Мимика педагога как инструмент воздействия

Мимика — движение лицевых мышц, выражающее внутреннее состояние души, проживаемые отношения. Непроизвольная мимика выдает состояние человека, а тот, кто владеет лицевыми мышцами, может скрывать свои чувства. Владение же мимикой обычно называют мимическим искусством. Произвольная мимика необходима в ряде профессий - таких, которые своим содержанием имеют взаимоотношения либо взаимодействия людей. Мимика дипломата известна всему миру своей сдержанностью. Столь же сурова мимика работников правовой сферы. Психиатры вырабатывают особое мимическое искусство для плодотворного лечения больного. Бизнесмена нетрудно узнать по его мимике. Если он не следит за нею, она, закрепляясь, выдает со временем его внутренние корыстные ориентации.

Определим объективно обусловленные характеристики мимики педагога, работающего с детьми.

Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на бесконечное многообразие текущей действительности, на непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной деятельности. Язык мимики расширяет педагогический спектр влияний, дополняя речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых отношениях. Часто мимический язык бывает более выразительным, чем язык вербальный. Подвижность лицевых мышц обусловливает столь необходимую педагогу выразительность мимики, насыщающей взаимодействие с детьми эмоциональными отношениями, увеличивая языковой спектр во взаимодействии с детьми. Заметим: и уменьшая объем речевых воздействий.

Говорят дети про учительницу: «Она нас любит». Спрашиваем: «Как вы узнали?» Они отвечают все хором: «Так видно же по лицу».

Наряду с подвижностью, выделим такое свойство мимики педагога, как сдержанность — соблюдение меры, отсутствие резкости, полное владение мимическим средством в его адекватности целям. Сдержанность мимики не выступает альтернативой ее подвижности. Эти характеристики в тесном союзе: подвижность должна иметь меру, скупо и тонко, еле заметными штрихами в движении мышц лица обозначается реакция на происходящее.

Старшеклассники говорят: «Он брови поднимет - нам все ясно». Малыши сообщают: «Мы сами видим, когда она огорчается... Губы вот так складываются...»

Зато сдержанность обеспечивает привлекательность лица педагога, что немаловажно для его работы, когда не один час и не один год он стоит или сидит перед детьми как некоторый объект восприятия, влияющий на самочувствие воспринимающих. Когда дети говорят, что у них «красивая» учительница, - тут субъективное восприятие. Но единственное и безусловное то, что лицо педагога привлекательно.

Мимика педагога — зеркало его позитивных душевных движений. Поэтому мимический портрет педагога — это всегда положительность как такое свойство, которое свидетельствует о внутренних ценностных отношениях личности педагога. Здесь необходимо вспомнить известное положение еще со времен К.Д. Ушинского, заметившего, что воспитание ребенка должно базироваться на, положительном социальном материале и лишь на базе позитивного опыта можно выводить ребенка на познание и проживание негативных явлений социальной жизни.

Позитивность мимики обеспечивает расположенность к общению, — немаловажная черта, открывающая ребенку дорогу к педагогу за помощью, советом, беседой, вопросом и добрым словом. Обычно дети, прочитывая такого рода мимику педагога, выражают свое восприятие словами «Мы его (ее) совсем не боимся».

Итоговой качественной характеристикой является доброжелательность, которая есть не что иное, как расценивание поведения детей в благоприятном для них смысле. Поэтому мимический портрет педагога имеет такие содержательные черты: расположенность к детям, ожидание доброго со стороны детей, вера в их благородство, интерес к тому, что они делают и говорят.

Когда дети характеризуют учителя словами «он добрый, мы к нему всегда можем обратиться», «он строгий, но добрый», «он такой красивый, но простой и добрый», - то имеется в виду именно такой портрет педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: