Тема 11. Философское учение о человеке.
Тема 12. Общество как самоорганизующаяся система.
Тема 13. Право, мораль, нравственность.
Тема 14. Основные проблемы философии истории и философии культуры.
Тема 15 Технический и общественный прогресс.
Тема1. Предмет, структура и функции философского знания,
его роль в жизни общества и человека.
Лекция 1. Практическое, познавательное и ценностное отно-шение человека к миру. Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Предмет философии как науки. Генезис функций и социальная направленность философии. Структура философского знания. Роль философии в жизни человека и общества. Исторические формы философствования. Материализм и идеализм. Рационализм и иррационализм. Классический, неклассический и постнеклассический идеалы рациональности.
Рис. 1. Схема уровней мировоззрения
Мировоззренческая функция | Помогает сформировать целостную картину мира |
Идеологическая функция | Участие философии в выработке взглядов и идеалов |
Интеллектуальная функция | Участие философии в развитии теоретического мышления, формирование образа познания |
Конструктивная функция | Способность отвечать на вопрос, о том что должно быть в будущем. |
Функция отражения или обобщения культуры | Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формирует наиболее значимые идеалы своего времени. |
Рис. 2. Схема функций философии
|
|
Рис. 3. Схема взаимодействия философии с другими науками
Рис. 4. Схема структуры философского знания
Термины
Аксиология – философское учение о ценностях и их природе.
Гносеология – теория познания, раздел философии, изучающий источники, средства и условия научного познания, учение об истине и путях ее достижения.
Идеализм – воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум.
Иррационализм – совокупность течений, выдвигающих в качестве оснований своих концепций иррациональные аспекты духовной жизни человека (волю, чувство, интуицию, мистическое озарение и т. д.)
История философии – наука о развитии философских знаний, раздел философии, исследующий историю человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы.
Логика – учение о законах мышления.
Материализм – воззрение, согласно которому основой и субстан-цией всей действительности (материальной и духовной) является материя.
Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе.
Миф – первая форма мировоззрения: универсальная, синкретическая форма сознания, древние сказания разных народов о героях, фантастических существах, о первоначалах и основаниях мира.
|
|
Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Рационализм – совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей – с объективной.
Рациональность – термин, отождествлявшийся в классической философии по существу с общими понятиями разума, рассудка, совпадая со сферой понятийного дискурсивного мышления. В неклассических моделях (индуктивистская, дедуктивистская, эволюционистская, сетчатая) рациональность понималась как совокупность норм, правил, методов, характеризующих научное исследование.
Религия – вторая форма мировоззрения и соответствующее ему поведение, определяемое верой в Бога.
Социальная философия – философское учение об обществе, раздел философии, изучающий формы и категории общественного бытия.
Философия – исторически изменяющаяся, предельная и многоуров-невая теоретически-рефлексивная форма общественного сознания, изучающая наиболее общие проблемы взаимосвязи человека и мира, законы развития природы, общества и человека, особенности его познавательной, творчески-преобразовательной деятельности.
Философия культуры – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.
Философия науки – раздел философского знания, занимающийся исследованием структуры научного знания, средств и методов научного познания. Опирается, с одной стороны, на различные концепции теории познания, с другой стороны, – на частные науки, откуда черпает материал для методологических обобщений.
Философская антропология – философское учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения.
Эпистемология – учение о знании, раздел философии, изучающий структуры и формы знания.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие три формы мировоззрения Вы знаете?
2. Что входит в структуру философского знания?
3. Назовите основные функции философского знания.
4. Каков предмет философии?
5. Каково место философии в системе наук?
Литература
1. Библер, В.С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исход-ному вопросу) / В. С. Библер // Вопросы философии. –1995. – № 1. – С. 11–18.
2. Дубровский, Д. И. О специфике философской проблематики / Д. И. Дуб-ровский // Вопросы философии. – 1984. – № 11. – С.
3. Зотов, А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философ-ских учений / А. Ф. Зотов //Вопросы философии. – 1991. – № 12. – С. 15–20.
4. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев; сост. Ю. А. Ростовцев. – М.: Изд-во полит. лит., 1991. – 525 с.
5. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардаш-вили. – М.: Прогресс, 1992. – 336 с.
6. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия?: Пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет; отв. ред. М. А. Кисель. – М.: Наука, 1991. – 405 с.
7. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. –1989. – № 9. – С. 13–16.
Тестовые задания
1.Термин «философия» означает:
а) рассуждение;
б) компетентное мнение;
в) профессиональную деятельность;
г) любовь к мудрости.
2.В развитии философии нет:
а) преемственности;
б) научных достижений;
в) ценностной составляющей;
г) устаревших идей.
3.Ответы на философские вопросы ищут:
а) в религиозных верованиях;
б) в мифологических представлениях;
в) в научных исследованиях;
г) в доводах и умозаключениях разума.
Тема 2. Возникновение философии
и основные этапы ее развития.
Лекция 2. У истоков европейской философии. Исторические условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (философия физиса: милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты). Сократ о сущности человека и Блага. Классический период философии античности: Платон, Аристотель. Эллино-римский период античной философии: эпикурийцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники.
|
|
Основная идея и черта средневековой философии – теоцентризм. Основные проблемы: божественное предопределение и свобода человека; теодицея; разум и воля; душа и тело; сущность и существование; сотворенное и вечное. Понятие высшего Блага. Спор о природе общих понятий (номинализм и реализм).
Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Проблема человеческой индивидуальности.
Н. Кузанский и Дж. Бруно.
Таблица 1. Основные этапы развития европейской философии
Период | Веха | Представители и школы | Идеи | |
Античность | Натурфило-софия; досократики | VII – V вв. до Р.Х | Милетская школа, Гераклит, Пифагор, Демокрит | Поиски единого первонача- ла |
Классический период | V – IV вв. до Р.Х. | Сократ, Платон, Аристотель | Проблемы истины и блага | |
Эллинистический период | IV – I вв. до Р.Х. | Киники, эпикурейцы, стоики, скептики | Доброде- тель и счастье | |
Средневековье | Патристика | II – V вв. н.э. | Григорий Нисский, Августин Блаженный, | Бог, основные догматы, откровение, разум и вера, универса- лии |
Схоластика | X – XV вв. | Фома Аквинский, Ансельм Кентерберий- ский | ||
Возрождение | XV – XVI вв. | Н. Кузанский, Т. Мор, Л. Валла, М. Фичино, М. Монтень | Гуманизм и антропоцен-тризм | |
Новое время | XVI – XVII вв. | Бекон, Декарт, Локк, Лейбниц, Гоббс | Методы познания: эмпиризм и рациона- лизм | |
Просвеще- ние | Французское просвещение | XVII –XVIII вв. | Руссо, Вольтер, Дидро | Атеизм, вера в разум, разумная вера |
Немецкая классическая философия | Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель |
Окончание таблицы 1
Период | Веха | Представители и школы | Идеи |
Модерн | Вторая пол. XIX –XX вв. | Фейербах, Ницше, Маркс, Фрейд, Конт, Шопенгауер, Гуссерль | Теоретиче-ское и практиче- ское отношение человека к миру |
Современная философия. | XX вв. | Хайдеггер, Сартр, Камю, Ясперс, Кун, Поппер, Фромм | Экзистен- ция, научное познание |
Таблица 2. Основные этапы развития Античной философии
|
|
Этапы развития античной мысли | Основной круг вопросов |
Натурфилософия | Материальная первооснова (архэ): Фалес, Гераклит и др. Атомарная структура мироздания: Левкипп, Демокрит и др. Числовая и геометрическая гармония: Пифагор и др. |
Интеллектуализм | Идея как подлинный образ вещи, существующий в мировой душе: Сократ, Платон и др. Форма, присущая самой же вещи и отраженная в индивидуальном сознании: Аристотель и др. |
Эллинистическая философия | Самодостаточность человека в природе, (аскеза): Киническая школа (Антисфен, Диоген Синопский и др.) Счастье человека как свобода от страдания (апатия): Эпикурейская школа. Исполнение своего высшего назначения (Судьбы): Стоическая школа. Воздержание от суждении о мире и безмятеж-ность духа (атараксия): скептики |
Неоплатонизм | Космическая иерархия сил (Единое – Благо, Ум, Мировая душа, Материя) Воссоединение единичной души с Единым, Благом, через понимание и ритуал (теургия, бук.: богоделание), и достижение экстазиса (т. е. единства с Богом) |
Таблица 3. Основные черты западной и восточной Средневековой философии
Направление | Основные идеи |
Августинианство | Философствование в вере (Августин) Люби Бога, и тогда делай, что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) Монотеизм Теоцентризм Креационум Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля |
Томизм | Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия – это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога Совесть Духовность человека Символизм |
Лекция 3. Философия XVII – XIX вв. Научная революция XVII в. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира и ее динамики (И. Ньютон, Г. В. Лейбниц). Монизм, дуализм, плюрализм.
Философия эпохи Просвещения: реальный мир как система природы. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Формирование понятия «гражданское общество». Обоснование связи развития науки и социального прогресса.
Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость; активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека. Принцип тождества бытия и мышления. И. Кант о возможности и границах познания, автономии нравственной области человеческой деятельности. От философии как наукоучения (Фихте) к философии духа (Шеллинг, Гегель). Система и метод в философии Гегеля.
Таблица 4. Основные этапы развития философии нового времени.
Авторы основных философских концепций | Ключевые идеи |
XV – XVI вв. | |
Галилей, Бруно, Коперник | Новые подходы к познанию: связь между эмпирическими и теоретическими методами познания |
Данте, Петрарка | Гуманизм, эстетическое отношение к действительности |
Николай Кузанский | Христианский платонизм, учение о актуальной бесконечности, подготовка к возвращению пантеизма |
Леонардо да Винчи | Гармоничное, целостное знание, связь теоретических, экспериментальных, инже-нерных знаний с эстетическим и рели-гиозно-мистическим началом. |
XVII в. | |
Декарт | Ясные идеи и дедуктивные построения теории |
Локк | Теория познания: сенсуализм |
XVIII в. | |
Кант | Априорные принципы и их воплоще-ние в науке и морали |
XIX в. | |
Гегель | Универсальная системная философия идей |
Авторы основных философских концепций | Ключевые идеи |
Маркс | Концепция общественного труда, кри-тика капитализма |
Ницше | Критика "разумных" ценностей |
Лекция 4. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в. Социокультурные предпосылки философского плюрализма (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых направлений философствования: неогегельянства, неокантианства, диалектико-материалистического, сциентистского и иррационалисти-ческого.
Русская философия на рубеже XIX – XX вв.: западники, славянофи-лы, почвенники, материалистические и идеалистические традиции рус-ской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Преемствен-ность и самобытность философской мысли России. Проблемы духовности, свободы, творчества, диалога культур.
Таблица 5. Основные школы и направления философии ХIХ в.
Направление | Представители |
Волюнтаризм | А. Шопенгауэр, Ф. Ницше |
Философия жизни | Г. Зиммель, А. Бергсон |
Философская антропология | Г. Плейснер, М. Шеллер |
Позитивизм | О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль |
Марксизм | К. Маркс, Ф. Энгельс, Зомбарт |
Неогегельянство | М. Штирнер, Дж. Э. Мак-Таггарт |
Экзистенциализм | С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер |
Феноменология | Э Гуссерль, Р. Ингарден |
Неокантианство | В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер |
Рис. 5. Схема основных этапов развития русской философии