Циркулярная реакция имеет место, когда малыш случайно совершает какое-то новое действие и пытается его повторить (Piaget, 1936, р. 55). Ярким примером этого является сосание пальца. Рука случайно приходит в контакт со ртом, и когда она опускается, малыш пытается вернуть ее в прежнее положение. Однако в течение какого-то времени малышам не удается это сделать. Они бьют по лицу рукой, но не могут ее схватить; или же они неистово машут руками; или следуют за рукой ртом, но не могут схватить ее, поскольку все их тело, включая руки и кисти, двигается как единое целое в одном и том же направлении (р. 51-53). Согласно терминологии Пиаже, они неспособны произвести аккомодации, необходимые для того, чтобы ассимилировать руку в схему сосания. После неоднократных неудач они организуют сосание и движения рук и овладевают техникой сосания пальца.
Подобно случаю с сосанием пальца, большая часть первичных циркулярных реакций включает в себя организацию двух ранее независимых телесных схем или движений. К примеру, когда маленькая девочка раз за разом приближает руку к своему лицу и смотрит на нее, она осуществляет первичную циркулярную реакцию. Она координирует разглядывание и движения руки (р. 96-97). Малыш активно «складывает вместе» различные движения и схемы. Важно отметить объем проделываемой работы; малышу удается скоординировать независимые движения только после многократных неудач.
|
|
На стадиях 1 и 2 малыши не имеют представления об объектах, существующих вокруг них. Если человек или объект удаляются из их поля зрения, максимум что они делают, — это продолжают какое-то время смотреть туда, где они последний раз его видели. Если объект не появляется снова, они переключают свое внимание на что-то другое. Они не делают попыток найти его. Малыш следует правилу: с глаз долой — из сердца вон (Piaget, 1936, p. 1-12).