По учению Соловьева: низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как
низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее “вбирает в
себя” низшее. Онтологической основой всеединства выступает божественная
Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком.
Основной принцип всеединства: “Все едино в боге”. Всеединство - единство
творца и творения. Бог у Соловьева - “космический разум”, “существо
сверхличное”, “особая организующая сила, действующая в мире”. Для того, чтобы
обосновать непрерывную динамику бытия он вводит понятие “мировая душа”,
которая является непосредственным субъектом всех изменений в мире. Бог дает
мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.
Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии -
мудрости.
Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении
Соловьева через концепцию богочеловечества. Воплощением
богочеловечества выступает Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом,
|
|
но и высшей целью развития всего исторического процесса - соединение человека с
богом.
Безусловное “всеединство” постигается по С., лишь “цельным ” знанием, которое
представляет собой соединение мистического (религиозного), рационального
(философского) и эмпирического (научного) знания. Причем основу составляет
знание мистическое: вера в безусловное существование предмета познания.
Соловьев выражал в русской религиозной философии интеллектуальную тенденцию.
Он стремился поставить разум на службу вере.
Булгаков (выражал антиинтеллектуальную тенденцию) выражал идею о коренной
ущербности рационального познания и существовании особой, внелогической
способности постижения человеческого бытия. Булгаков пытался “синтезировать”
науку, философию и религию, чтобы все подчинить вере.
Флоренский пытался обосновать “философию всеединства” Соловьева не только
религиозно - философскими положениями, но и научными утверждениями, взятыми
из области физики, математики, филологии.
Трубецкой стремился примирить эмпиризм, рационализм и мистицизм. “Конкретный
идеализм” тесно связан с признанием бога как “бесконечной любви” и с идеей
соборности - объединения людей в “церковном богочеловеческом организме”.
Лосский исходил из представления о мире как органическом целом: сущность
действительности составляют сверхвременные идеальные личности, связанные
между собой, а также со сверхмировым началом (богом). Эти “деятели” и создают
все многообразие материальных и психических процессов.