Упражнение 1. Методика «Кто я?»

Методика изучения «Я-концепции» была предложена М. Куном и называется «20 высказываний». Испытуемого просят написать по крайней мере 20 ответов на вопрос «Кто я?». Инструкция дается закрытой и попытки испытуемого уточнить задание пресекаются, исследователь может лишь повторить инструкцию и сказать, чтобы испытуемый отвечал так, как ему кажется правильным, подчеркнув при этом, что здесь не может быть плохих и хороших ответов.

Время работы — 12 минут (испытуемому не сообщается).

Для интерпретации данных необходимо провести как количественную, так и качественную обработку результатов:

а) подсчитывается количество ответов, выявляющих работоспособность испытуемого и степень его рефлексивности;

б) выделяются и анализируются категории ответов. Все высказывания должны быть разделены на шесть категорий:

— первая категория содержит объективные характеристики, отражающие осознание испытуемым его принадлежности к определенным общеизвестным классам, группам, а также формальные и профессиональные роли испытуемого, например, «человек», «студент», «дочь», «друг»;

— ко второй категории относятся утверждения, отражающие субъективные характеристики самого себя, имеющие положительную эмоциональную окраску: «хороший друг», «старательный студент», «счастливый», «веселый»;

— в третью категорию попадают высказывания субъективного характера с негативной эмоциональной оценкой — «я недостаточно начитанный», «я не умею общаться», «я плохо учусь»;

— утверждения, в которых как бы констатируются объективные результаты самопознания — «я — флегматик», «я — впечатлительный», «у меня средняя самооценка» — входят в четвертую категорию;

— пятая категория включает в себя утверждения, отражающие стремление к дальнейшему развитию: «мне надо работать над собой», «я стараюсь быть внимательным», «я стремлюсь больше знать»;

— к последней категории относятся выражения, отражающие ситуативные действия и состояния испытуемых: «я голодный», «я хочу спать», «я сижу за партой».

в) подсчитывается количественное соотношение высказываний по категориям, которое интерпретируется следующим образом:

— малое количество (менее 20) всех высказываний и относительно высокая доля ситуативных утверждений (категория 6) говорит о слабой структурированности и дифференцированности представлений о себе;

— при начальном становлении образа Я человек пытается осознать себя со стороны своих формальных ролей, а затем со стороны переживания своей уникальности, акцентируя внимание на своих положительных характеристиках (категории 1 и 2, а также небольшое количество высказываний, относящихся к категории 4);

— появление негативных характеристик при одновременном повышении числа высказываний о результатах самопознания (категория 4), снижении числа формально-ролевых высказываний (из категории 1) и практическом отсутствии высказываний из 6-й категории свидетельствует об углублении процесса самопознания и развитии процессов рефлексии (самоанализа). Также момент отражения субъектом собственных недостатков является как бы переходным этапом в процессе актуализации мотива личностного роста и превращения его из неосознаваемой потребности в осознанный мотив; и лишь появление высказываний 5-й категории говорит о том, что человек начинает осознавать желание переделать или усовершенствовать себя и отражает сознательную установку на саморазвитие. Это является критерием зрелой личности с богатым творческим потенциалом и способностью к личностной саморегуляции;

г) оценивается значимость упоминаемых категорий. Существует мнение, что наиболее значимыми для испытуемого являются первые пять ответов. Порядок следования категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако этот тезис не является доказанным. О значимости ответов можно судить также по количеству ответов данной категории и по возврату к ней в самоописании;

д) оценивается временная направленность ответов. Направленность в будущее определяется наличием суждений, касающихся стремлений, желаний испытуемого, а также ответов с прилагательными «будущий» (например, «будущий бизнесмен», «будущая жена»). О ретроспективной направленности свидетельствуют ответы, направленные на анализ прожитой жизни или ответы с прилагательным «бывший» (например, «бывший двоечник»);

е) подсчитывается индекс самоприятия испытуемого, который равен отношению числа положительных оценок к общему числу ответов. Известно, что обычно индекс самоприятия подчиняется правилу «золотого сечения»: 66 % — положительных ответов, 34 % — отрицательных. Перевес оценочных ответов в ту или иную сторону свидетельствует о позитивном или негативном самоприятии.

Упражнение 2. Вариант методики Дембо—Рубинштейн

Для изучения самооценки используют вариант методики Дембо—Рубинштейн, который заключается в следующем: на листке бумаги чертятся четыре вертикальные линии длиной в 10 сантиметров. Каждая линия представляет собой шкалу: первая — шкала здоровья, вторая — шкала характера, третья — шкала ума и четвертая — шкала счастья. Внизу, под линиями, можно написать название шкал.

Инструкция испытуемому: «Представьте себе, что на первой линии расположены все люди мира по уровню здоровья. Внизу — самые больные, вверху — самые здоровые. Отметьте свое место на этой шкале. На второй линии люди расположены по характеру: внизу — люди с самым плохим характером, который только можно представить, наверху — с самым замечательным. На третьей линии — самые глупые и самые умные, и на четвертой — самые несчастные и самые счастливые. На всех шкалах следует отметить свое место среди людей: («каким я себя чувствую в данный момент», Я настоящее). Также можно попросить испытуемого отметить то место, где бы он хотел быть (Я идеальное).

В самооценке анализируются следующие параметры:

— высота самооценки, (как человек себя оценивает по тем или иным параметрам в сравнении с другими людьми). Если отметки испытуемого на шкалах находятся в верхней трети шкал, то самооценка считается высокой; в средней трети — средней, а в нижней трети шкал — низкой;

— адекватность (правильность) самооценки, когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Неадекватная самооценка встречается тогда, когда мнение человека о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, и может быть завышенной или заниженной. Адекватность оценивается по дополнительным факторам, вытекающим из беседы, а также из успехов субъекта в различных сферах деятельности. Адекватность можно исследовать методом экспертных оценок. Необходимо попросить людей (не менее 3 человек), хорошо знающих испытуемого, оценить его по тем же параметрам, которые предъявлялись самому испытуемому. Экспертные оценки усредняются и строится профиль экспертных оценок. По соотношению профилей реальной самооценки испытуемого и экспертной оценки судят о степени адекватности самооценки испытуемого. Если его профиль пролегает значительно ниже экспертного, то говорят о заниженной самооценке; если выше — то о завышенной;

— устойчивость самооценки определяется примерно одинаковым ее уровнем по разным шкалам, а также устойчивостью ее во времени, для чего необходимо провести повторное обследование через 10—14 дней;

— дифференцированность самооценки предполагает умение испытуемого выделить из общего ощущения себя различные параметры, по которым субъект в состоянии себя оценивать. Для этого необходимо спросить, по каким еще шкалам хотел бы себя оценить испытуемый, и зафиксировать количество и название предлагаемых шкал;

— степень расхождения в оценке «Я настоящего» и «Я идеального» — чем больше расхождение, тем больше вероятность наличия внутриличностных проблем и неблагоприятного эмоционального самоощущения.

Интерпретация методик самооценки

Высокая адекватная самооценка, позитивная Я-концепция — это ценность, которую необходимо развивать не только в себе, но и в других. Самоуважение зависит от достижений человека, от его успехов в важных для него областях (работа или учеба, семья, межличностные отношения, внешние данные и т. д.), а также от социальной поддержки в форме позитивного отношения значимых других — родителей, близких друзей, преподавателей, социального окружения в учебе или на работе.

Люди с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе, тревожностью, депрессией, конформностью, большой зависимостью от мнения других, отсутствием инициативы, настойчивости, они более уязвимы в межличностных отношениях (испытывают затруднения в общении, обижаются на критику, шутку, мало доверяют людям, испытывают чувство одиночества, им кажется, что их недостаточно любят). Для них большую роль имеет престиж, они меньше выражают интерес к общественным делам, не бывают лидерами, работают менее эффективно в стрессовых ситуациях и при неудачах, имеют более низкие притязания и ожидания успеха, рассматривают будущее как угрожающее, мрачное.

Люди с адекватной высокой самооценкой отличаются чувством собственного достоинства, независимостью от мнения окружающих, открытостью, самостоятельностью. Они осознают свои цели и ценности, но достаточно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости. Могут отстаивать собственные решения, имеют оптимистический взгляд на жизнь и устойчивы к критике. К другим людям относятся доброжелательно, могут быть как лидерами, так и ведомыми в зависимости от обстоятельств.

Люди с неадекватной высокой самооценкой характеризуются самоуверенностью, скрытностью, выраженной потребностью в социальном одобрении. Они имеют тенденцию представлять себя в более выгодном свете, часто берутся за работу, превышающую их возможности. Такие люди очень остро переживают даже мелкие обиды, склонны к агрессивному поведению в ответ на критику, при неудаче стремятся переложить ответственность на обстоятельства или на других людей.

Способы реагирования на ту или иную ситуацию зависят не только от высоты самооценки, но и от ее устойчивости или неустойчивости. Так, люди с нестабильной высокой самооценкой чаще выдают агрессивные реакции, чем люди со стабильной высокой самооценкой. Оправдания после неуспеха наиболее характерны для лиц с нестабильной низкой самооценкой. Депрессивные тенденции чаще проявляются у лиц со стабильной низкой самооценкой и с нестабильной высокой самооценкой.

Литература

Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестник Моск. ун-та. — Серия 14. — Психология. — 1986. — № 3. — С. 15—23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: