Показатели качества информации

Качество информации можно определить как совокупность свойств, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных в соответствии с ее назначением потребностей. На практике используют характеристики информации с точки зрения оценки ее потребителем (пользователем) на основе ряда показателей качества информации

Качество информации - обобщенная положительная характеристика информации,

отражающая степень ее полезности для пользователя.

Показатель качества - одно из важных положительных свойств информации (с позиции потребителя). Для того, чтобы определить набор важнейших показателей качества, необходимо оценить информацию с точки зрения ее потребителя. Пусть, например, имеют место следующие ситуации по оцениванию информации:

􀂃 часть информации соответствует его запросу, его требованиям и такую информацию

называют релевантной; а часть - нет, и ее называют нерелевантной;

􀂃 вся информация релевантна, но ее недостаточно для нужд потребителя; если полученной информации достаточно, то такую информацию естественно назвать полной;

􀂃 полученная информация несвоевременная (например, устарела); часть информации из признанной потребителем релевантной может оказаться недостоверной, т.е. содержащей скрытые ошибки; информация недоступна;

􀂃 информация подвержена «нежелательному» использованию и изменению со стороны других потребителей; информация имеет неудобные для потребителя форму или объем.

Обзор приведенных ситуаций позволяет сформулировать следующие определения

свойств информации.

Релевантность - способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.

Полнота - свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и / или процесс.

Своевременность - способность информации соответствовать нуждам потребителя

в нужный момент времени.

Достоверность - свойство информации не иметь скрытых ошибок.

Доступность - свойство информации, характеризующее возможность ее получения

данным потребителем.

Защищенность - свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.

Эргономичность - свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Адекватность - свойство информации однозначно соответствовать отображаемому

объекту или явлению.

Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.

Среди внутренних свойств информации важнейшими являются объем (количество)

информации и ее внутренняя организация, структура.

По способу ее внутренней организации информацию делят на две группы:

􀂃 данные или простой, логически неупорядоченный набор сведений;

􀂃 логически упорядоченные, организованные наборы данных.

Упорядоченность данных достигается наложением на данные некоторой структуры

(структура данных).

Кроме того, необходимо выделить свойства информации, связанные с процессом ее

хранения. Здесь важнейшим является живучесть и уникальность.

Живучесть - способность информации сохранять свое качество с течением времени.

Уникальной называют информацию, хранящуюся в единственном экземпляре.

Таким образом, выше описаны достаточно общие подходы к оцениванию информации и определена база для классификации ее по видам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: