Политология: вопросы и ответы

учебное пособие для студентов всех специальностей

заочной формы обучения

Магнитогорск


Составители:

канд. ист. наук, доцент Н.В. Бузуверова (введение, темы 1, 2, 3, 7, 9, 10, приложения),

старший преподаватель М.Е. Дьяченко (тема 6),

канд. ист. наук, доцент Т.В. Ивкина (тема 4),

канд. ист. наук, доцент Н.В. Резванова (тема 5),

канд. ист. наук, доцент В.К. Рыжова (тема 8).

Рецензент: канд. ист. наук, доцент В.П. Полев

Политология: вопросы и ответы: Учеб. пособие. Магнитогорск: МГТУ, 2006. – 119 с.

ã МГТУ им. Г.И. Носова, 2006

Н.В. Бузуверова,

М.Е. Дьяченко,

Т.В. Ивкина,

Н.В. Резванова,

В.К. Рыжова.


ВВЕДЕНИЕ

Политология – общепризнанная учебная дисциплина, которую преподают почти во всех высших учебных заведениях Российской Федерации. В Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова политологию изучают на первом курсе студенты всех специальностей как очной, так и заочной форм обучения.

За последние годы в России вышло большое количество учебников и учебных пособий по политологии. Однако сохраняет свою актуальность проблема адаптации курса политологии к специфике ее изучения в конкретном вузе, связанная с количеством часов, отводимых на этот предмет, включая лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельную подготовку; последовательностью изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла; обеспеченностью литературой и другими условиями. Все это вызвало подготовку и издание кафедрой истории, теории государства и права и социологии данного учебного пособия, предназначенного, прежде всего, для студентов-заочников МГТУ.

Составленное в вопросно-ответной форме, пособие знакомит студентов с основными понятиями и категориями политологии. Оно не претендует на полноту и всеобъемлемость и в этом смысле не может соперничать с учебниками по политологии. Авторы вовсе не стремились каждый раз исчерпать всю тему, а лишь освещали ключевые проблемы.

Пособие охватывает основные темы политологии и ориентировано, прежде всего, на практические потребности студентов. Оно может быть использовано при подготовке к экзамену, а также при выполнении контрольных работ.

В пособии содержатся схемы и таблицы, в которых представлены сведения по важнейшим проблемам политической науки.

Краткий словарь терминов и терминологических сочетаний содержит политическую лексику и фразеологию, подобранную с учетом современных социально-политических реалий.

Сведения о научных биографиях выдающихся политических философов и политологов, чей вклад в развитие политической науки (от античности до наших дней) является фундаментальным, существенно расширят круг знаний студентов.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Авторы пособия в первую очередь опирались на опыт, приобретенный при издании кафедрой истории, теории государства и права и социологии в 1998 году «Политологии в вопросах и ответах». Они также использовали материалы и разработки зарубежных и отечественных исследователей, успешно зарекомендовавшие себя программы и учебники, разработанные в ведущих учебных заведениях. Следует особо отметить новаторский и оригинальный учебник, подготовленный авторским коллективом факультета Политологии МГИМО – Университета МИД России под руководством проф. А.Ю. Мельвиля.

Политологическая литература зачастую изобилует иноязычными словами, сложной лексикой, разными интерпретациями, изложением дискуссионных моментов. Авторы пособия сознательно стремились ограничиться базовым материалом и изложить его предельно ясным языком, ориентируясь на студента, находящегося на самой начальной ступени познания категорий политологии.


ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ – НАУКА О ПОЛИТИКЕ

1. Что такое политика?

Политика – особо сложное социальное явление, имеющее многомерный характер. Само понятие политики исторически и содержательно связано с полисом.

Слово «политика», прежде чем стать понятием, определяющим особый вид практической деятельности либо сферу знаний, указывало на место действия – город-государство (полис). Сосредоточение в полисе определенной массы богатств позволило провести фактически первое разделение функций в обществе, точнее – специализацию труда, что, в свою очередь, дало известной группе людей возможность потреблять, не производя, руководить другими, проводить время в обсуждении политических проблем, готовить законы.

Сама категория политики пришла из древнегреческой политической мысли, обозначая дословно «то, что относится к государству» (politika) и происходя, таким образом, от древнегреческого слова «polis» (город-государство, полис).

Политологи любят упоминать о том, что едва только древний человек обеспечил себе основы существования – огонь, еду, жилище, он создал две крупнейшие сферы своей деятельности: искусство (хотя бы в виде наскальных рисунков) и политику (для общения с себе подобными).

Над понятием политики размышляло множество философов и других ученых. Знаменитый немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920) писал: «Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины и политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем». При этом он особо отмечал, что широкое понимание политического мира нужно обязательно дополнить и более строгим значением категории политики, трактуемой как руководство государством или оказание влияния на государственное управление.

Неоднозначность объяснений понятия политики сохраняется по сей день. В английском языке существует как минимум четыре термина, разграничивающих разные стороны политики: 1) собственно политическая сфера (politics); 2) политический строй (polity), что близко к понятиям политической системы и политического сообщества; 3) политический курс, сознательно выработанная стратегия в этой области (policy); 4) сфера политического управления, подконтрольная общественности (public policy). В русском языке данная ситуация осложняется тем, что одним словом «политика» обозначается сразу несколько аспектов.

Политика выступает прежде всего в единстве трех взаимосвязанных аспектов: 1) как сфера общественной жизни (социальная подсистема, выполняющая функции согласования общих и частных интересов, властвования и поддержания социального порядка, достижения общезначимых целей, управления людьми и общественными делами; 2) как вид активности социальных субъектов, их коллективное и индивидуальное поведение; 3) как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, система взаимодействий и коммуникаций людей между собой.

Под политикой также понимается политический курс, то есть сознательно выработанная политическая стратегия (как логически увязанный, направляемый единой волей ряд последовательных единичных действий),включающая определение цели и способов ее достижения; направление политической деятельности.

2. Почему на протяжении долгого времени под политикой понималось главным образом государственное управление?

Рассуждения о политике обычно начинаются с выяснения отношений между правителем и подвластным, сувереном и подданным, государством и человеком.

Великие древнегреческие философы Платон и Аристотель (V–IV вв. до н.э.) довольно четко проводили идею о том, что политика – это, прежде всего, государство. Это определение во многом было обусловлено известной неразвитостью самой политической сферы, в которой, естественно, отсутствовали разделение властей, многопартийность, сложный избирательный процесс, профсоюзы и т.д. Реальной основой для построения политических моделей Платона и Аристотеля был город-полис, где еще нечетко разграничивались функции и составляющие государства и общества. Каждый гражданин полиса выступал в двух качествах (ролях): как частное лицо, входящее в городскую общину (в силу этого политика приобретала «очеловеченные» черты, ибо в ней видели отношение человека к миру и другим людям), и как участник государственно-публичной жизни, который влиял на процесс управления и принятия решений. Мир политики расценивался, прежде всего, как область государственного управления гражданами или подданными.

В конце XVIII – начале XIX столетия в ряде стран Европы и в Северной Америке стали формироваться первые профсоюзы и политические партии, избирательные и партийные системы. Соответственно изменялось видение субъектов политики, расширялось понимание негосударственных аспектов политической жизни. Политику стали в основном сводить к классовым и иным социальным отношениям.

3. Как соотносятся мораль и политика?

В обыденном сознании широко растиражирована знаменитая максима британского политика лорда Актона (1834–1902): «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно… Великие люди почти всегда дурные люди». Видимо, с этим связано и мнение о том, что политика – «грязное дело», которым не подобает заниматься приличному человеку.

В русском языке есть слово политичный. В «Толковом словаре» В. Даля оно объясняется как «хитрый, ловкий, тонкий, обходительный, образованный». Там же политикан (с пометкой: презрительное) означает «беспринципный политик, неразборчивый в средствах для достижения своих корыстных и пр. целей». Схожий оттенок Даль придавал слову политик в одном из его значений: «политик – умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель; вообще – скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать».

Часто при аргументации взгляда о несовместимости морали и политики ссылаются на тезис итальянского мыслителя Н. Макиавелли: цель оправдывает средства. В словарной литературе содержится термин макиавеллизм, который трактуется как «коварство, вероломство; политика, основанная на пренебрежении нормами морали». На самом же деле известный итальянский политический деятель Никколо Макиавелли вовсе не отстаивал идею о безнравственности политики. Он сформулировал критерий всякой политической практики, который заключается в эффективности, распространив его на выбор средств и способов политической деятельности. Они могут быть безнравственными, порой очень жестокими, даже бесчеловечными, но и такие средства оправданы в случае, если их цель – сохранение власти, ослабление которой ведет к хаосу, еще большему злу и несправедливости. Именно власть выступает залогом стабильности в стране и упорядоченных отношений между людьми, от которых она требует подчинения созданным ею законам во имя общего блага. Макиавелли считал государство воплощением на практике всех нравственных идей, с которыми связана и мораль; отсюда и вывод – именно государству, а не церкви надлежит осуществлять нравственно-воспитательную функцию.

И сегодня ученые-политологи решительно отвергают взгляд на политику как на некую «грязную» сферу приложения сил. Тем самым они соглашаются с теми философами прошлого, которые еще не отделяли политику от нравственного мира человека. Любое занятие можно превратить в аморальное, если не руководствоваться определенными этическими принципами.

4. Как возникла политическая наука?

Сама структура слова политология указывает на то, что название этой научной и учебной дисциплины связано с полисом – вполне конкретным политическим образованием, известным из античной истории. Понятие логос (греч. logos) означало слово (высказывание, речь) и смысл (понятие, суждение, основание). Позднее данное понятие стало восприниматься как учение и …логия – вторая часть сложных слов – обозначает наука, знание.

Таким образом, политология – наука о политике. Как и всякая наука, политология появилась не сразу в завершенном виде, а складывалась и развивалась постепенно.

Политическая наука зародилась и сделала первые шаги в античном Средиземноморье. Великие произведения религиозной, философской и политической мысли древности и средних веков служили той интеллектуальной средой, без которой эта наука не могла бы сложиться. Прошло немало времени, чтобы такая «политическая наука» была преобразована в современную политологию, подобно тому, как средневековая алхимия дала жизнь научной химии. Только в XVI–XVII веках складывается политическая наука, которую условно можно назвать предполитологией.

Многие философы и теоретики прошлого, изучавшие политические проблемы, отдавали им лишь часть своего времени, основное внимание уделяя служению церкви или монашескому ордену, опирались при этом на материальную поддержку представителей знати, в том числе некоторых монархов, либо сами принадлежали к аристократии и имели состояние. В XIX веке по мере развития европейских университетов в них все больше сосредоточивалось изучение государства, административных структур, государственной политики.

Начало становления современной политологии пришлось на вторую половину XIX века, когда совместными усилиями историков, юристов, философов были созданы университетские отделения государствоведения и политики. В России академическая традиция изучения политики тоже возникла примерно во второй половине XIX века, в период «великих реформ».

В XX веке подъему этой науки способствовали процесс модернизации, демократизация политических систем и общественной жизни. В большинстве стран Западной и Центральной Европы были созданы специальные центры по изучению политики, наладившие международное сотрудничество ученых и преподавателей. В 1949 году была учреждена Международная ассоциация политических наук, выступающая организатором всемирных конгрессов политологов.

5. Что представляет собой современная политология?

Обычно принято различать политологию как таковую (англ. political science) и политические науки (англ. policy sciences). Под политологией понимается систематизированное изучение политики в целом и более узко – государственного управления. Под политическими науками понимается прикладная политология – междисциплинарный комплекс, включающий целый ряд дисциплин (таких как политическую социологию, политическую психологию, политическую антропологию, политическую экологию и др.).

Современная политология как научная дисциплина выполняет целый ряд конкретных функций.

1. Описательная (дескриптивная) функция призвана показать реальный ход вещей в политическом мире.

2. Объяснительная функция – это поиск ответов на вопросы о причинах возникновения конкретных политических явлений и их свойствах. Данная функция помогает понять сущность политических процессов.

3. Инструментальная функция предполагает исследование возможных вариантов политических решений для достижения желаемого результата.

4. Прогностическая функция политологии обусловлена попытками научно предсказать будущее развитие политических явлений, последствия или конечную цель каких-либо событий.


ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

1. Что такое власть?

Власть – один из главных факторов в жизни человека. Когда мы говорим о власти вообще, то имеем в виду самые разные ее проявления. Это и власть родителей над ребенком, педагога над учеником, менеджера над сотрудником; и власть идей, общественного мнения, религии; и производственные отношения, определяющие экономическую власть.

Показательно, что все мыслители прошлого, рассуждая о власти, не дают ей четкого определения. Только на современном этапе развития политической науки появились разнообразные трактовки понятия власти. Для одних теоретиков власть есть влияние особого рода, для других – способность к достижению конкретных целей (в том числе в распределении материальных и иных ресурсов), для третьих – возможность использования неких средств, для четвертых – специфическое отношение (приказание / подчинение или еще какое-то иное) между управляющим и управляемым. Отличия в трактовке понятия власти связаны как с многозначностью самой власти, так и с разными способами употребления данного слова.

Власть – понятие, предполагающее способность какими-либо приемами воздействовать на поведение других в самых разных обстоятельствах. Среди различных трактовок феномена власти основной является директивная, в соответствии с которой власть понимается как принуждение к исполнению воли приказывающего.

Современная политология в целом исходит из веберовской концепции власти, определяя власть как отношение. Для проявления власти нужно два человека или две группы людей – субъект (А) и объект (Б). Формула власти немецкого социолога и теоретика политики Макса Вебера (1864–1920) и американского политолога Роберта Даля (род.1915) выглядит следующим образом: А имеет власть над Б настолько, насколько А может заставить Б сделать то, что Б не сделал бы самостоятельно.

Основными компонентами власти являются ее агенты (субъект и объект), а также средства (ресурсы).

2. Каково соотношение власти и политики?

О соотношении власти и политики рассуждали многие мыслители прошлого и почти все они признавали, что власть находится в центре политики и является ключом к ее пониманию.

В первую очередь под властью подразумевают высшую государственную власть. В русском языке власть зачастую оказывается синонимом начальства, а во множественном числе (власти) обозначает высшие органы государства.

Власть объединяет все наши действия, которые помогают нам достичь взаимосогласованных целей. Власть – это посредник, обеспечивающий в современном мире согласованность действий людей.

Политика зачастую определяется через понятие власти. «Политика – совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее» (Н. Макиавелли). Политика «означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает» (М. Вебер). «Политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами» (Э. Хейвуд).

3. Чем власть политическая отличается от неполитической? Каково соотношение политической и государственной власти?

Не всякая социальная власть является политической. Не является политической власть при родовом строе, корпоративная власть общественной организации над добровольно вступившими в нее членами. Политическая власть возникает в социально дифференцированном обществе, имеющем определенные географические границы. Сущность собственно политической власти – в ее функции главного средства (посредника), позволяющего осмысленно соединить усилия многих людей для реализации согласованных целей. Данная власть возникает в силу необходимости преодоления беспорядка, упорядочивания общественных процессов путем налаживания взаимодействия людей.

Долгое время политическая власть рассматривалась как синоним государственной власти, так как длительный период времени политическая власть выражалась только в деятельности государства и его органов. В современных условиях политическая власть уже не концентрируется исключительно в руках государства, а рассредоточена между государством, политическими партиями, движениями, иными субъектами политики. Государственная власть – ядро политической власти, так как государство является основным политическим институтом общества.

4. Каковы ресурсы власти?

Важнейшей причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы (источники) власти – это средства, которые могут быть использованы для воздействия на объекты власти.

На протяжении всей истории человечества власть одних людей над другими обеспечивалась самыми разными средствами. В древности физическое превосходство рождало власть: кто сильнее, тот и правит. Постепенно, по мере развития власть стала наследоваться. Монарх – символ и воплощение власти, передаваемой по наследству. В более поздние времена в символ власти превратился капитал – кто обладает им, у того и власть. Итак, традиционные источники власти – насилие, наследство, богатство.

Во второй половине XX века все чаще начали писать о знании как источнике власти. В конце XX века знание стало главным источником, ибо именно оно лежит в основе по-современному понимаемых силы и богатства.

Ресурсы власти можно классифицировать следующим образом:

1. экономические ресурсы – материальные ценности (земля, сырьевые материалы, капитал, деньги);

2. социальные ресурсы – совокупность социальных статусов (должность, престиж, образование);

3. культурно-информационные ресурсы – знания, информация, институты науки и образования;

4. принудительные (силовые) ресурсы – оружие, армия, полиция.

5. Что такое легитимность политической власти? Как она соотносится с легальностью?

В политологии очень распространено понятие легитимности по отношению к политической власти. Когда говорят, что власть легитимна, то тем самым управляемые признают ее право на руководство, в том числе монополию на принуждение. Подтверждение легитимности власти на практике означает, что люди добровольно, без принуждения начинают подчиняться властным приказам.

Легитимность не следует смешивать с легальностью. Легальность власти – это ее юридически нормативная узаконенность (легальная – разрешенная законом), а легитимностьфактическая узаконенность, означающая признание массами правомерности существования данной власти и подчинение предписываемым ею нормам без применения насилия. Иными словами, легитимность – это оправданность власти в глазах населения (внутренняя легитимность) и мирового сообщества (внешняя легитимность).

Фундаментальная разработка проблем легитимности принадлежит М. Веберу. Определив легитимность как признание власти подчиненными, их добровольное согласие ей покоряться, он выделил такие основания легитимности, как традиция, харизма и закон. Традиционная легитимность основана на верности традиции. Она опирается на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться этих обычаев. Харизматическая легитимность характеризуется верой в исключительные способности, необычайные качества лидера – носителя власти. Рациональная (рационально-легальная) легитимность проистекает из соответствия политической власти рациональному принципу, то есть юридическим нормам (законам), с помощью которых установлен данный правовой порядок. В реальной политической жизни, как правило, легитимность имеет смешанный характер.

В современной политической науке нет однозначной трактовки легитимности. Согласно либерально-демократическим концепциям, легитимной признается такая власть, которая сформировалась в результате демократических законных процедур. Власть, установленная в результате насилия, легитимной не признается. Согласно прагматической позиции (концепции политического реализма), главное – не в механизме происхождения власти, а в ее способности овладеть ситуацией в обществе, обеспечить стабильное функционирование и развитие государства.

Выделяются также три уровня легитимности власти:

1. идеологический – власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

2. структурный – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения;

3. персональный – признание власти основано на одобрении данного властвующего лица в силу его личного авторитета.

Легитимация (процедура общественного признания власти) при определенных условиях может смениться противоположным ее процессом – делегитимацией, то есть утратой доверия, лишением власти общественного признания.


ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВО

1. Что такое государство?

Понятие «государство» употребляется, во-первых, как синоним слова «страна»; во-вторых, оно обозначает организацию политической власти, то есть аппарат управления обществом; и в-третьих, государство может трактоваться как особая форма организации общества, то есть ассоциация (объединение множества людей), интегрируемая публично-властными институтами и отношениями.

Традиционно выделяют следующие элементы государства: территория, население, власть. Территория является пространственной основой государства. Население – это человеческое сообщество, проживающее на данной территории. Власть же имеет публичный характер, то есть она отделена от населения и осуществляется особым слоем людей, выполняющих функции управления и принуждения.

Признаки, отличающие государство от институтов первобытного общества:

1. наличие публичной власти;

2. разделение населения не по родовому, а по территориальному признаку;

3. наличие налогов и сборов.

Признаки, отличающие государство от других политических организаций:

1. всеобщность (охватывает все население на данной территории);

2. выступает официальным представителем всего общества и действует от его имени;

3. суверенитет, то есть верховенство и независимость от какой-либо иной власти внутри страны или в отношениях с другими государствами;

4. монополия на легальное применение силы;

5. исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всех граждан данного государства, а также лиц, находящихся на его территории.

Не претендуя на полное отображение государства во всей многомерности, все же можно определить его следующим образом: государствосовокупность взаимосвязанных между собой организаций и учреждений, управляющих обществом; звено политической системы общества с властными полномочиями.

Основные государственные органы – правительственный аппарат, административная и финансовая системы, вооруженные силы, полиция, карательные учреждения и другие.

2. Каковы функции государства?

Действия государства разворачиваются по внутреннему и внешнему направлениям, поэтому принято выделять внутренние и внешние функции государства.

К внутренним функциям относятся: охрана правопорядка, хозяйственная, идеологическая, социальная.

Охрана правопорядка включает подавление выступлений противников существующего строя, недопущение покушений на общественный порядок, обеспечение общественной безопасности, прав и свобод граждан.

Хозяйственная функция заключается в необходимом регулировании экономики, хозяйственной деятельности общества через обеспечение соответствующей правовой базы. Государство устанавливает юридические «правила игры», регулирующие рыночные отношения (антимонопольные законы, законодательное регулирование взаимоотношений работников с работодателями, правовые гарантии прав частной собственности и т.д.). Государственные закупки, субсидии, налогообложение – методы экономической деятельности государства.

К идеологической функции относятся распространение официальных взглядов, создание пропагандистской машины (в том числе государственных СМИ), надзор за образованием, поддержка идеологов и учреждений, вырабатывающих полезные для государства системы идей.

Социальная функция охватывает здравоохранение, социальное обеспечение, образование, создание возможностей для более широкого доступа к достижениям культуры, заботу о детях, молодежи, престарелых и т.д.

К внешним функциям государства относятся: отношения с другими государствами и международными организациями, внешнеэкономическая и военная функции.

Поддержание отношений с другими государствами и деятельность в международных организациях направлены на защиту государственных интересов на международной арене, участие в решении глобальных проблем человечества, в интеграционных процессах и миротворческих акциях.

Внешнеэкономическая функция заключается в стремлении государства обеспечить максимально благоприятные условия для деятельности национальных хозяйствующих субъектов за рубежом, а также учесть все внешние факторы для создания условий развития собственной экономики (протекционизм, таможенное регулирование, привлечение иностранных инвесторов).

К военной функции относятся обеспечение обороны страны, военная экспансия, антитеррористические операции, поддержание мира в «горячих точках».

3. Что такое форма правления?

Форма правления – это юридическая модель формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Глава государства может быть представлен монархом, президентом, главой правительства. Высшим органом законодательной власти является парламент. Высший орган исполнительной власти – правительство.

Выделяют две основные формы правления – монархию и республику. Власть монарха наследственна и пожизненна, а в республике глава государства – выборный, причем на определенный срок.

В абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют (Саудовская Аравия, Бруней). Разновидностями конституционной монархии выступают дуалистическая и парламентарная. В дуалистической монархии законодательствует парламент, а управление возглавляет монарх, перед которым ответственно правительство (Марокко, Иордания). В парламентарной монархии монарх царствует, но не правит, правительство отвечает только перед парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания, Швеция, Япония).

В президентской республике правительство формируется президентом и несет ответственность только перед ним (США, Аргентина, Бразилия), в парламентарной республике оно формируется парламентским большинством и отвечает перед парламентом (Италия, ФРГ, Ирландия, Индия). В парламентарной республике взаимоотношения главы государства, парламента и правительства похожи на подобные отношения в парламентарной монархии, что послужило основанием выделения «парламентской формы» правления, под которой понимают как парламентарную монархию, так и парламентарную республику.

В современных условиях указанных выше «чистых», традиционных форм остается все меньше. На их базе и наряду с ними путем совмещения, переплетения элементов различных форм, появления новых признаков создаются неизвестные ранее смешанные и гибридные формы правления: монархическая республика, республиканская монархия, смешанная (полупрезидентская, полупарламентарная) республика.

Для формирующейся новой российской государственности актуален вопрос о форме правления в его различных вариантах. Однако здесь нет определенности. Одни называют современную Россию президентской республикой, другие – парламентской, разброс мнений в этом вопросе достаточно большой. Наиболее обоснованной, на наш взгляд, выглядит точка зрения на форму правления в Российской Федерации как смешанную республику, для которой характерна двойная ответственность правительства (перед Президентом и Государственной Думой). Смешанная республика соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создает новое качество. Подобная форма правления существует во Франции, Португалии, Финляндии.

4. Что такое форма государственного устройства?

Форма государственного устройства – это юридически закрепленная территориальная организация государства, порядок взаимоотношений между государством в целом и его территориальными составными частями, между их органами власти.

Существуют две основные формы территориальной организации государства – унитарная и федеративная. Весьма спорным является выделение конфедерации в качестве формы государственного устройства. Конфедерация прямого отношения к проблеме государственно-территориального устройства не имеет, поскольку это объединение не составных частей государства, а суверенных государств.

Унитарное государство – единое, слитное государство. Хотя унитарная форма рассматривается в принципе как централизованная, существуют разные ее виды. Унитарное государство может состоять только из административно-территориальных единиц (Польша, Болгария), включать в себя автономии (Великобритания, Дания, Португалия) или состоять только из автономий. В последнем случае говорят о регионалистском государстве (Италия, Испания).

Федерация – сложное союзное государство, состоящее из частей-государств или государственных образований, рассматриваемых в качестве субъектов федеративного государства. Число федераций в мире в конце 1990-х годов составляло 24, в них проживало более трети человечества.

Неодинаковы организация федераций и структура государственных органов в них и их субъектах. В США насчитывается 50 штатов, в Мексике – 31, а в Танзании только два.

Специфика становления и развития федерализма в России обусловила особый характер Российской Федерации. Это самая большая по числу субъектов федерация в мире. Причем субъекты Российской Федерации являются разнопорядковыми: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал. Россия включает в себя как субъекты, имеющие национальную основу, так и субъекты, имеющие территориальную основу.

5. Что такое государственный режим?

Рассмотренные выше формы правления и государственного устройства характеризуют преимущественно структурную (организационную) сторону формы государства. Но, как и любая система, форма государства имеет свою функциональную сторону, для характеристики которой было введено понятие «государственный режим». Понятие государственного режима не следует смешивать с понятием политического режима. Содержание термина «политический режим» гораздо шире его характеристики в качестве элемента формы государства. Под политическим режимом понимается система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти (включая государственную) в обществе.

Под государственным режимом понимается реальный механизм взаимодействия главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Государственный режим тесно связан с формой правления. В рамках одной формы правления возможно функционирование разных государственных режимов.

Абсолютной монархии соответствует государственный режим абсолютизма, когда реально вся власть исходит от монарха. Дуалистической монархии может соответствовать как государственный режим абсолютизма, так и государственный режим ограниченного дуализма, который характеризуется наличием конституции и парламента при решающей роли монарха.

При парламентарной монархии, равно как и при парламентарной республике, как правило, устанавливается либо режим системы кабинета (министериализм), либо режим парламентаризма. При режиме системы кабинета однопартийное правительство возглавляется лидером партии, обладающей в парламенте (его нижней палате) абсолютным большинством, что ведет лишь к номинальной ответственности правительства перед парламентом. Режим парламентаризма действует при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства, не может сформировать однопартийное правительство. Таким образом, политическая ответственность правительства перед парламентом становится реальной.

В президентской республике государственный режим дуалистический (если действует система сдержек и противовесов) или суперпрезидентский (в случае сосредоточения президентом большой власти, нередко выходящей за рамки конституционных полномочий).

В смешанной республике черты дуализма могут сочетаться с чертами министериализма или парламентаризма. Следует отметить, что это лишь самая общая схема типологии государственных режимов. В реальной практике встречаются разнообразные вариации. Например, в такой смешанной республике, как Россия, реальная власть, сосредоточенная в руках Президента с момента принятия Конституции 1993 года, показывает наличие элементов суперпрезидентского государственного режима.


ТЕМА 4. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППЫ В ПОЛИТИКЕ

1. Что такое личность и как она участвует в политике?

Личностью называют индивида, обладающего такими чертами, которые характеризуют его как члена общества. Личностьэто продукт общественного развития и включения человека в систему социальных отношений через активную деятельность и общение.

Гуманистический подход к политике предполагает отношение к человеку как к высшей ценности. Личность с ее интересами, ценностями, целями выступает основной мерой политики, призванной вырабатывать такие способы осуществления власти, которые обеспечивали бы полное раскрытие лучших качеств человека.

Политическая наука рассматривает личность в качестве первичного субъекта и объекта политики. Как политический субъект личность характеризуется возможностью влияния на политические отношения, на государственную власть. По степени участия в политических процессах принято выделять следующие типы личности:

активисты – лично участвуют в политике, политически информированы, имеют единомышленников;

компетентные наблюдатели – нейтрально относятся к личному участию в политике, но политическими процессами интересуются, хорошо информированы;

компетентные критики – отрицательно относятся к личному участию, но при этом проявляют большой интерес к политике, хорошо информированы и критически настроены к власти;

пассивные граждане – отрицательно или нейтрально относятся к личному участию в политических процессах, слабо информированы, интереса к политике не проявляют;

аполитичные люди – отрицательно относятся к участию в политической деятельности, не информированы и политика им не интересна.

Причинами политического участия принято считать потребности в свободе, самоутверждении, самосохранении, а также познавательные и материальные потребности. Не исключают и корысть. Политическое неучастие часто объясняют личными качествами (например, необщительностью), неверием в решение проблем политическими средствами, политическим принуждением, реальной оценкой своих возможностей, а также верой в разумность системы.

2. Что понимают под политической социализацией личности?

Это понятие было введено в научный оборот в 50-е годы ХХ века для обозначения политического научения, вхождения в политику. Действительно, становление личности в качестве субъкта политики происходит в процессе ее политической социализации.

Политическая социализация представляет из себя процесс усвоения определенных знаний, ценностей, норм, образцов поведения, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Политическая социализация выполняет важные функции. Она позволяет включать в политическую жизнь новые поколения людей, обеспечивая преемственность развития общества. Она создает определенную структуру личности, в которой политические цели и ценности становятся устойчивым элементом поведения.

Политическая социализация начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни по мере вхождения человека в различные социальные группы и в потоке меняющихся политических событий. На ранних ее стадиях человек получает и усваивает определенную сумму политических знаний, которые позже, в результате общественно-политической проверки, трансформируются в политические убеждения. На основе политических убеждений и анализа собственного опыта складываются политические ориентации личности и вырабатывается поведение, адекватное политической реальности.

Человек может изменить отношение к ранее усвоенным политическим знаниям, ценностям и образцам поведения, приобщиться к новым. Этот процесс называется ресоциализацией. Она происходит под влиянием как глубоких социально-политических перемен, происходящих в государстве, обществе, так и в результате серьезных изменений в жизни самой личности. Ресоциализация может быть весьма длительной, в этом случае она чаще всего происходит безболезненно. Процесс быстрой ресоциализации, как правило, приобретает драматические и даже катастрофические формы. Так произошло в России в 1990-е годы, когда резко изменилось отношения личности к привычным политическим институтам и политической системе в целом.

3. Какова роль групп в политике?

Еще в начале ХХ века американский ученый А. Бентли подчеркнул необходимость изучать действующие в политике группы. Современная политическая наука понимает под группой в политике относительно стабильную совокупность людей, способную воздействовать на принятие политических решений в собственных интересах.

В любом обществе можно выделить социальные группы, которые отличаются друг от друга в силу своего неравного общественного положения. Но если в патриархальном обществе они являются, как правило, объектами политики, то в современном обществе их положение изменяется, и они оказывают серьезное воздействие на политику. Их политическое влияние настолько глубоко, что ученые даже заговорили о групповой природе политики.

Социальные группы действуют в политике не непосредственно, а через создаваемые ими для представительства своих интересов объединения, которые называются группами интересов. Для выражения и отстаивания определенных целей они могут вступать в отношения с государственными и другими политическими институтами.

Группы интересов, в принципе, не должны располагать бюрократическими структурами или носить коммерческий характер. Они также не стремятся к политической ответственности. Группы интересов могут представлять из себя общественные организации или общественные движения и носить самые разные названия: клуб, общество, акция, союз, кружок, совет, объединение, заседание, фонд, ассоциация и т.д.

Немецкий политолог У. Алеман разработал получившую признание в новейшей литературе типологию групп интересов, ориентированную на пять сфер деятельности: в экономической сфере (профсоюзы, предпринимательские объединения); в социальной сфере (благотворительные общества, объединения по защите социальных прав); в сфере досуга и отдыха (спортивные объединения, кружки для общения); в сфере религии, науки и культуры (церкви, научные ассоциации, различные клубы); в общественно-политической сфере (правозащитные, общественно-политические объединения).

В общественной жизни группы интересов выполняют различные функции. Но главной их задачей является выделение в существующих групповых интересах самого основного, существенного с тем, чтобы эти интересы могли реально воздействовать на политическую власть.

4. В чем состоит сущность лоббизма?

Во многих странах сложилась целая система воздействия на парламентариев. Это явление получило название лоббизм (англ. lobby – кулуары, коридоры), поскольку подобное воздействие оказывается не в зале заседания, а в кулуарах палат или даже вне стен парламента.

Оно осуществляется группами давления, под которыми чаще всего понимают не только особые группы, но и методы действия групп интересов. Арсенал подобных методов весьма разнообразен (от демонстраций до скрытого саботажа). Лоббисты – это агенты корпораций, фирм, банков, профсоюзов, стремящиеся установить связь с парламентариями и повлиять на их позицию при решении конкретного вопроса в парламенте.

Деятельность лоббистов привела к созданию организаций, лоббирующих профессионально, по заказу, и приняла такие широкие масштабы, что, независимо от ее моральной оценки, некоторые государства сочли целесообразным ввести ее в определенные рамки. В 1946 году в США был принят закон о регулировании лоббизма, согласно которому любое лицо, имеющее цель воздействовать на принятие или отклонение Конгрессом какого-либо законодательного акта, должно зарегистрироваться у клерка Палаты представителей и секретаря Сената.

Зарегистрированный должен вести строгий учет проходящих через него средств и представлять ежеквартальный отчет о своей деятельности. Эти отчеты обрабатываются, а обобщенная информация регулярно публикуется в специальных изданиях Конгресса. Нарушение правил лоббирования влечет уголовную ответственность, а также запрет заниматься лоббистской деятельностью в течение определенного срока.

Существует правовое регулирование лоббистской деятельности и в ФРГ. Здесь в 1972 году был принят закон, предусматривающий обязательную публикацию в специальном издании так называемого «лоббистского списка», включающего в себя желающих получить официальный доступ к лоббированию. В ФРГ, в первую очередь, предпринимаются усилия для того, чтобы сделать подконтрольными и прозрачными процессы формирования и расходования средств лоббистских организаций.

5. Каковы основные теории, функции и типологии элит?

В любом обществе к власти причастен узкий круг лиц – меньшинство, которое заставляет массы признать себя. Этот избранный круг людей представляет, как правило, высшие слои общества и называется элитой (фр. еlite – лучшее, отборное).

В политологии термин «элита» применяется по отношению к совокупности людей, обладающих наиболее ярко выраженными политико-управленческими качествами и функциями. Для политолога, изучающего элиты, не существует проблемы, с чего начать анализ политики, – безусловно, с изучения элиты.

Современные классические теории элит возникли в конце ХIХ – начале ХХ веков. Они были созданы итальянскими социологами Г. Моской и В. Парето, а также немецким социологом Р. Михельсом.

Моска пользовался для определения элиты понятием “политический класс”, который направляет развитие любого общества, монополизируя власть. Он утверждал, что эффективность политического класса достигается благодаря его групповой сплоченности и единомыслию, чему, в свою очередь, способствует наличие у этого класса четкой организации и структуры.

Парето определял элиту по ее врожденным интеллектуальным качествам: к элите принадлежат те, кто демонстрирует наивысшие способности в своей сфере деятельности. Парето называл элиту высшим классом и делил ее на правящую и неправящую. Все социальные преобразования он объяснял циркуляцией элит, то есть системой обмена между элитой и остальным населением. Элиты имеют тенденцию к упадку, а неэлиты способны к производству потенциально элитарных элементов. Это делает возможным циркуляцию элит. Сначала элита стабилизируется, потом следует ее деградация, затем происходит обновление. Таким образом, циркуляция элит становится движущим фактором общественного развития.

Михельс выдвинул идею неизбежности олигархического перерождения всех демократических организаций – «железный закон олигархии». Они трансформируются в элитарные, потому что их деятельность требует выделения руководящего ядра, профессионального лидерства и управленческого аппарата. Постепенно руководители выходят из-под контроля рядовых членов организаций и подчиняют политику собственным интересам.

Политическая элита, обладая особыми социальными, психологическими и политическими качествами, выполняет в системе власти важнейшие функции:

- принимает решения по принципиальным для общества и государства вопросам;

- определяет цели и приоритеты политики, вырабатывает стратегию политического действия;

- создает или выбирает основные идеи и мифы, которые обслуживают ее политический курс;

- объединяет и согласовывает все политические интересы, ее поддерживающие;

- руководит важнейшими политическими структурами и организациями;

- предотвращает или разрешает основные конфликты.

Типология элит разрабатывается исходя из разнообразных оснований (критериев). Так, по отношению к государственной власти элиты принято делить на правящие (они непосредственно обладают государственной властью) и оппозиционные (они только стремятся обладать государственной властью). Последние называют еще контрэлитами.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на властные (состоят из лиц, непосредственно влияющих на принятие решений, значимых для всего государства) и функциональные (включают в себя профессионалов-управленцев, занимающих руководящие должности).

В зависимости от системы рекрутирования (отбора) элиты делятся на открытые (они интенсивно обновляются на основе антрепренерской системы) и закрытые (обновляются на основе системы гильдий). При антрепренерской системе отбора создаются широкие возможности для представителей различных групп. Здесь первостепенную значимость имеют личные качества и индивидуальная активность. Система гильдий предполагает отбор из нижестоящих слоев самой элиты. В этом случае путь наверх является постепенным, присутствуют многочисленные формальные требования для занятия должности, а подбор и назначение кадров производится узким кругом лиц.


ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

1.Что такое политическое лидерство?

В обобщенном виде понятие «лидер» означает ведущий, управ­ляющий другими людьми. Им может быть глава, руководитель по­литической партии, общественной организации и лицо, пользую­щееся большим авторитетом, влиянием в каком-либо коллективе.

С понятием «лидер» тесно связано понятие «лидерство». Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Лидерство существует везде, где есть групповая, кол­лективная деятельность. Лидерство – ведущий признак всех органи­заций. Лидерство – отношения доминирования и подчинения в пределах группы. Члены группы добровольно делегируют власть своему лидеру, право принимать решения в интересах всей группы. Это – конкретный институт реализации власти в самом широком смысле слова, а не только политической.

Политический лидер – это не просто человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Полити­ческий лидер – это тот, кто способен изменять ход событий и на­правленность политических процессов. Политических лидеров ха­рактеризует возможность реально влиять на политику: определять стратегию развития общества, формировать и контролировать правительство.

С понятием «политический лидер» связано понятие «политиче­ское лидерство». Это механизм и конкретные способы реализации власти.

Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, так как оно отражает политические процессы и отно­шения в высших структурах власти. Политическое лидерство – это понятие многомерное, но три аспекта являются определяющими. Это:

- личностные черты лидеров;

- инструменты осуществления ими власти (на что может опираться политический лидер в достижении по­ставленных целей);

- ситуация, с которой сталкивается лидер.

На уровне обыденного сознания понятия «лидер» и «руководитель» употребляются как синонимы. С научной точки зрения принято различать роли руко­водителя и лидера.

Во-первых, лидер благодаря авторитету и лич­ному влиянию, позволяющему ему осуществлять власть над груп­пой или организацией, членом которой он является, выдвигается стихийно.

Во-вторых, лидер – это непременно личность, продукт «естественного отбора», он может и не обладать статусом руководи­теля.

В-третьих, лидерство нестабильно, его надо всегда подтвер­ждать. Руководство, как правило, стабильно.

В-четвертых, лидер не имеет более или менее строго оговоренных законом прав и обя­занностей, в то время как руководитель наделен ими, включая возможность наложения на членов группы официальных санкций.

2. Какие теории лидерства раскрывают его природу?

В современной политологии выдвинуто несколько концепций политического лидерства. Наибольшую известность получили теория черт, теория ситуативного анализа, ситуативно-личностная теория, интегративная теория лидерства. На наш взгляд, можно выделить три наиболее типичные точки зрения:

1. Лидер как совокупность необходимых психологических ка­честв. Теория «черт лидера» (Ф. Гамильтон и др.) рассматривает лидера как носителя определенных психологических черт, которые обеспечивают ему способность принимать властные решения. Среди них: инициативность, общительность, чувство юмора, ост­рый ум и др.

2. Лидер как выразитель интересов группы. С точки зрения аме­риканского ученого Т. Парсонса лидер во взаимоотношениях с группой иногда выступает в качестве «функции группы». То есть группа сама выбирает лидера, наделяя его полномочиями выра­жать ее интересы. Тип взаимодействия в группе определяет фор­мальное и неформальное лидерство.

3. Лидер как функция ситуации. Согласно этой точке зрения, приход лидера обусловлен определенной ситуацией. В различных ситуациях возникает потребность в различных лидерах, от «героев» до «флюгеров».

3. Каковы функции политического лидера?

Функции политического лидера представляют собой главные на­правления его деятельности. Они во многом предопределяются теми целями, которые ставят политические лидеры, и той ситуа­цией, средой (экономической и политической), в которой им при­ходится действовать. К функциям можно отнести:

- функцию постановки диагноза;

- функцию разработки программы действий (в реалиизации программы большую роль играют личностные качества политического лидера);

- функцию мобилизации на выполнение принятой про­граммы.

Названные функции характерны, прежде всего, для чрез­вычайной ситуации. В условиях относительной стабильности об­щества политический лидер остается новатором, постоянно гене­рирующим новые идеи, цели и задачи развития общества. При этом круг выполняемых им функций существенно расширяется и включает новаторскую, коммуникативную, организаторскую, коор­динационную, интегративную функции. Наиболее полно в деятельности полити­ческого лидера реализуется интегративная функция, которая на­правлена на поддержание целостности и стабильности общества.

4. Какие типологии политического лидерства существуют?

Одну из самых первых классификаций политического лидерства представил немецкий социолог М. Вебер.

Понимая под «лидерством» способность отдавать приказы и вызы­вать повиновение, Вебер различал:

1. Традиционное лидерство, основанное на вере в святость тради­ции. Такой тип лидерства (царь, король, император), как правило, характерен для доиндустриального общества. Лидер несменяем.

2. Бюрократическое лидерство. Этот тип лидерства Вебер назы­вал рациональным. Оно присуще индустриальному обществу, где лидером становятся не в силу особых качеств личности, а в силу законных бюрократических процедур выборов. Лидер замещается без особого труда.

3. Харизматическое лидерство – лидерство, основанное на харизме, то есть на вере в необычные, сверхъестественные способности лич­ности, на ее культе. Такой лидер замещается с трудом, а само лидерство возникает в критической ситуации.

Основной вклад М. Вебера в анализ лидерства связан с открытием и разработкой понятия «харизма». Оно заимствовано Вебером из раннехристианской литературы и означает «божественность».

В литературе встречаются типологии политического лидерства, составленные по иным основаниям, в частности: по характеру институциональности – формальное и неформальное; по субъек­там лидерства – индивидуальное и групповое; по объекту лидер­ства – общенациональное, лидеры определенных социальных групп, лидеры политических партий и движений, лидеры терри­ториальных общностей; по стилю взаимодействия со средой – ав­торитарные, демократические, невмешивающиеся лидеры; по типу политического сознания (политической культуры) лидера – реформаторское, революционное и консервативное.

5. Что такое «политический стиль»?

Наряду с понятием «тип» при изучении феномена политического лидерства широко используется категория «стиль».

Политический стиль включает совокупность процедур выработки и принятия решений, формирования и осуществления политического курса, способы взаимодействия политического лидера с электоратом, характерные подходы к решению возникающих проблем.

Стиль политики может быть эффективным и неэффективным в зависимости от степени достижения поставленных целей, а также авторитарным или демократическим.

Экспрессивный стиль лидерства связан с эмоциональным воз­действием лидера на группу. Такое воздействие побуждает членов группы стараться достичь самых высоких целей и результатов даже тогда, когда сам лидер не имеет никакого официального ста­туса.

Директивный стиль характерен для лидера, который стремится жестко указывать своим сторонникам пути и способы достижения поставленных им целей.

Поддерживающий стиль нацелен на сохранение стабильного по­ведения сторонников политического лидера.

В последние годы в политико-психологических исследованиях получает распространение классификация лидеров по стилю поведения. Выделяют пять таких стилей:

1. параноидальный политический стиль («хозяин»), которому свойственны подозрительность, недоверие к другим, постоянная жажда власти, контроль над другими людьми. Такой ли­дер делит людей на «друзей» и «врагов»;

2. демонстративный политический стиль («артист»): всегда «играет на публику», любит внешние эффекты;

3. компульсивный политический стиль («отличник»): этому типу свойственно навязчивое желание делать все наилучшим обра­зом, независимо от возможностей;

4. депрессивный («соратник»): лидер этого типа не способен играть ведущую роль, и поэтому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать политику»;

5. шизоидальный стиль («одиночка»): не желает присоединяться ни к какому движению, предпочитая позицию стороннего наблюдателя (такая позиция противоречит самой природе лидерства и потому носит, как правило, временный характер).

Знание названных выше типов политических стилей может помочь предсказать характер поведения того или иного лидера в конкретной политической ситуации.


ТЕМА 6. ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

1. Каковы особенности партии как политического института?

В политологической литературе представлены десятки толкований понятия «партия».

«Партией является всякая политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения» (Дж. Сартори).

«Партия есть любая политическая группа, получившая официальный статус, имеющая формальную организацию, связывающая центр с периферией и способная провести через выборы своих кандидатов в государственные органы» (Дж. Лапаломбара, Дж. И. Андерсон).

«Партия – институт, призванный группировать, оценивать и по мере возможности примирять множество противоположных интересов и требований отдельных лиц, групп, городов и регионов, организовывать их в борьбе за государственные должности и затем служить связующим звеном между избирателями и людьми, делегированными ими на эти посты» (Д. Бродер).

«Партия – это организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения в определенных целях, для участия в органах власти либо для ориентации властей на осуществление своих требований» (Ж.- Л. Кермонн).

Видный американский политолог Дж. Лапаломбара выделил четыре признака политической партии:

1. прежде всего любая партия есть носитель идеологии;

2. партия – это организация, то есть достаточно длительное объединение людей на самых разных уровнях политики – от местного до международного;

3. цель партии – завоевание и осуществление власти;

4. каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа – от голосования за нее до активного членства.

Политическую партию следует отличать от политического движения, которое не имеет характерных для партии организационной структуры и детально разработанной политической программы. Партия отличается и от группы давления, которая стремится не к завоеванию политической власти, а лишь к влиянию на тех, кто ею обладает.

2. В чем заключаются функции политических партий?

Американский политолог С. Хорвит оценивает партии как уникальный политический институт, который выполняет ряд взаимосвязанных функций:

- участие в выборах для получения определенной степени контроля над органами государственной власти;

- отражение и формулирование потребностей общества;

- выдвижение политических альтернатив;

- проверка политических качеств и обучение лидеров, которые в будущем займут свое место в управлении государством.

Политические партии прежде всего осуществляют связь между обществом и государством. К функциям партии относятся артикуляция и агрегация интересов, политическая социализация, политическое рекрутирование.

Чаще всего выделяют следующие основные функции политических партий:

1. теоретическая функция предполагает проведение анализа состояния общества и государства и определние перспектив их развития;

2. идеологическая функция включает в себя выявление, обоснование и формулирование интересов определенных социальных групп, распространение и отстаивание своего мировоззрения, разъяснение своих программных целей;

3. политическая функция заключается в борьбе за власть, участии в формировании внутренней и внешней политики государства;

4. организаторская функция состоит во взаимодействии с органами государственной власти, другими партиями, организациями и населением. Иногда в рамках организаторской деятельности партии особо выделяют ее электоральную функцию – проведение избирательных кампаний, подбор кандидатов на выборные должности в органы власти.

3. По каким основаниям можно классифицировать политические партии?

Классифицировать политические партии можно по различным основаниям. Так, по участию в государственной власти партии делятся на правящие и оппозиционные; по идеологической направленности они могут быть либеральными, консервативными, социал-демократическими, коммунистическими; по расположению в идейно-политическом спектре – правыми, центристскими, левыми.

По внутреннему строению различаются партии с сильной и слабой структурой. В первом случае внутрипартийная дисциплина предписывает всем депутатам от этой партии подчиняться распоряжениям парламентской группы и руководящих органов партии (консерваторы и лейбористы в Великобритании). Слабо структурированная партия отличается тем, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования (Республиканская и Демократическая партии в США).

Распределение депутатских мест между партиями (то есть сравнение их влияния в парламенте) позволяет выделить следующие типы: мажоритарная партия (стабильно получающая абсолютное большинство мандатов и тем самым право единолично формировать правительство); партия с мажоритарным потенциалом (способная по итогам следующих выборов образовать правительство); доминирующая партия (имеющая относительное большинство мест в парламенте); миноритарная партия (находящаяся в парламенте в меньшинстве).

Ядром принятой сегодня классификации политических партий остается схема М. Дюверже, который по организационному строению разделил их на два основных типа: кадровые и массовые. Другие политологи впоследствии выделили еще один тип и предложили трехсоставную классификацию: кадровые, массовые и универсальные партии. В кадровых партиях обычно нет строгого постоянного членства и статуса индивидуального участия, а также централизованной структуры. В них партийный состав объединяется вокруг группы политиков во главе с парти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: