Привычность такой ориентации обогащает субъекта полезнейшим навыком оценивать разворачивающееся обстоятельства, что перерастает в способность снимать конфликт на этапе конфликтной ситуации.
Предложим ситуацию самого общего плана. Двое идут к одному и тому же креслу, единственному в комнате. Заметив это, один из субъектов чуть сворачивает в сторону, делая вид, что он не собирался садиться.
Заодно снимем и общераспространенное бытовое мнение, будто есть люди «бесконфликтные». Таких нет, если речь идет о человеке как личности, — есть люди, умеющие снимать ситуацию до момента инцидента, то есть до столкновения.
А вот другая ведущая идея. Нужно определить содержание конфликта прежде его разрешения. Оба субъекта ставят вопрос: что именно нужно в данном столкновении, из-за чего вступаем в борьбу? Что есть этот предмет нашего интереса?
Отразим ситуацию в символах: S-1 ® О? S-2
И далее все интеллектуальные усилия направляются на объект как предмет интереса, но ни в коем случае не на субъекта, противостоящего тебе. Разрешение выстраивается вокруг объекта.
Помня, что в конфликте самое тяжелое — это психологическое напряжение, будем учитывать это, потому постараемся разрешать конфликт на его начальной стадии психологического напряжения, а именно, на стадии недовольства, когда самые простые и легкие способы (такие, как юмор, психологическое поглаживание) могут снять либо разрешить конфликт.
...Педагог-1 заметил, что дети скорчили гримаски при его появлении. Он решил, что дети дурно воспитаны.
Педагог-2 заметил, что дети при его появлении скорчили гримаски. Он решил, что назревает конфликт и стал анализировать свои действия: что же именно порождает конфликт?
Один из них разрешит недовольство в качестве конфликта первой и невысокой стадии напряжения. Другому придется разрешать уже более высокие напряженные стадии конфликта.
Если расценивать «компромисс» универсальной формой разрешения конфликта, то придется обращаться к более сложным способам изредка и только в крайне трудных ситуациях.
Профессионально красиво разрешение конфликта, когда субъекты, прежде чем разрешать конфликт, выясняют ракурс (позицию), с которого производится оценка объекта разногласия.
Схематическое отражение идеи:
А практическое воплощение идеи выглядит так:
Учитель: Я считаю, что вы плохо работаете.
Ученик: А я думаю, что сегодня я хорошо работал.
Учитель: Вы расцениваете свою работу с точки зрения вчерашнего дня?
Ученик: Да.
Учитель: Что ж, тут я не могу с вами не согласиться. Однако я хочу вести разговор о ваших способностях с позиции вашего развития...
Ученик: Вы правы. Я с вами согласен...
Непрофессиональный взгляд не увидит здесь и намека на конфликт. Педагог же сразу оценит изящество его снятия на этапе конфликтной ситуации путем предварительного выяснения ракурса взгляда своего противника.