Современная наука немыслима без использования всевозможных знаков и символов, которые позволяют фиксировать и транслировать знания, получаемые в научной деятельности. При этом способы использования знаково-символических средств в научном познании становятся все более сложными и не всегда носят осознаваемый и рефлексивный характер.
Проблема интерпретации обмена сообщениями между людьми в психологии и в теории информационных процессов
Какие основные функции выполняют языковые и другие знаково-символические средства в жизнедеятельности людей?
После рождения, включаясь в широкий спектр социальных взаимодействий, каждый человек овладевает множеством способов функционального использования знаково-символических средств для решения самых разнообразных задач. К основным функциям знаково-символических средств, которые наиболее часто указываются в семиотике, лингвистике, а также и в психологической литературе, обобщенно могут быть отнесены:
|
|
• функции указания на предметы и явления и функции замещения предметов и явлений;
• коммуникативные функции, которые включают:
а) информационный аспект - обмен значениями и смыслами, а также присвоение и выработку новых значений;
б) регулятивный аспект - организацию и регуляцию поведения других людей и совместной деятельности в процессе общения;
• познавательные функции:
а) фиксация значений - сохранение и передача общественно-исторического опыта;
б) средство организации мышления - оперирование пред
ставлениями объектов и предметов и их преобразование во внутреннем плане сознания; в) построение «второй реальности», «образа мира» - системы моделей, позволяющих ориентироваться в окружающем мире;
• функция самоорганизации и самоконтроля - средство организа-ции рефлексивного управления своим поведением и психическими процессами (Лурия, 1979; Салмина, 1988).