Медицина в древнерусском государстве

(IX–XIV вв.)

На Руси издавна развивалась народная медицина.

Врачевателей называли лечцами. О них говорится в "Русской Правде" – древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. "Русская Правда" законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение. Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых "семейных школах".

Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, "злоненавистника" (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя. Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, "серного камня" и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах "кислой воды". Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает "богатырь-вода".

До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры – первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.

Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Среди них – "пречудный врач" Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее "зелье"; преподобный Алимпий и преподобный Агапит, который бесплатно лечил и выполнял самые чёрные работы. Лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, выделять болезнь по пульсу и внешнему виду больного и был очень популярен в народе.

Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания.

Одной из самых популярных книг XI в. был "Изборник Святослава". Переведенный с греческого в Болгарии, он дважды переписывался на Руси (1073, 1076 гг.) для сына Ярослава Мудрого князя Святослава, откуда и получил свое название. Описаны в нем и некоторые болезни, соответствующие тому времени представления об их причинах, лечении и предупреждении, приведены советы о питании (например, "силы в овощи велики", или "питье безмерное" само по себе "бешенство есть") и рекомендации содержать тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения. В "Изборнике" говорится о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели "разрезать ткани", ампутировать конечности, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Вместе с тем в "Изборнике" приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.

В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X–XIV вв. опережало страны Западной Европы. Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня, которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и "накладывали горшки", лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: