Раздел 4. Общество и человек в зеркале философии

Тема 11. Философское учение о человеке.

Тема 12. Общество как самоорганизующаяся система.

Тема 13. Право, мораль, нравственность.

Тема 14. Основные проблемы философии истории и философии культуры.

Тема 15 Технический и общественный прогресс.


Тема1. Предмет, структура и функции философского знания,

его роль в жизни общества и человека.

Лекция 1. Практическое, познавательное и ценностное отно-шение человека к миру. Исторические формы мировоззре­ния: мифология, религия, философия. Пред­мет философии как науки. Генезис функций и социальная направленность философии. Структура философского знания. Роль философии в жизни человека и общества. Исторические формы философствования. Материализм и идеализм. Рационализм и иррационализм. Классический, неклассический и постнеклассический идеалы рациональности.


Рис. 1. Схема уровней мировоззрения

Мировоззренческая функция Помогает сформировать целостную картину мира
Идеологическая функция Участие философии в выработке взглядов и идеалов
Интеллектуальная функция Участие философии в развитии теоретического мышления, формирование образа познания
Конструктивная функция Способность отвечать на вопрос, о том что должно быть в будущем.
Функция отражения или обобщения культуры Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формирует наиболее значимые идеалы своего времени.

Рис. 2. Схема функций философии

Рис. 3. Схема взаимодействия философии с другими науками

Рис. 4. Схема структуры философского знания
Термины

Аксиология – философское учение о ценностях и их природе.

Гносеология – теория познания, раздел философии, изучающий источники, средства и условия научного познания, учение об истине и путях ее достижения.

Идеализм – воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум.

Иррационализм – совокупность течений, выдвигающих в качестве оснований своих концепций иррациональные аспекты духовной жизни человека (волю, чувство, интуицию, мистическое озарение и т. д.)

История философии – наука о развитии философских знаний, раздел философии, исследующий историю человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы.

Логика – учение о законах мышления.

Материализм – воззрение, согласно которому основой и субстан-цией всей действительности (материальной и духовной) является материя.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе.

Миф – первая форма мировоззрения: универсальная, синкретическая форма сознания, древние сказания разных народов о героях, фантастических существах, о первоначалах и основаниях мира.

Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Рационализм – совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей – с объективной.

Рациональность – термин, отождествлявшийся в классической философии по существу с общими понятиями разума, рассудка, совпадая со сферой понятийного дискурсивного мышления. В неклассических моделях (индуктивистская, дедуктивистская, эволюционистская, сетчатая) рациональность понималась как совокупность норм, правил, методов, характеризующих научное исследование.

Религия – вторая форма мировоззрения и соответствующее ему поведение, определяемое верой в Бога.

Социальная философия – философское учение об обществе, раздел философии, изучающий формы и категории общественного бытия.

Философия – исторически изменяющаяся, предельная и многоуров-невая теоретически-рефлексивная форма общественного сознания, изучающая наиболее общие проблемы взаимосвязи человека и мира, законы развития природы, общества и человека, особенности его познавательной, творчески-преобразовательной деятельности.

Философия культуры – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.

Философия науки – раздел философского знания, занимающийся исследованием структуры научного знания, средств и методов научного познания. Опирается, с одной стороны, на различные концепции теории познания, с другой стороны, – на частные науки, откуда черпает материал для методологических обобщений.

Философская антропология – философское учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения.

Эпистемология – учение о знании, раздел философии, изучающий структуры и формы знания.


Вопросы для самоконтроля

1. Какие три формы мировоззрения Вы знаете?

2. Что входит в структуру философского знания?

3. Назовите основные функции философского знания.

4. Каков предмет философии?

5. Каково место философии в системе наук?

Литература

1. Библер, В.С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исход-ному вопросу) / В. С. Библер // Вопросы философии. –1995. – № 1. – С. 11–18.

2. Дубровский, Д. И. О специфике философской проблематики / Д. И. Дуб-ровский // Вопросы философии. – 1984. – № 11. – С.

3. Зотов, А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философ-ских учений / А. Ф. Зотов //Вопросы философии. – 1991. – № 12. – С. 15–20.

4. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев; сост. Ю. А. Ростовцев. – М.: Изд-во полит. лит., 1991. – 525 с.

5. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардаш-вили. – М.: Прогресс, 1992. – 336 с.

6. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия?: Пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет; отв. ред. М. А. Кисель. – М.: Наука, 1991. – 405 с.

7. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. –1989. – № 9. – С. 13–16.


Тестовые задания

1.Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости.

2.В развитии философии нет:

а) преемственности;

б) научных достижений;

в) ценностной составляющей;

г) устаревших идей.

3.Ответы на философские вопросы ищут:

а) в религиозных верованиях;

б) в мифологических представлениях;

в) в научных исследованиях;

г) в доводах и умозаключениях разума.


Тема 2. Возникновение философии

и основные этапы ее развития.

Лекция 2. У истоков европейской философии. Исторические условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (философия физиса: милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты). Сократ о сущности человека и Блага. Классический период философии античности: Платон, Аристотель. Эллино-римский период античной философии: эпикурийцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники.

Основная идея и черта средневековой философии – теоцентризм. Основные проблемы: божественное предопределение и свобода человека; теодицея; разум и воля; душа и тело; сущность и существование; сотворенное и вечное. Понятие высшего Блага. Спор о природе общих понятий (номинализм и реализм).

Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Проблема человеческой индивидуальности.

Н. Кузанский и Дж. Бруно.


Таблица 1. Основные этапы развития европейской философии

Период Веха Представители и школы Идеи
Античность Натурфило-софия; досократики VII – V вв. до Р.Х Милетская школа, Гераклит, Пифагор, Демокрит Поиски единого первонача- ла
Классический период V – IV вв. до Р.Х. Сократ, Платон, Аристотель Проблемы истины и блага
Эллинистический период IV – I вв. до Р.Х. Киники, эпикурейцы, стоики, скептики Доброде- тель и счастье
Средневековье Патристика II – V вв. н.э. Григорий Нисский, Августин Блаженный, Бог, основные догматы, откровение, разум и вера, универса- лии
Схоластика X – XV вв. Фома Аквинский, Ансельм Кентерберий- ский
Возрождение XV – XVI вв. Н. Кузанский, Т. Мор, Л. Валла, М. Фичино, М. Монтень Гуманизм и антропоцен-тризм
Новое время XVI – XVII вв. Бекон, Декарт, Локк, Лейбниц, Гоббс Методы познания: эмпиризм и рациона- лизм
Просвеще- ние Французское просвещение XVII –XVIII вв. Руссо, Вольтер, Дидро Атеизм, вера в разум, разумная вера
Немецкая классическая философия Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель

Окончание таблицы 1

Период Веха Представители и школы Идеи
Модерн Вторая пол. XIX –XX вв. Фейербах, Ницше, Маркс, Фрейд, Конт, Шопенгауер, Гуссерль Теоретиче-ское и практиче- ское отношение человека к миру
Современная философия. XX вв. Хайдеггер, Сартр, Камю, Ясперс, Кун, Поппер, Фромм Экзистен- ция, научное познание

Таблица 2. Основные этапы развития Античной философии

Этапы развития античной мысли Основной круг вопросов
Натурфилософия Материальная первооснова (архэ): Фалес, Гераклит и др. Атомарная структура мироздания: Левкипп, Демокрит и др. Числовая и геометрическая гармония: Пифагор и др.
Интеллектуализм Идея как подлинный образ вещи, существующий в мировой душе: Сократ, Платон и др. Форма, присущая самой же вещи и отраженная в индивидуальном сознании: Аристотель и др.
Эллинистическая философия Самодостаточность человека в природе, (аскеза): Киническая школа (Антисфен, Диоген Синопский и др.) Счастье человека как свобода от страдания (апатия): Эпикурейская школа. Исполнение своего высшего назначения (Судьбы): Стоическая школа. Воздержание от суждении о мире и безмятеж-ность духа (атараксия): скептики
Неоплатонизм Космическая иерархия сил (Единое – Благо, Ум, Мировая душа, Материя) Воссоединение единичной души с Единым, Благом, через понимание и ритуал (теургия, бук.: богоделание), и достижение экстазиса (т. е. единства с Богом)

Таблица 3. Основные черты западной и восточной Средневековой философии

Направление Основные идеи
Августинианство Философствование в вере (Августин) Люби Бога, и тогда делай, что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) Монотеизм Теоцентризм Креационум Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля
Томизм Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия – это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога Совесть Духовность человека Символизм

Лекция 3. Философия XVII – XIX вв. Научная революция XVII в. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира и ее динамики (И. Ньютон, Г. В. Лейбниц). Монизм, дуализм, плюрализм.

Философия эпохи Просвещения: реальный мир как система природы. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Формирование понятия «гражданское общество». Обоснование связи развития науки и социального прогресса.

Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость; активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека. Принцип тождества бытия и мышления. И. Кант о возможности и границах познания, автономии нравственной области человеческой деятельности. От философии как наукоучения (Фихте) к философии духа (Шеллинг, Гегель). Система и метод в философии Гегеля.


Таблица 4. Основные этапы развития философии нового времени.

Авторы основных философских концепций Ключевые идеи
XV – XVI вв.
Галилей, Бруно, Коперник Новые подходы к познанию: связь между эмпирическими и теоретическими методами познания
Данте, Петрарка Гуманизм, эстетическое отношение к действительности
Николай Кузанский Христианский платонизм, учение о актуальной бесконечности, подготовка к возвращению пантеизма
Леонардо да Винчи Гармоничное, целостное знание, связь теоретических, экспериментальных, инже-нерных знаний с эстетическим и рели-гиозно-мистическим началом.
XVII в.
Декарт Ясные идеи и дедуктивные построения теории
Локк Теория познания: сенсуализм
XVIII в.
Кант Априорные принципы и их воплоще-ние в науке и морали
XIX в.
Гегель Универсальная системная философия идей
Авторы основных философских концепций Ключевые идеи
Маркс Концепция общественного труда, кри-тика капитализма
Ницше Критика "разумных" ценностей

Лекция 4. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в. Социокультурные предпосылки философского плюрализма (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых направлений философствования: неогегельянства, неокантианства, диалектико-материалистического, сциентистского и иррационалисти-ческого.

Русская философия на рубеже XIX – XX вв.: западники, славянофи-лы, почвенники, материалистические и идеалистические традиции рус-ской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Преемствен-ность и самобытность философской мысли России. Проблемы духовности, свободы, творчества, диалога культур.


Таблица 5. Основные школы и направления философии ХIХ в.

Направление Представители
Волюнтаризм А. Шопенгауэр, Ф. Ницше
Философия жизни Г. Зиммель, А. Бергсон
Философская антропология Г. Плейснер, М. Шеллер
Позитивизм О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль
Марксизм К. Маркс, Ф. Энгельс, Зомбарт
Неогегельянство М. Штирнер, Дж. Э. Мак-Таггарт
Экзистенциализм С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер
Феноменология Э Гуссерль, Р. Ингарден
Неокантианство В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер

Рис. 5. Схема основных этапов развития русской философии



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: