В большинстве случаев все материалы, используемые в арт-терапевтической работе, предоставляются самим арт-терапевтом.
Арт-терапевт рассказывает о тех материалах, которые предлагается использовать, об их качествах, демонстрирует их изобразительные возможности. К материалам относится бумага различного качества и размера, краски (акварельные, акриловые, гуашевые), пастель (масляная и сухая), карандаши различной твердости, фломастеры и маркеры, художественный уголь, материалы для коллажей (различные старые журналы с цветными иллюстрациями, куски текстиля, фольга, мотки шерстяных и хлопчатобумажных ниток и т.п.), а также глина, клей, скотч.
В качестве инструментов могут использоваться кисти для работы с водорастворимыми красками, ножницы, швейные иглы, вязальные спицы и другие инструменты, необходимые в создании тех или иных творческих продуктов.
Очень часто предлагаемые арт-терапевтом упражнения связаны с характеристиками самих материалов. С другой стороны, выбор материалов диктуется проблемами клиентов. Очевидно, что часть материалов обладает текучестью, большой податливостью, и при этом плохо подлежит контролю в процессе пользования. К таким материалам относятся краски на водной основе, сухая пастель. В работе с другими материалами, такими, как карандаши, фломастеры, маркеры, люди испытывают большее их сопротивление, однако они дают возможность изображать мелкие детали достаточно точно.
|
|
В частности, работая с гиперактивными, очень эмоциональными детьми, целесообразно использовать карандаши, маркеры, технику коллажа, что дает возможность снизить уровень тревоги, возбуждения, привести таких детей в более спокойное состояние.
В других случаях, когда приходится работать с детьми, испытавшими насилие и потерявшими способность играть, наиболее оптимальным будет использование текучих материалов: акварельные, акриловые краски, гуашь. Такие материалы побуждают детей очень свободно выражать себя.
Существует специальная шкала, описывающая качества материалов в зависимости от их текучести или сопротивляемости, соответственно более или менее контролируемых во время работы с ними.
Бумага, ее качество, размер, цвет имеют большое значение в арт-терапии. Предлагается бумага различной плотности, преимущественно различных оттенков белого цвета (либо самых разнообразных цветов при изготовлении коллажей). Это может быть очень пористая и шершавая бумага для акварели, которая продается обычно в специальных папках, это может быть и ватманская бумага, форматов A1—A4, это может быть даже бумага для принтеров и фотокопий, а также детские альбомы для рисования. При создании коллажей может использоваться даже упаковочная серая или коричневая бумага (и даже туалетная бумага).
|
|
Размер бумаги может быть различным, но наиболее оптимально предлагать бумагу формата A3. В определенных случаях клиенты сами выбирают размер бумаги.
Краски, мелки, карандаши также играют важную роль в процессе арт-терапии. К ним относятся:
• Масляная пастель, представляющая собой мягкие палочки различных цветов, продающиеся наборами от 6 цветов в наборе. Масляную пастель удобно использовать при рисовании, когда необходимо смешивать разные цвета.
• Сухая пастель, которая может выпускаться также в виде палочек или мелков. В процессе работы с сухой пастелью образуется много пыли. Для того, чтобы закрепить изображение, необходимо использовать специальный фиксатор в спрее (или лак для волос). Наборы сухой пастели выпускаются также в наборах от 6 до 24 штук.
• Художественные карандаши, которые различаются по номерам, в зависимости от степени их твердости. Оптимальным набором карандашей по их твердости является набор из карандашей с номерами 2, 4 и 6. При пользовании карандашами необходимо запастись качественной стирающей резинкой (но не той, что находится на конце обычного карандаша).
• Фломастеры, преимущество которых заключается в огромном разнообразии ярких цветов, побуждающих клиентов к творческому самовыражению. Удобно иметь для работы как фломастеры, позволяющие изображать тонкие детали, так и маркеры, дающие возможность покрывать большие плоскости изображения.
• Краски. Наиболее оптимально использовать водные краски по причинам технологическим. Такие краски не пахнут, легко вымыть руки и кисти после пользования ими. Акварельные краски продаются в наборах и могут быть как в кюветах, так и в тюбиках. Акварельные краски преимущественно используются для создания спонтанных образов, так как они менее контролируемые в работе. Темпера выпускается в огромном разнообразии цветов и также очень легка в работе. При этом существует жидкая темпера и в порошке. Последняя может быть вредна, так как приходится вдыхать пыль при смешивании краски с водой.
Материалы, используемые в арт-терапии, можно свести в таблицу, которая представлена на стр. 35.
Часто бывает так, что люди, пришедшие на арт-терапевтическую сессию, долгое время не пользовались художественными материалами. В таких случаях целесообразно предложить им поэкспериментировать с красками, различными художественными инструментами, материалами для коллажа. Такой опыт совершенно необходим, так как он раскрывает свойства материалов и позволяет выяснить, какие из них нравятся больше. Изучение того, как работают различные художественные материалы, помогает людям расширить их визуальный язык и развить воображение.
Для арт-терапевта наблюдение за процессом освоения материалов дает ценную информацию о тех из них, что максимально раскрывают креативность. Несмотря на то, что со временем предпочтения в выборе материалов меняются, очень важно знать, с чего начинался процесс, при работе с каким именно материалом наблюдался наибольший резонанс.