Как вы считаете, какие из представленных ниже вопросов не отвечают требованиям анкетного метода? Почему?
- У тебя есть друзья?
- Ты дрался когда-нибудь?
- У тебя часто бывает плохой аппетит?
- Ты можешь за себя постоять?
- Кого ты больше любишь, маму или папу?
- Ты любишь ходить в школу?
- Ты можешь назвать себя умным?
- Ты никогда не ошибаешься в людях?
- Ты бы лучше жил дома с родителями или с бабушкой?
- Кто из учителей тебе нравится больше всего?
Задание № 3. Возможности ошибки в анкете
Определите, какие качества личности исследуются авторами этой анкеты.* Докажите свой ответ (вопросы — большая часть анкеты).
* Потребность в общении по сб.: Психологические и психофизиологические особенности студентов. — Казань, 1977. —С. 62— 63.
1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.
2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.
3. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение.
4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
|
|
5. Я чувствую, что в отношении к друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
6. Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.
7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.
9. Мои друзья мне основательно надоели.
10. Когда я делаю важную работу, присутствие людей меня раздражает.
11. Прижатый к стенке, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.
Рекомендованная литература
Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 2001, С. 21-42.
Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999,
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М., 2002. – С. 31-36.
Практикум № 4. Метод наблюдения в возрастной психологии. Метод изучения «продуктов деятельности» дошкольников. Беседа.
Вопросы для обсуждения
1. Специфика и значение метода наблюдения в возрастной психологии.
2. Специфика и значение метода изучения «продуктов деятельности детей» в возрастной психологии, в диагностике ребенка.
3. Стадии развития детского рисунка по А.А. Смирнову.
4. С какой целью используется рисуночный тест?
5. Беседа как метод исследования. Требования к организации беседы.