряв совесть, взяли в свои руки власть в церкви, диктуют ей свои условия, прикрываются церковью для утверждения своих политических целей. Это первая причина, почему мы вышли из церкви, сейчас полностью захваченной Филаретом. Последним нашим представителем в УПЦ-КП был патриарх Владимир (Романюк), которого преступники, такие как Филарет и Червоний, уничтожили.

Последний собор УПЦ-КП при жизни Владимира — тому свидетельство, где его обзывали бандеровцем, смердючим гуцулом, кричали: убирайся геть с Украины. Патриарх потребовал у Филарета прекратить это бандитское бесчинство. Но кликуши, пришедшие из Владимирского собора и получившие на троих по бутылке кагора, и дальше оскорбляли святейшего патриарха. А перед дверьми зала заседаний, которые охраняли сотрудники МВД, бесчинствовал Червоний и иже с ним. Они кричали, что Владимир, отдавший 19 лет сибирским лагерям, — московский агент. Бессовестные! Это они агенты Москвы. Потому, что только Филарет и те бандиты, которые его окружают, им выгодны! Ведь если он будет патриархом, то ни одна православная церковь в мире нас не признает. И Украинская Православная Церковь Владимира (Сабодана) никогда не пойдет на диалог с таким человеком, каким является Филарет.

19 октября, когда мы собрались в Феодосиевской церкви, филаретовцы дважды вызывали наряды милиции и один раз «Беркут» — под предлогом, что мы якобы здесь бесчинствуем, учиняем пьянки и драки. А затем под воротами Феодосиевского монастыря появился Гудыма и стал баламутить народ. Если бы я не вышел, его могли бы и растерзать. Едва Гудыму отогнали, как снова появился наряд милиции, который вызвали, сообщив, что у нас здесь заложена мина. Филаретовцы все делали, чтобы не дать нам собраться. Теперь нашей церкви в УПЦ-КП нет. Там остался один филаретовский сброд, который хочет захватить власть и использовать церковь в борьбе с нашей державой! 18 июля — тому подтверждение.

За нами пойдут не только наши приходы, но и те, что сегодня числятся у Филарета. У него море епископов, за которыми всего по пять-шесть общин. Утверждение, что в УПЦ-КП 2000 приходов — ложь! На Тернопольщине и Ивано-Франковщине у нас 800 приходов. Они ушли, кто же остался с Филаретом?

Руководители УАПЦ и епископы УПЦ-КП подписали акт об объединении этих церквей в единую УАПЦ Димитрия. Сам патриарх Димитрий в интервью «НЗ» заявил:

— Мы объединились с епископами УПЦ-КП. Это не было объединением «сверху». Этого требовали сами верующие. Они не пойдут к Филарету, и мы не пойдем. Он преследовал нас еще во времена Союза, а затем пытался заигрывать с нами. Но мы тверды в своей позиции. Филарет нарушил клятву, он лишен священнического сана, а главное — мы не видим в нем, так сказать, духа веры. Он политик — и больше ничего.

А в это время во Владимирском соборе избирали патриарха УПЦ-КП. На этот раз филаретовцы избавили делегатов от тяжкой проблемы выбора: кандидат на престол был один — Филарет. Тут же обнаружилось и такое странное обстоятельство: полцеркви ушло с собрания, а на количестве делегатов это почти не отразилось (из 191 их осталось 173). Так что, если бы даже УПЦ-КП покинули все приходы, кворум для избрания Филарета все равно бы был. А потому расстриженный монах без особых хлопот прошел в патриархи.

Правительство Украины отказало в предоставлении Софии Киевской, а потому интронизация нового патриарха прошла во Владимирском соборе. Филарет, как водится, заявил, что надел на себя не патриарший куколь, а венец терновый. Своей главной задачей он определил всемирное укрепление дисциплины в патриархате. И это справедливо: если ее сейчас не укрепить, общины побегут кто куда, поскольку вряд ли по доброй воле священники осмелятся поминать в богослужении человека, над которым висит угроза анафемы. К тому же Филарет умудрился бросить поразительную фразу о том, что покойный патриарх Владимир (Романюк) больше сделал для Киевского патриархата не столько жизнью своей, сколько смертью. Толкователи оцепенели...

Вместе с тем вновь избранным патриархом УПЦ-КП был провозглашен курс на «диалог любви». Оказывается, церковное единство — это не единство канонов и законов, оно является лишь единством внешним (что характерно для имперской Русской православной церкви). А настоящее единство — это единство в любви (что, надо полагать, характерно для Киевского патриархата). Правда, у Владимирского собора я смотрел на депутатов и, признаться, никак не мог представить ни Василия Червония, ни Николая Поровского, ни Муляву в образе ангелов любви с кроткими взорами или хотя бы со смиренно приспущенными усами...

Впрочем, по последним сведениям, «диалог любви» филаретовцы уже начали. В понедельник на пресс-конференции было заявлено, что, несмотря на уход епископов западных епархий (а приходов у них «всего лишь» 750), епархии должны остаться в ведомстве УПЦ-КП. Как при крепостном праве. Или, быть может, в этом и заключается смысл филаретовской национально-патриотической любви?

Василий Анисимов,

«Независимость», 25 октября 1995 г.

Цель — обострение конфликта?

В связи с публикацией в газете «Голос Украины» от 8 апреля 1997 года заявления депутатского объединения «В защиту канонического украинского православия», духовенство Киева выступило с обращением, текст которого предлагаем вниманию читателей.

«8 квітня 1997 року газета «Голос України» опублікувала заяву депутатського об’єднання «На захист канонічного українського православ’я», яку підписали 54 народних депутати України. Цей документ глибоко образив православних віруючих України абсурдними звинуваченнями на адресу Української Православної Церкви, підтасуванням фактів та відвертим наклепом, що недостойно наших народних обранців.

Українське Православ’я дійсно перебуває у трагічному стані розколу і, в першу чергу, через втручання позацерковних сил у внутрішнє життя Церкви, політизацію релігійного життя у країні та спроби диктату з боку світських сил щодо Церкви, використання її у внутріполітичних чварах та передвиборчих кампаніях. Виникнення у 1992 році першого об’єднання депутатів, шантаж з їхнього боку і тиск на церковних ієрархів призвели до поглиблення розколу українського Православ’я (з двох Церков утворилося три), міжправославних конфліктів, насильства й глобального порушення прав людини, що засвідчили як вітчизняні, так і міжнародні правозахисні та релігійні організації (див. матеріали «Перших Всеукраїнських читань з прав людини», грудень 1993 року).

Чергове об’єднання депутатів, судячи з опублікованої заяви, має ту ж саму мету: загострити релігійний конфлікт в Україні, взявши під свою опіку відлученого від Церкви колишнього митрополита Філарета. Нам, духовенству столиці України, особа та справи Михайла Антоновича Денисенка відомі досить добре. Його «чернечий» спосіб життя багато років ні для кого не був секретом, проте незадоволення православних він завжди давив із властивим лише йому деспотизмом та підступністю. Ми добре знаємо, як, догоджаючи своїм шефам з КДБ, він жорстоко pозправлявся з тими священиками, котрі відмовлялися закривати православні церкви. Цим саме він виховував українську паству в неприязні до всього українського, забороняв проповідувати рідною мовою, напучуючи: «Мы не должны идти на поводу у этих руховцев, и вообще украинского языка не существует, а есть лишь польско-жидовский гибрид». Відверто радів з приводу загибелі людей у Вільнюсі: «Правильно, так и надo демократию наводить — танками». Будь-який вияв національної свідомості називав не інакше, як «петлюрівщиною» та «бендерівщиною». Свою «повагу» до Патріарха УАПЦ Мстислава він виявляв у тому, що, знущаючись, не допустив дев’яностолітнього чоловіка до могили Тараса Шевченка у Каневі. Це широко відомий факт. Під час похорону національного поета Василя Стуса Філарет намагався зробити все (теж відомий факт), щоб загиблого поета не змогли пронести біля пам’ятника Шевченку й таким чином «не осквернять улицы Киева петлюровскими знаменами». Депутати (О. Шевченко, М. Мотюк, В. Чорновіл, І. Бойко, В. Івасюк, Л. Глуховський, С. Головатий, Т. Нагулко та інші — всього 26 парламентарів України) у своїй заяві від 20 січня 1992 року зазначали: «Не випадково предстоятель Української Церкви митрополит Філарет правдами і неправдами шукає шляхів, швидко помінявши свої гасла, щоб заручитися підтримкою нового уряду і зберегти свою порочну систему управління Церквою. Адже не секрет, а гласне надбання, що саме митрополит Філарет (Денисенко) тісно пов’язав свою тридесятирічну діяльність зі службами КДБ, аби догодити владі КПРС, послужити безбожному урядові не так в інтересах Церкви, а заради кар’єри і можливості утримувати церкви в Україні в руках єдиновласної диктатури. Все це відвертає від Церкви людей, зводить нанівець проповідницьку, місіонерську працю чесного священства, поглиблює ворожнечу і сприяє розколам.

Наша депутатська свідомість закликає проголосити очевидний факт: митрополит Філарет (Денисенко) стоїть на перешкоді духовного відродження України, очищення суспільства від сталінських хвороб, повинен залишити посаду предстоятеля Української Православної Церкви, дати їй змогу зберегти свою єдність, правильно самовиразитись у нових державних умовах, окормити змучений народ чистою вірою і духовною силою». Через чотири місяці українські єпископи на Харківському Собoрі в унісон заклику народної інтелігенції піддали Філарета церковному суду. Його усунули з посади предстоятеля Української Православної Церкви і за злочини перед Церквою заборонили у священнослужінні. Це рішення згодом визнали предстоятелі всіх Православних Церков світу, а також Римо-Католицька Церква.

Проте чернець Філарет не лише не виконав, як належить віруючій людині, заборону Церкви і не покаявся, але, подібно сатані, загордував, шляхом обману одноособово заволодів усіма фінансами Української Православної Церкви та під прикриттям вищих урядових чиновників створив нову псевдоцерковну оргaнізацію — УПЦ-Київський Патріархат, що у даній заяві зветься «канонічним українським Православ’ям».

Українська Православна Церква справедливо заявила, що під виглядом об’єднання Церков відбулося пограбування всіх православних України Філаретом. Патріарх УАПЦ Мстислав, у свою чергу, заявив, що «з УПЦ-КП сміються в усьому світі». Українська правнича фундація, проаналізувавши юридичну сторону виникнення УПЦ-КП, знайшла таку кількість порушень законів та статей Конституції, що лише перелік їх зайняв цілий розворот у газеті «Голос України» від 5 травня 1993 року. Генеральний прокурор України В. Шишкін 20 серпня 1993 року виніс протест, що визнавав УПЦ-КП як Церкву, створену незаконно. Тож після всього цього заявляти, що УПЦ-КП створена за законом і правом, як пролунало у нинішній депутатській заяві,— aморально.

Вселенський Патріарх Варфоломій І висловив точку зору Вселенського Православ’я на філаретівську організацію: «У Православ’ї такої інституції, як УПЦ-КП, не існує, а Філарета ніхто не вважає архієреєм». Тож після цього чи має право хтось називати УПЦ-КП Правoславною Церквою?

Проблема автокефалії (самоочолювання) суто внутрішня справа Церкви. Як відомо, одна з головних вимог для визнання автокефалії — відсутність православних розколів. Каменем спотикання для об’єднання Православ’я в Україні є ніхто інший, як колишній митрополит Філарет, оскільки і УПЦ, і УАПЦ неодноразово заявляли, що не будуть вести переговорів з УПЦ-КП доти, поки на чолі цієї організації перебуває позбавлена сану і відлучена від Вселенського Православ’я людина. Підтримуючи пана Денисенка, ви, депутати, підтримуєте розкол, відсуваючи тим самим питання щодо визнання УПЦ Помісною Церквою православним світом у невідоме майбутнє.

Чого варте хоча б твердження стосовно того, що ієрархи Російської Церкви одержують через православні парафії України понад 200 мільйонів доларів від торгівлі церковним начинням і тому не хочуть випускати зі своїх рук головне джерело прибутку. З 1990 року УПЦ — автономна, самостійна в управлінні Церква, зв’язана лише канонічно з РПЦ. Патріарх Московський Олексій ІІ офіційно відмовився від усіх прав власності на будь-яке майно на території України в листі до колишнього міністра юстиції В. Онопенка. З 1990 року жодної копійки в Росію від УПЦ не надходило. Якщо ж розділити вказану суму на кількість парафій УПЦ, то виявиться, шо наші бідні громади пересилають лише до Москви понад 30 тисяч доларів на рік, що цілком абсурдно. Це фальшиве твердження має лише одну мету — спрямувати голодний народ на православних, провокуючи у масах думку, що то Церква, а не «мудрі рішення законодавців», довели людей до зубожіння.

Таким же є твердження щодо утисків стосовно української мови у православних парафіях, які складаються головним чином з українців. Питання щодо богослужбової мови у Церкві вирішено давно: мову вибирає сама громада. Це може бути і церковнослов’янська, і українська.

Українська Православна Церква об’єднує три чверті православних України, у нас чимало патріотів, правозахисників та мучеників за віру. Наша Церква за Конституцією, прийнятою тими ж самими парламентаріями, відділена від держави та захищена законами України. Через це спроби робити з Української Православної Церкви образ ворога, провокувати нападки на нас можуть викликати найнебезпечніші наслідки.

Звичайно, «за традицією» передвиборча кампанія в Україні відбувається без будь-яких норм та правил; зрозуміло, депутатські групи потребують коштів. Філарет відомий щедрістю, а філаретська каса, викрадена у всіх православних України,— то ласий кусень неконтрольованих державою фінансів. Та чи варто заради цього (хоча спокуса велика) жертвувати міжконфесійним миром, провокуючи конфлікти серед єдинокровних та єдиновірних людей? Чи на благо це нашій змученій Україні?

Просимо довести нашу заяву до відома всіх членів парламенту та опублікувати її в «Голосі України».

Всього 318 підписів духовенства УПЦ та УАПЦ Києва

Створений православними віруючими комітет духовенства та мирян на захист Православ’я в Україні звертається до вірних Православної Церкви з’єднати свої зусилля в справі захисту віри наших батьків, св. князя Володимира, запорізьких козаків і Великого Кобзаря від посягань псевдоцерковних екстремістських сил та їх «ієрархів», а насамперед, політичних діячів та їх партій.

«Независимость», 20 травня 1997 року.

Крестом и гранатометом?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: