Групповая работа с текстом, беседа, чтение отрывков жития на языке оригинала, перевода с древнерусского, работа с понятиями, оформление конспекта через записи в тетради и вклеивания распечатанных материалов, просмотр фильма. Урок представляет собой синтез полученных в процессе самостоятельной работы по отдельным эпизодам жития знаний и представлений о святом Сергии Радонежском, их углубление и расширение, укрупнение универсальных учебных умений от чтения и пересказа до формирования ценностного концентра «святость» в отечественной культурной традиции.
Отрывки из жития на древнерусском языке:
«Мать: Киа же имаши грехи? Не видим бо, на тебе знамение благодати и благочестия.
Отрок же рек: Престани, мати моя, что глаголеши? Се бо ты сия глаголеши, яко мати сущая, яко чадородица… естественною любовию одержима; но слыши, Святое глаголет Писание: никто да не похвалится в человецех; никто же чист пред Богом, аще един день живота его будет».
«Внезапно стена церковная расзступися, и се диавол … нвнидесо множеством вои бесовсских, аны не входяйдверми, яко тать и разбойник… Егда Блаженный в хиже своей всенощную свою беспрестанитворяще молитву, внезапубысть шум и хлопот и мятеж мног и смущение; и страх не во сне, но в яве, и се беси мнози и поныпоидоша на Блаженного стадом бесчинно вопиюще и с прещением: отыди, отыди от места сего!»
«Чудное и тихое» житие Сергия Радонежского (2 часа)
Ход урока.
I Введение в тему урока
1. Просмотр отрывка из Всероссийского крестного хода, посвящённого святому Сергию и его юбилею. Что же это за человек, в честь которого приехало не только из России, но из-за рубежа такое количество людей? Они прошли крестным ходом в его память пешком 15 км.
2. Работа с темой урока. Первые два слова темы (выражение Е. Премудрого) до времени закрыты. Открыта часть темы «житие святого Сергия Радонежского». Ребятам предлагается самим определить цель урока, поставить вопросы к теме. Это задание для учащихся часто затруднительно: они привыкли отвечать на вопросы, но умеют их ставить с помощью учителя. Определяется круг вопросов, на которые они получают ответы в течение урока.
- Что такое житие?
- Кто такой Сергий Радонежский?
- Кого мы называем святым?
- Какова композиция жития? (Как оно построено?)
- Почему Троице-Сергиеву Лавру называют центром духовной культуры?
На эти вопросы мы постараемся ответить. И ещё мы должны отгадать ту часть темы, которая закрыта. Подсказка: там написаны прилагательные, определения. Может, кто-то попытается сразу эти прилагательные отгадать: житие св. Сергия – какое? Часть темы открывается в процессе работы групп 2, 3, 4. Подсказка: там написаны прилагательные, определения. Может, кто-то попытается сразу эти прилагательные отгадать: житие св. Сергия – какое?
2.Что знаем о житиях? Правомерны ли равенства, обозначенные на доске (на слайде)? Если нет, то чем отличается житие от описания жизни и биографии?
Житие = жизнь? |
Житие = биография? |
Изучению содержания предшествует большая словарная работа: подбор к слову житие синонимов, однокоренных слов, “решение уравнений”: жизнь=житие?, житие=биография?.
Лексическое значение слова «житие» и отличие его от слов-синонимов уточняется подбором определений к этим словам. Ребята приходят к выводу, что определения к слову жизнь (их разряд многочисленный) нельзя употребить со словом житие. К слову «житие не подходят слова с отрицательной эмоциональной оценкой: плохое, преступное, несчастное, дурное и так далее. В сочетании со словами «жизнь» и «биография» такие определения вполне допустимы.
Мы рассмотрели, что такое житие и кто такой святой. Видимая часть темы нами освоена. Вторая – главная: нам важно определить личность святого Сергия. «Кто такой Сергий Радонежский?». На этот вопрос мы тоже постараемся ответить. Первый шаг - мы должны отгадать ту часть темы, которая закрыта. Для того, чтобы определить человека, важно понять, какое у него житие. Подберите к слову «житие» наиболее, на ваш взгляд, удачные определения: светлое, прекрасное… Учитель в процессе работы открывает на доске закрытые доселе два слова темы. Сравниваем с авторским определением: Епифаний Премудрый назвал это житие «чудным и тихим». Учащиеся работают над значением слов «чудное» и «тихое».
Так ли это? Нам следует разобраться. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с самим житием. Это открывается в процессе работы групп.
3. Кого называют святыми? Назовите имена известных вам святых. Имя какого святого вы носите?
Чтобы уточнить значение слова «святой», возможны два варианта работы или оба одновременно. Это групповая работа с высказываниями («Высказывания о святых и святости») и работа со словарём (словарной статьёй «святость»). В материалах к занятию статья представляется на парту или каждому ученику. В процессе работы выясняется, что все пять значений, указанные в словарной статье, отражают наше понимание о святости и поясняют нам особенности личности святого Сергия.
4. Ответив на два поставленных к теме вопроса, мы обращаемся к третьему пункту плана. Рассмотрим особенности жития на примере жития святого Сергия Радонежского. Расскажите, что знаете о Сергии Радонежском.
Святой Сергий был человеком, совершившим великие подвиги и чудеса, в том числе любви и смирения, он умел разрешать почти неразрешимые вопросы духовной, личной и государственной жизни, преодолевал непреодолимые трудности, а сейчас – его называют «игуменом Земли Русской». Писатель Сергей Аверинцев писал: «Чудно житие святого, так как оно было окружено огнём чуда. Тихость, растворённая в жизни Преподобного, - отчасти его особая личная черта. Его голос был ровен, его речи немногословны. Сердце на небе, но стопы твёрдо и смиренно стоят на земле»[3] В 2014 году отмечается 700 лет со дня рождения святого. Что же такое «тихость»?
Житие написано одним из самых великих писателей Древней Руси Епифанием Премудрым, монахом из г. Ростова Великого, другом и соратником св. Сергия и св. Стефана Пермского. На каком языке написано житие? - На древнерусском. Древнерусский язык уже не совсем понятен современному человеку. Необходим перевод. Но если внимательно вчитаться, то смысл будет ясен и без перевода. Попробуем понять это на примере эпиграфа.
5.. Работа с эпиграфом. Слова принадлежат писателю. Это оценка личности святого Сергия человеком, который хорошо знал его лично.
- Прочитаем, попробуем перевести.
- Перевод: «Такого святого человека, как преподобный Сергий, ещё не было в земле нашей Русской, в стране полунощной. За это мы должны благодарить Бога, Который даровал нам его. Его святые мощи у нас и пред нами есть, к ним мы с верою (и молитвой) всегда смиренно приходим, и великое утешение получают от него наши души».
- Найдите в отрывке их жития, которое представлено в эпиграфе, слово-доминанту. «свята» - это какого? Как вы понимаете слово «святой»?
II. Работа над текстом жития по группам. Задание познакомиться с отрывками из жития и пересказать прочитанное школьники получили заранее в качестве самостоятельной работы.
1. Словарь урока – распечатка на парты (или слайд) – это справочный материал, к которому обращаемся в случае непонимания смысла некоторых слов.
Изучению содержания предшествует большая словарная работа. Среди слов, требующих объяснения, такие, как: отрок, инок, икона, деяние, чудотворение, мощи, обретение мощей, Фаворский свет, рака, паломничество.
Само содержание жития представляется учителем с помощью учеников, которые, получив домашнее задание по группам, знакомятся с эпизодами из жития заранее, представляют результат своей работы на уроке.
Учащиеся работают также над значением слов «чудное» и «тихое» в формулировке темы урока. Тихий – неприметный, неяркий, незаметный, почему он – чудный? Звучат на этом уроке и небольшие отрывки из первоисточника - жития, написанного Епифанием Премудрым, с которого сделан перевод. Древнерусский язык непривычен для восприятия ребят, им предлагается передать смысл содержания отрывка, как его поняли.
При работе с текстом учащиеся делают наблюдения о личности св. Сергия, ведут краткие записи о его деяниях и об основных чертах личности. В результате работы ими заполняется таблица.
2. Представление учителем композиционной структуры жития.
Запись основных структурных составляющих имеется на доске (на слайде), а в тетради, в целях экономии времени, вклеивается распечатка. Жития руки Е.Премудрого отличаются стройностью, написаны по определенному канону:
I. часть - вступление, где автор объясняет причину написания, кается в том, что он грешный, не достоин говорить о таком великом человеке. Автор молится и просит у бога помощи в столь трудном деле.
II. часть - непосредственно жизнеописание святого. Эта часть обычно состоит из трех тем:
1. Рождение и детство.
2. Земная жизнь - духовный подвиг. Опрос: а что такое духовный подвиг?
3. Смерть и посмертные чудеса.
III. часть - заключение: произносится похвальная речь святому. В эту часть автор включил не только свой похвальное слово, но и «Плач Пермской земли!»
3. Прочитаем и отметим главные мысли «Вступления»
4. 1 группа. Работа над отрывком «Детство» и эпизодами «Чудо до рождения», «История с монахом», «Разговор с матерью». Задание: познакомиться с материалами, составить рассказ о рождении и детстве святого.
Материалы:
- Тексты эпизодов, картина А. Нестерова «Явление отроку Варфоломею»
Иллюстрации к житию, икона «Родители св. Сергия Кирилл и Мария», виды монастыря в Варницах на месте усадьбы родителей св. Сергия и в Хотьково – месте упокоения святых Кирилла и Марии. Стихи.
Возможные записи в тетради:
- благочестивые родители
- чудесные события до рождения
- пророчество священника о приходе в мир необыкновенного человека
Чудесное овладение грамотой.
5. Учитель поясняет важную деталь: почему родители должны быть нравственно чистыми: «яблочко от яблони недалеко падает». Святой мог появиться только у благочестивых родителей. У неблагочестивых родителей может быть только хороший человек.
6. 2 группа. Работа над отрывками «Монашеская жизнь». Задание: познакомиться с материалами, составить рассказ «Как стал монахом св. Сергий и какой духовный подвиг он совершил»?
Материалы:
- Иллюстрации к житию.
Возможные записи в тетради:
- Раннее решение стать монахом
- Послушание родителям
- Монашеский образ жизни, молитва
- Отшельничество
- Строительство храма
- Служение всем
- Труд
7. 3 группа. «Какие искушения преодолел святой». Работа над эпизодами. Задание: познакомиться с материалами, составить рассказ. Записать в тетради, какие искушения перенёс.
Материалы:
Отрывки из жития об искушениях, отрывок из текста на древнерусском языке, иллюстрации к житию.
8. 4 группа. «Чудеса». Работа над эпизодами. Задание: познакомиться с материалами, пересказать эпизоды из жития о чудотворениях. Записать в тетради, какие чудеса совершил святой.
9. 5 группа «Гражданский подвиг святого Сергия. Работа с материалами о Куликовской битве. Составить рассказ «Роль святого Сергия в создании и защите Русского государства». Записать в тетради, каковы его заслуги перед нашим народом и государством.
Материалы:
Историческая справка, отрывок из жития, иллюстрации картин «Куликовская битва», «На поле Куликовом», М. Авилова «Бой Пересвета с Челубеем», И. Глазунова «Бой Пересвета с Темир-мурзой», «Сергий Радонежский и Дмитрий Донской».
10. 6 группа «Смерть и посмертные чудеса». Изучение отрывков из жития.
- заранее знал о своей смерти
- обет молчания
Материалы:
Иллюстрации к житию.
11. Доклад учащегося «Почему Троице-Сергиеву Лавру называют центром духовной культуры?»
Материалы:
Иллюстрации с видами Лавры, фильм, книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», презентация.