Темы для самостоятельного изучения по внеаудиторному чтению

1. Вклад отечественных и зарубежных ученых в формирование представлений об экологических системах и биосфере.

2. Наземные и водные экологические системы, их особенности и различия,

3. Эволюция облика Земли под воздействием живых организмов. Роль литосферы, гидросферы и атмосферы в жизни биосферы.

4. Экологические кризисы в истории развития цивилизаций.

5. Прогнозы и модели развития и состояния окружающей среды на планете.

6. Экономическая оценка природных ресурсов.

7. Управление отходами на муниципальном уровне (на примере любого города).

8. Природно-заповедный фонд России, особенности его формирования.

9. Основные виды нарушений природоохранного законодательства. Ответственность за экологические правонарушения.

10. Концепция устойчивого развития регионов.

11. Статистическая отчетность по охране окружающей среды предприятий: формы статотчетности и ее значение.

12. Экологические конфликты на межгосударственном уровне и пути их разрешения.

13. Опыт отечественных и зарубежных компаний по внедрению систем экологического менеджмента.

14. Развитие рынка экологических услуг в России.

Критерии оценивания сформированности компетенций при выполнении домашних заданий:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагает материал, умеет тесно увязывать теорию с практикой, использует в ответе материал рекомендуемой литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

Знает: фундаментальные законы общей экологии,особенности экологической ниши человека,виды и свойства природных ресурсов, особенности их использования в современной экономике, сущность природопользования, последствия природопользования, принципы и приоритеты устойчивого развития эколого-экономических систем и общества, методы и формы охраны природы, инструменты управления природопользованием, источники экологического права РФ, принципы, инструменты, нормативное регулирование экологического менеджмента.

Может: строить экологические пирамиды (модели экосистем в виде пирамид), определять объемы образующихся отходов (на примере ТБО) и степень их опасности, рассчитывать платежи за негативное воздействие на окружающую среду, определять приоритетные направления природоохранной деятельности на разных уровнях.

Способен: применять теоретические знания при решении практических задач (например, законы термодинамики, правило Линдемана), анализировать последствия загрязнения окружающей среды, вести первичный учет образующихся отходов, определять степень опасности загрязнителей окружающей среды, сопоставлять источники загрязнения и загрязняющие агенты.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он по существу излагает материал, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

Знает: основные понятия и фундаментальные законы общей экологии, виды используемых в экономических системах природных ресурсов, экологические проблемы современного общества, приоритетные пути их решения.

Может: использовать основные понятия дисциплины; решать задачи, использовать информацию о состоянии окружающей среде для решения профессиональных задач (разработки экологической политики)

Способен: ограниченно применять теоретические знания при решении практических задач, анализировать последствия загрязнения окружающей среды, вести первичный учет образующихся отходов, определять степень опасности загрязнителей окружающей среды, сопоставлять источники загрязнения и загрязняющие агенты.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.

Знает: об уровнях организации живой материи, экологических проблемах современного общества, имеет общее представление о принципах рационального природопользования.

Может: обозначить ключевые проблемы, связанные с загрязнением среды и истощением природных ресурсов, ограниченно использовать термины.

Способен: ограниченно использовать термины, определять экологические проблемы, затрудняясь в выборе наиболее эффективных подходов для их решения.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

V. ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ

1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ со средой обитания:

а) биология;

б) география;

в) природоведение;

г) экология.

2.Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют:

а) абиотическими факторами;

б) биотическими факторами;

в) антропогенными факторами;

г) искусственными.

3.Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении (недостаток или избыток) оказывается близким к пределам толерантности (выносливости) организма, называется:

а) оптимальным;

б) лимитирующим;

в) минимальным;

г) доминирующим.

4.Организмы с широким диапазоном толерантности по отношению к экологическим факторам называются:

а) эврибионтами;

б) стенобиотами;

в) эндемиками;

г) космополитами.

5.Любая, способная к самовоспроизведению совокупность особей одного вида, более или менее изолированная в пространстве и времени от других аналогичных совокупностей этого же вида называется:

а) популяцией;

б) биоценозом;

в) экологической системой;

г) сообществом.

6. Совокупность популяций всех видов живых организмов, населяющих определенную территорию, отличающуюся от других территорий по химическому составу почв, вод, а также по ряду физических показателей, называют:

а) экологической системой;

б) биосферой;

в) биоценозом;

г) популяцией.

7. Любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ, называется:

а) популяцией;

б) биотопом;

в) экологической системой;

г) биосферой.

8. К продуцентам экосистем относятся:

а) грибы;

б) насекомые;

в) растения, содержащие хлорофилл;

г) животные.

9. Функцию разложения мертвого органического вещества до простых минеральных веществ в экологической системе выполняют:

а) редуценты;

б) консументы;

в) продуценты;

г) автотрофы.

10.Самой молодой из перечисленных оболочек планеты является:

а) литосфера;

б) гидросфера;

в) биосфера;

г) атмосфера.

11. Нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенная живыми организмами, «область существования живого вещества» называется:

а) стратосферой

б) гидросферой

в) биосферой

г) ионосферой

12. К возобновимым природным ресурсам относятся:

а) лесные ресурсы;

б) топливно-энергетические ресурсы;

в) рудные полезные ископаемые;

г) нерудные полезные ископаемые.

13.Принцип охраны природы, согласно которому один и тот же вид в одних регионах нуждается в охране, а в других допускается его промысел, называют принципом:

а) комплексности;

б) связи и взаимосвязи;

в) региональности;

г) малоотходности.

14.Основные месторождения нефти в Республике Татарстан находятся:

а) на юго-востоке;

б) на северо-востоке;

в) на юго-западе;

г) на северо-западе.

15.Наибольшая часть пресных вод в гидросфере сосредоточена:

а) в ледниках;

б) в реках;

в) в водохранилищах;

г) в болотах.

16.Основной причиной засоления земель является:

а) неумеренный полив орошаемых земель;

б) внесение пестицидов;

в) внесение минеральных удобрений;

г) захоронение отходов.

17. Процесс трансформации вредных веществ в окружающей среде в более опасные вещества называется:

а) вторичным загрязнением;

б) миграцией;

в) трансграничным загрязнением;

г) самоочищением окружающей среды.

18.Примером биологического загрязнения является:

а) тепловое загрязнение среды;

б) радиоактивное загрязнение среды;

в) загрязнение среды нежелательными организмами;

г) шумовое загрязнение.

19. Примером физического загрязнения водоемов является:

а) тепловое загрязнение водоемов;

б) массовое размножение в водоеме сине-зеленых водорослей;

в) сброс органических соединений со сточными водами;

г) смыв ядохимикатов с полей.

20.Скопление загрязняющих веществ, неблагоприятные метеоусловия и интенсивное солнечное излучение являются причиной возникновения:

а) лондонского смога;

б) фотохимического смога;

в) аляскинского смога;

г) влажного смога.

21.Основными виновниками разрушения молекул озона являются:

а) соединения серы;

б) пропан и метан;

в) хлорфторуглеводороды и монооксид азота.

г) тяжелые металлы.

22. Наиболее опасными источником загрязнения атмосферы оксидами серы являются:

а) автотранспорт;

б) сельское хозяйство;

в) цветная металлургия;

г) легкая промышленность.

23. Биологические методы очистки сточных вод применяют для удаления из стоков:

а) неорганических веществ;

б) органических веществ;

в) крупного мусора;

г) тяжелых металлов.

24.Канцерогенез – это способность экологических факторов вызывать

а) онкологические заболевания;

б) мутации;

в) бесплодие;

г) отравление.

25.Наиболее опасными для здоровья человека являются:

а) железо, кремний, йод;

б) кальций, цинк, марганец.

в) кадмий, ртуть, свинец;

г) алюминий, медь.

26. Наиболее эффективной мерой охраны атмосферы от загрязнения является:

а) создание санитарно-защитных зон предприятий;

б) сооружение высоких труб для эффективного рассеивания загрязняющих веществ;

в) озеленение территорий;

г) использование замкнутых технологических циклов.

27. В России основным способом ликвидации твердых бытовых отходов (ТБО) является:

а) вторичное использование и переработка;

б) сжигание;

в) утилизация;

г) захоронение на полигонах.

28. Наиболее перспективным способом борьбы с отходами является:

а) захоронение ТБО на полигонах;

б) сжигание отходов на мусоросжигательных заводах;

в) предварительная сортировка, утилизация ценных компонентов;

г) внедрение малоотходных технологий.

29. Концентрация вредного вещества, которая при постоянном или временном воздействии не оказывает отрицательного влияния на организм человека, называется:

а) фоновой;

б) предельно допустимой;

в) постоянной;

г) временной.

30. Под органолептическими показателями качества воды понимают:

а) запах, прозрачность, привкус;

б) присутствие в воде вредных химических веществ;

в) присутствие в воде патогенных микроорганизмов;

г) присутствие в воде радиоактивных веществ.

31. Максимальная концентрация вредного вещества в воздухе, не вызывающая в организме рефлекторных реакций при воздействии в течение 30 мин, называется:

а) средней суточной;

б) максимально-разовой;

в) рабочей зоны;

г) безопасной.

32. Систему контроля, оценки и прогноза качества компонентов окружающей среды, позволяющая выявить изменение состояния окружающей среды, под влиянием антропогенной деятельности, называется:

а) экологической сукцессией;

б) экологической экспертизой;

в) экологическим мониторингом;

г) экологическим контролем.

33. Одним из показателей устойчивого развития экономики является:

а) увеличение показателей природоемкости производств;

б) стабильность показателей природоемкости производств;

в) уменьшение показателей природоемкости производств.

34. Процедура принятия решения о возможности реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, называется:

а) экологической экспертизой;

б) экологическим лицензированием;

в) экологическим аудитом;

г) экологическим контролем.

35. Процедура подтверждения качества продукции установленным экологическим требованиям называется:

а) экологическим аудитом;

б) экологической экспертизой;

в) экологической сертификацией;

г) экологическим лицензированием.

36. Плата за выброс вредных веществ в пределах нормативов:

а) взимается и исчисляется из прибыли предприятий;

б) не взимается с природопользователей;

в) взимается и включается в себестоимость продукции;

г) нормативы по выбросам не влияют на размер и порядок исчисления платежей за загрязнение атмосферы.

37. Основным экономическим инструментом, направленным на компенсацию ущерба, причиненного третьим лицам в результате аварийного загрязнения окружающей среды, является:

а) экологическая паспортизация;

б) экологическое страхование;

в) экологическое лицензирование;

г) экологическая сертификация.

38. Экономическое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения и при этом не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять их потребности, называется:

а) устойчивым развитием;

б) техногенным развитием;

в) индустриальным развитием;

г) интенсивным развитием.

39. Экологический менеджмент – это система управления охраной окружающей среды, основывающаяся на положениях международных стандартов серии ИСО:

а) 9000;

б) 18000;

в) 14000;

г) 19000.

40. Независимая объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам в области охраны окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов, называется:

а) экологическим аудитом;

б) экологическим лицензированием;

в) экологической сертификацией;

г) экологической экспертизой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: