Трубецкого, Лосского, Булгакова

По учению Соловьева: низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как

низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее “вбирает в

себя” низшее. Онтологической основой всеединства выступает божественная

Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком.

Основной принцип всеединства: “Все едино в боге”. Всеединство - единство

творца и творения. Бог у Соловьева - “космический разум”, “существо

сверхличное”, “особая организующая сила, действующая в мире”. Для того, чтобы

обосновать непрерывную динамику бытия он вводит понятие “мировая душа”,

которая является непосредственным субъектом всех изменений в мире. Бог дает

мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.

Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии -

мудрости.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении

Соловьева через концепцию богочеловечества. Воплощением

богочеловечества выступает Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом,

но и высшей целью развития всего исторического процесса - соединение человека с

богом.

Безусловное “всеединство” постигается по С., лишь “цельным ” знанием, которое

представляет собой соединение мистического (религиозного), рационального

(философского) и эмпирического (научного) знания. Причем основу составляет

знание мистическое: вера в безусловное существование предмета познания.

Соловьев выражал в русской религиозной философии интеллектуальную тенденцию.

Он стремился поставить разум на службу вере.

Булгаков (выражал антиинтеллектуальную тенденцию) выражал идею о коренной

ущербности рационального познания и существовании особой, внелогической

способности постижения человеческого бытия. Булгаков пытался “синтезировать”

науку, философию и религию, чтобы все подчинить вере.

Флоренский пытался обосновать “философию всеединства” Соловьева не только

религиозно - философскими положениями, но и научными утверждениями, взятыми

из области физики, математики, филологии.

Трубецкой стремился примирить эмпиризм, рационализм и мистицизм. “Конкретный

идеализм” тесно связан с признанием бога как “бесконечной любви” и с идеей

соборности - объединения людей в “церковном богочеловеческом организме”.

Лосский исходил из представления о мире как органическом целом: сущность

действительности составляют сверхвременные идеальные личности, связанные

между собой, а также со сверхмировым началом (богом). Эти “деятели” и создают

все многообразие материальных и психических процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: