Направления, задачи и объекты реабилитационной работы | Учреждения, в которых осуществляется работа по данному направлению | Категории работников, осуществляющих реабилитационные программы |
1. Психолого-педагогическая реабилитация Объект - социально и педагогически запущенные дети и подростки Задачи: - преодоление школьной и семейной дискриминации; - организация успеха в ведущей деятельности; - гармонизация психического и личностного развития; - формирование положительного образа «Я»; - профилактика социальной враждебности. | Дошкольные учреждения и школы. Обычные группы (классы). Группы (классы) педагогической поддержки. Классы коррекции. Школы индивидуального обучения. Центры психолого-педагогической помощи детям и подросткам | Педагоги. Практические психологи. Социальные педагоги. Учителя коррекционного обучения. Логопеды. |
2. Социально-педагогическая реабилитация Объект - дезадаптированные дети и подростки, находящиеся в конфликтной воспитательной ситуации, сироты, н/л правонарушители Задачи: - охрана прав, социальная защита и опека; - предупреждение безнадзорности; - профилактика социальных вредностей; - восстановление социального статуса; - сохранение темпов психофизического и личностного развития; - коррекция отклонений в поведении и психоневрологическом статусе. | Дома ребенка. Детские дома. Школы-интернаты. Детские приемники-распределители. Спецшколы, приюты, хосписы. Центры социальной помощи, социально-педагогической реабилитации | Социальные педагоги. Социальные работники. Практические психологи. Воспитатели. Инспектора по охране прав детей, опеке и попечительству. Сотрудники ПДН. Психотерапевты. Психоневрологи. |
3. Медико-педагогическая реабилитация Объект - дети-инвалиды, дети-хроники, часто болеющие дети, дети с ограниченными умственными возможностями Задачи: - психогигиена воспитательной микросреды; - оздоровление и лечение; - медицинская профилактика; - охрана здоровья; - преодоление комплекса неполноценности; - профилактика вторичных дефектов; - развитие компенсаторных функций; - социальная адаптация и реабилитация; - реализация резервных сил и возможностей. Дополнительно по данной реабилитации в Овчаровой стр. 255. Для подготовки к см/з | Учреждения образования для детей с функциональными нарушениями. Коррекционные школы. Логопедические группы в дошкольных учреждениях и школах. Дома-инвалидов. Центры психического здоровья и реабилитации. Центры здоровья. Центры диагностики и коррекции. Лечебные центры. Центры терапевтической педагогики | Педагоги-дефектологи. Учителя -дефектологи. Психологи-дефектологи. Валеологи. Учителя. Воспитатели. Социальные работники. Социальные педагоги. Медицинские работники |
Реабилитационная служба образовательного учреждения может успешно функционировать, если она построена с учетом специфики учреждения, ориентирована на определенные объекты помощи, имеет четко обозначенные ориентиры деятельности всех специалистов, взаимодействующих между собой в интересах детей на основе единого концептуального подхода.
Критерии успешного становления и функционирования реабилитационной службы:
1) содержательно-методические:
- содержание и формы педагогической реабилитации;
- содержание и формы психологической реабилитации;
- содержание и формы социально-педагогической реабилитации;
- содержание и формы медико-педагогической реабилитации;
2) организационные:
- наличие команды специалистов с распределенным функционалом;
- функциональное взаимодействие специалистов на протокольном и внепротокольном уровне;
- включенность всего педагогического коллектива в реабилитационный процесс (осуществление индивидуально-личностного подхода к учащимся, разноуровневое обучение, использование развивающих дидактических систем и технологий);
- контроль за реализацией коррекционно-развивающей и компенсирующей функций педагогического процесса;
- включение родителей в этимологическую коррекцию;
3) результативные:
- педагогические показатели (повышение мотивации учения, сохранность контингента учащихся группы риска, их успеваемость, дисциплина, включенность в развивающие внеклассные занятия, снижение заболеваемости, перевод из специализированных в обычные классы, улучшение показателей развития, уровня обученности, снижение педагогической запущенности);
- социально-психологические показатели (повышение уровня обучаемости, улучшение психоэмоционального состояния, динамики психофизического и личностного развития, развитие дефицитарных способностей и компенсаторных функций, повышение уровня субъектности, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении).