Этологические теории когнитивного развития

Этологи признают, что инстинкты сформировались потому, что играли адаптивную роль внутри определенных условий среды и что инстин­ктам необходима адекватная среда, чтобы они проявились должным образом. Среда важна. Этологи лишь утверждают, что инстинктив­ному поведению присущ некий крупный врожденный компонент и что при наличии среды, к которой инстинкт предварительно адап­тирован, он проявится без трудоемкого обусловливания или науче­ния.

Этология - относительно молодая наука, способствовала многочисленным открытиям, связанным с видами, не принадлежащим к человеческому роду. Рассмотрим фундаментальную по­пытку приложить этологические понятия к человеческому разви­тию — теорию Джона Боулби и Мэри Эйнсуорт.

Боулби и Эйнсуорт о человеческой привязанности

Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведе­ние только рассмотрев его среду адаптации, основную среду, в которой оно формируется (Bowlby, 1982, p. 58). На протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищ­ников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить боль­ных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом со взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения (attachment behaviors) — жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам (р.182).

Один из явных сигналов — плач малыша. Плач — это сигнал бед­ствия; когда младенец испытывает боль или напуган, он плачет, и родитель должен спешить на помощь, чтобы выяснить, что случи­лось. Еще одним привязывающим действием является улыбка ма­лыша; когда малыш улыбается, глядя на родителя, родитель испы­тывает к нему любовь и ему приятно быть рядом. Другие привязы­вающие действия включают в себя лепетание, цепляние, сосание и следование.

Боулби предположил, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Сначала социальные реакции малышей не от­личаются разборчивостью. К примеру, они будут улыбаться любому лицу или плакать из-за ухода любого человека. Однако в возрасте от 3 до 6 месяцев малыши сужают направленность своих реакций до нескольких знакомых людей, формируют явное предпочтение в от­ношении одного человека и затем начинают относиться с насторо­женностью к незнакомым людям. Вскоре после этого они становятся более подвижными, начинают ползать и играют более активную роль в удержании рядом основного объекта привязанности. Они следят за тем, где находится этот родитель, и любой знак, указывающий на то, что родитель может внезапно уйти, вызывает с их стороны реакцию следования. Весь процесс — фокусирование на основном объекте приивязанности, который затем вызывает реакцию следования, соответствует импринтингу у других видов. Подобно детенышам многих других видов, у малышей вырабатывается импринтинг на определенный объект привязанности, и они настойчи­во следуют за этим родителем, когда он удаляется.

В своих трудах Боулби намеренно использовал этологические термины «инстинкт» и «импринтинг» в широком смысле. Он хотел показать, что эти понятия приложимы к человеческому поведению в своем общем виде, не как исключительно точные, детализирован­ные определения (р. 136,220).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: