Международно-правовое регулирование деятельности коммерческого арбитража

В правовом отношении МКА подчиняется воздействию двух элементов: национально-правового и международно-правового регулирования.

Национально-правовая сфера в подавляющем большинстве государств представляет собой регламентацию его с помощью специальных актов – законов об арбитраже, значительная часть которых принята на основе Типового закона о международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ 1985 г. В РФ действует ФЗ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г., который также основывается на положениях Типового закона. Приложениями к Закону являются Положение о Международном коммерческом арбитражной суде и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ.

Кроме него, вопросы, связанные с функционированием МКА в нашей стране, раскрываются в АПК РФ, ГПК РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве».

Международно-правовой элемент регулирования составляют универсальные и региональные международные соглашения, среди которых в первую очередь можно выделить следующие:

Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г., которая предусмотрела обязанность государств-участников признавать арбитражные соглашения и иностранные арбитражные решения, вынесенные на территории других государств-участников Конвенции. В договаривающихся государствах могут быть признаны даже решения, вынесенные на территориях неучаствующих государств, если при подписании и присоединении к Конвенции не сформулированы оговорки об ином.

Сама Конвенция не устанавливает процедуру исполнения решений, поэтому следует обращаться к нормам национального процессуального законодательства того государства, где испрашивается признание и исполнение. Однако ею предусмотрены положения, единым для всех стран порядком способствующие пресечению дискриминационного подхода к исполнению иностранных арбитражных решений. Государства не должны применять е ним более обременительные сборы и пошлины, чем те, которые требуются для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений. В ст. 4 определен исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению при подаче просьбы о признании и исполнении.

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже от 21 апреля 1961 г. Данная Конвенция распространила свое действие на арбитраж с участием юридических лиц публичного права, что явилось новеллой. Конвенцией оговорено право иностранных граждан быть арбитрами при разбирательстве споров, лежащих в сфере действия данного международного соглашения; предусматривается выход из ситуации, когда стороны по каким-либо причинам не установили применимое право (в этом случае арбитры применяют закон, установленный в соответствии с коллизионной нормой, которую арбитры сочтут в данном случае подходящей); раскрываются полномочия сторон по определению процедуры рассмотрения спора, в т.ч. порядок назначения арбитров; устанавливаются обстоятельства, позволяющие арбитрам вынести немотивированное решение. Нормы Конвенции предназначены для использования в отношениях не только по институционному арбитражу, но и арбитражу ad hoc.

Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и национальными субъектами других государств от 18 марта 1965 г. Для отдельной категории инвестиционных споров, а именно споров между государство и гражданами или организациями иных государств, Конвенцией было предусмотрено создание особого арбитражного органа – Международного центра по урегулированию инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития, целью которого является обеспечение разрешения посредством примирения и арбитража инвестиционных споров между соответствующими субъектами. В соответствии с распространеной в мировой литературе аббревиатурой этот Центр обычно называют ИКСИД (от англ. International Centre for Settlement of Investment Disputes (ICSID)). В компетенции центра «находится разрешение правовых споров, возникающих непосредственно из отношений, связанных с инветсициями между договаривающимия гос-вом (или любым уполномоченным органом Договаривающегося государства, о котором сообщено Договаривающимся государством Центру) и лицом другого Договаривающегося государства, при условии наличия письменного согласия участников о передаче такого спора для разрешения Центру.

Женевский протокол об арбитражных оговорках 1923 г. и Женевская конвенция об исполнении иностранных арбитражных решений 1927 г.

Среди региональных конвенций можно выделить Московскую конвенцию о рассмотрении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества от 26 мая 1972 г.,Межамериканскую конвенцию о международном коммерческом арбитраже 1975 г., дополненную Конвенцией о юрисдикции и экстерриториальном действии иностранных арбитражных решений 1979 г., Конвенцию об исполнении иностранных судебных и арбитражных решений 1952 г. Лиги Арабских государств, Арабскую Амманскую конвенцию о коммерческом арбитраже, Договор ОХАДА.

Одной из тенденций современного этапа международно-правового регулирования отношений в связи с арбитражным разбирательством споров гражданско-правового характера, возникающих в международной сфере, выступает закрепление некоторых норм, касающихся отдельных аспектов арбитража, в договорах о правовой помощи. Важнейшее значение имеют двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений, поскольку именно в них институт третейского рассмотрения инвестиционных споров получил широкое поле для применения. В таких договорах определяются институционные органы, в которые передаются возникающие между инвестором и государством - реципиентом споры (например, в соответствии со ст. 8 российско-британского соглашения – в Арбитражный суд Торговой палаты г. Стокгольма, международному арбитру или в третейский суд ad hoc, формируемый по специальной договоренности между сторонами на основании Арибтражного регламента ЮНСИТРАЛ); сроки, категории споров, порядок разбирательства и др.

Кроме обязательных с точки зрения их юридической силы актов, принятых государствами, в международной области подготовлен ряд документов, имеющих рекомендательный характер. Усвоение их норм может происходить как государствами в ходе законотворческих работ, так и частно-правовыми субъектами, если таковые делают на эти документы ссылки в своих гражданско-правовых договорах. В последних случаях указанные акты могут стать источниками права в субъективном смысле, т.е. действовать в качестве договорного условия и служить источником регулирования права обязанностей субъектов отношений. К подобного рода документам относятся единообразие арбитражные регламенты: Арбитражный регламент, разработанный в 1966 г., Экономической комиссией ОНН для Европы; Правила международного коммерческого арбитража 1966г., принятые в рамках Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ), в последствии переименованной в Экономическую и социальную комиссию ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: