Глобализация и конфликт духовных ценностей

По моему глубокому убеждению, разрушение Советского Союза, социалистического сообщества государств Восточной Европы и последовавшая вслед за этим реставрация в них капитализма породили у Запада надежды на осуществление его давней стратегической цели — достижения мирового господства, планетарной гегемонии и установления «нового мирового порядка». После победы в «холодной войне» Запад выдвинул и конкретный план осуществления этой цели, воплотившийся в масштабных концепциях глобализации мировых отношений.

В теоретическом плане эти концепции основываются на идее универсальности, а потому — обязательности для всех стран так называемых западных цивилизационных ценностей и моделей развития. В качестве всеобщей идеологии глобализации объявлен либерализм как единственно приемлемая и единственно верная концептуальная основа общественного развития, независимо от традиций и национальных особенностей той или иной страны. При этом ни о каком многообразии мира и о свободном выборе путей развития глобалисты не хотят даже слышать, придавая тем самым либерализму характер тоталитарной идеологии. Неслучайно все другие концепции развития рассматриваются глобалистами крайне враждебно, попросту отвергаются ими.

На практике глобализация означает фактически насильственную унификацию всего разнообразия цивилизаций и культур, существующих на нашей планете, их подгонку под западные стандарты, приведение их к какому-то общему знаменателю, параметры которого будет определять исключительно Запад. В конечном итоге интересы народов и стран он подменяет интересами международного капитала, интересами Запада, провозглашая их интересами всего человечества. Один из идеологов современного американского гегемонизма профессор Самюэль Хантингтон с предельной откровенностью пишет о целях глобализации: «Запад пытается (и впредь будет пытаться) сохранить свое ведущее положение и отстоять собственные интересы, определяя их как интересы «мирового сообщества». Эта фраза превратилась в нечто вроде коллективного эвфемизма (заменив собой выражение «свободный мир»), задачей которого является обеспечить глобальную легитимность той деятельности, которая служит достижению интересов Соединенных Штатов и других западных держав».

В области политики глобализация означает навязывание всем государствам и народам мира несвойственных им историческим традициям моделей политического устройства, насаждение и поддержка марионеточных, антинародных режимов, ориентированных не на национальные интересы своих стран, а на интересы «мирового» (читай — западного) сообщества. Причем, стремясь установить новый мировой порядок на основе собственных о нем представлений, Запад присвоил себе «эксклюзивное» право карать и миловать целые страны и народы, узурпировав мировое правосудие.

С экономической точки зрения глобализация — это навязывание всем странам единообразной модели экономического развития, основанной на идеях «свободного рынка», «открытой экономики», отстранения государства от решения хозяйственных вопросов и экономическое подчинение всех стран интересам транснациональных корпораций («что хорошо для ТНК — хорошо для всего мира!»); полная деформация национально-хозяйственных комплексов, создание такой экономической ситуации, когда в той или иной стране развиваются только те отрасли, к которым проявляют интерес мировые финансово-промышленные корпорации, при этом национальные потребности экономического развития стран полностью игнорируются. Все это высокопарно именуется «включением стран в мировую систему хозяйственных отношений».

В культурно-духовном плане глобализация предполагает отказ народов от своей национально-культурной самобытности, насильственное навязывание им западных духовных ценностей и образа жизни.

В своих гегемонистских планах глобалисты особое место отводят бывшим советским республикам. Распад СССР и начавшаяся вслед за этим капиталистическая реставрация в бывших советских республиках открыли дорогу не только для усиления здесь политического и экономического влияния Запада, но и создали предпосылки для установления его идеологического господства. Взломав границы некогда единого геополитического и социокультурного пространства, Запад начал полномасштабную идейно-духовную интервенцию против народов бывших советских республик.

Главная цель этой интервенции — подорвать основу культурно-исторического, духовного единства братских народов Беларуси, России и Украины, навязать им западную систему взглядов на мир и общество, прервав таким образом преемственность культурной традиции, разрушив саму структуру этой культуры. Ведь по определению известного американского социолога Рональда Инглегарта «культура представляет собой систему воззрений, ценностей и взглядов, широко распространенных в обществе и передающихся из поколения в поколение», причем «культура... в разных обществах может оказаться различной». Одновременно Инглегарт утверждает, что культуру «нельзя сводить к случайному набору ценностей, верований и навыков...; она представляет собой стратегию выживания народа и его государства».

Отсюда напрашивается закономерный вывод: разрыв культурной преемственности тождественен уничтожению культуры народа, а уничтожение культуры превращает его носителя — народ — в уязвимый и беззащитный перед лицом чуждых культурных влияний, лишает его самобытности, неповторимости, а значит — лишает будущего. Именно этого и добиваются глобалисты, пуская в ход изощренные методы и приемы внедрения в сознание нашего народа идей и ценностей совершенно чуждой ему духовности.

Вспомним, как еще во времена «перестройки» практическим инструментом идеологической интервенции против СССР Запад избрал внедрение в сознание советского народа разрушительных идей о приоритетности «общечеловеческих ценностей». При этом под «общечеловеческими ценностями» понимались исключительно западные ценности, а носителями таких ценностей выступали, естественно, лишь американский народ и народы стран Западной Европы. И это неудивительно, ведь Запад издавна отождествлял свою культуру с культурой всего человечества, а свою цивилизацию считал вообще единственной на планете, все прочие высокомерно относя к «варварским и диким». Поэтому Запад и возводит свои собственные ценности в ранг «общечеловеческих».

Об истинном смысле подмены данных понятий более чем красноречиво свидетельствует недавнее предложение британского премьер-министра Тони Блэра рассматривать НАТО не как военно-политический блок, а как инструмент защиты и распространения «общих западных ценностей». Это означает, что любой, самый наглый акт натовской агрессии впредь следует расценивать как выполнение высокой миссии по утверждению «общечеловеческих ценностей», невзирая даже на нормы международного права. Неслучайно именно «защитой ценностей» объяснял НАТО свою агрессию против Югославии, ставшую вопиющим нарушением принятых международных правовых норм. Весьма красноречиво в этой связи утверждение немецкого профессора Роберта Шпеманна о необходимости установления Западом «диктатуры ценностей», поскольку, по его мнению, для Запада «действовать от имени «сообщества ценностей» является более важным, чем соблюдение норм международного права».

Идею «приоритетности общечеловеческих ценностей» подхватили все явные и скрытые апологеты буржуазной реставрации в СССР — от диссидентов до Горбачева. Исполняя роль пятой колонны Запада, они начали наперебой уверять советских людей, что те долгое время жили «неправильно», исповедуя идеалы и ценности, которые якобы лежат за рамками духовных приоритетов «всего цивилизованного человечества». Подобные проповеди должны были вызвать у советских людей сомнения в правильности избранного ими исторического пути развития, породить в их сознании чувство своей собственной цивилизационной неполноценности, вызвать восхищение Западом и желание копировать его опыт.

После распада Советского Союза Запад приступил уже к открытой идейно-духовной экспансии на Восток. Важнейшей составляющей этой экспансии наряду с навязыванием прозападных идеологических взглядов и мировоззренческих представлений и стала экспансия на постсоветское пространство чуждых восточной культурной традиции религий — католицизма и протестантизма, составляющих духовную основу западного сообщества и проповедуемых им ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: