Система реабилитационной работы в учреждениях образования

Направления, задачи и объекты реабилитационной работы Учреждения, в которых осуществляется работа по данному направлению Категории работников, осуществляющих реабилитационные программы
1. Психолого-педагогическая реабилитация Объект - социально и педагогически запущенные дети и подростки Задачи: - преодоление школьной и семейной дискриминации; - организация успеха в ведущей деятельности; - гармонизация психического и личностного развития; - формирование положительного образа «Я»; - профилактика социальной враждебности. Дошкольные учреждения и школы. Обычные группы (классы). Группы (классы) педагогической поддержки. Классы коррекции. Школы индивидуального обучения. Центры психолого-педагогической помощи детям и подросткам Педагоги. Практические психологи. Социальные педагоги. Учителя коррекционного обучения. Логопеды.
2. Социально-педагогическая реабилитация Объект - дезадаптированные дети и подростки, находящиеся в конфликтной воспитательной ситуации, сироты, н/л правонарушители Задачи: - охрана прав, социальная защита и опека; - предупреждение безнадзорности; - профилактика социальных вредностей; - восстановление социального статуса; - сохранение темпов психофизического и личностного развития; - коррекция отклонений в поведении и психоневрологическом статусе. Дома ребенка. Детские дома. Школы-интернаты. Детские приемники-распределители. Спецшколы, приюты, хосписы. Центры социальной помощи, социально-педагогической реабилитации Социальные педагоги. Социальные работники. Практические психологи. Воспитатели. Инспектора по охране прав детей, опеке и попечительству. Сотрудники ПДН. Психотерапевты. Психоневрологи.
3. Медико-педагогическая реабилитация Объект - дети-инвалиды, дети-хроники, часто болеющие дети, дети с ограниченными умственными возможностями Задачи: - психогигиена воспитательной микросреды; - оздоровление и лечение; - медицинская профилактика; - охрана здоровья; - преодоление комплекса неполноценности; - профилактика вторичных дефектов; - развитие компенсаторных функций; - социальная адаптация и реабилитация; - реализация резервных сил и возможностей. Дополнительно по данной реабилитации в Овчаровой стр. 255. Для подготовки к см/з Учреждения образования для детей с функциональными нарушениями. Коррекционные школы. Логопедические группы в дошкольных учреждениях и школах. Дома-инвалидов. Центры психического здоровья и реабилитации. Центры здоровья. Центры диагностики и коррекции. Лечебные центры. Центры терапевтической педагогики Педагоги-дефектологи. Учителя -дефектологи. Психологи-дефектологи. Валеологи. Учителя. Воспитатели. Социальные работники. Социальные педагоги. Медицинские работники

Реабилитационная служба образовательного учреждения может успешно функционировать, если она построена с учетом специфики учреждения, ориентирована на определенные объекты помощи, имеет четко обозначенные ориентиры деятельности всех специалистов, взаимодействующих между собой в интересах детей на основе единого концептуального подхода.

Критерии успешного становления и функционирования реабилитационной службы:

1) содержательно-методические:

- содержание и формы педагогической реабилитации;

- содержание и формы психологической реабилитации;

- содержание и формы социально-педагогической реабилитации;

- содержание и формы медико-педагогической реабилитации;

2) организационные:

- наличие команды специалистов с распределенным функционалом;

- функциональное взаимодействие специалистов на протокольном и внепротокольном уровне;

- включенность всего педагогического коллектива в реабилитационный процесс (осуществление индивидуально-личностного подхода к учащимся, разноуровневое обучение, использование развивающих дидактических систем и технологий);

- контроль за реализацией коррекционно-развивающей и компенсирующей функций педагогического процесса;

- включение родителей в этимологическую коррекцию;

3) результативные:

- педагогические показатели (повышение мотивации учения, сохранность контингента учащихся группы риска, их успеваемость, дисциплина, включенность в развивающие внеклассные занятия, снижение заболеваемости, перевод из специализированных в обычные классы, улучшение показателей развития, уровня обученности, снижение педагогической запущенности);

- социально-психологические показатели (повышение уровня обучаемости, улучшение психоэмоционального состояния, динамики психофизического и личностного развития, развитие дефицитарных способностей и компенсаторных функций, повышение уровня субъектности, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: