· Разрушение производительных сил.
· Упадок городов и городской культуры.
Разрушены города и селения, дворцы и мечети. По свидетельству Марко Поло после установления монгольского господства городам не разрешалось «иметь стены и ворота, дабы не могли препятствовать вступлению войск».
· Упадок земледелия и ремесла.
Разрушены ирригационные системы, вытоптаны земледельческие оазисы, заброшены обработанные поля. Тысяча мастеров – ремесленников были угнаны в рабство.
· Демографический кризис.
Массовое истребление людей, население голодало.
· Притормозило завершающий этап формирования казахской народности.
· Упадок духовной культуры. Например, в г. Отрар была сожжена вторая библиотека в мире.
· Покоренное население облагалось тяжелыми податями и повинностями. Монголы ввели более 20 видов налогов.
· Население обязано было поставлять ратников для монгольского войска.
· Население обязано было по особым ярлыкам предоставлять проезжающим ханским гонцам, чиновникам, купцам – транспорт, жилище и продовольствие.
|
|
· На население возлагалось обязанность снабжать одеждой, продовольствием и скотом стоявшие в данной местности монгольские военные отряды.
· Надолго задержало экономически и культурный прогресс народов покоренных ими стран.
Положительные моменты.
· Монгольские власти стимулировали развитие торговли, международных связей. Были установлены торговые и дипломатические связи с далекими странами. По территории улусов двигались караваны, дипломатические миссии, путешественники.
· В степь, привнесли идею «централизованной власти», что привело к политической консолидаций племен.
· Нормы кочевой жизни стал регулировать «Яса», приспособленный к новым условиям. Позднее нормы «Яса» в определенной степени были использованы при создании «Жеты – Жаргы».
· Многие формы государственного строя были также использованы впоследствии в государствах, возникших на территории Казахстана в послемонгольскую эпоху.
· Монголы не притесняли культуру племен Казахстана – языки, религии, обычаи и традиции, а наоборот сами монголы приняли тюркскую культуру.