Медикаментозная коррекция | Санация очагов инфекции | Физиотерапия | Фототерапия | Интервальная гипоксическая тренировка | Витаминизация |
Коррекция зрения | Коррекция дефектов речи | Коррекция нарушений осанки | Психогимнастика, ритмика |
Трехэтапный скрининг: медсестра - врач-педиатр - врач-специалист |
Наличие заболеваний | Степень их компенсации | Уровень адаптации к среде |
Медико-педагогическая реабилитация исходит из определения сущности здоровья и отклонений в его состоянии.
Здоровье - состояние человека, характеризующееся полным физическим, духовным и социальным благополучием, а не только отсутствием болезней и физических дефектов
Показатели здоровья:
1) генетическое здоровье (определяется при помощи генетического анализа);
2) физическое здоровье'
а) уровень физического развития (соответствие возрасту, гармоничность);
б) острая заболеваемость (частота, структура);
в) наличие или отсутствие хронической патологии-
3) психическое здоровье (определяется клиническим психоневрологическим обследованием, психологическими тестами);
|
|
4) социальное благополучие.
Отклонения в состоянии здоровья - функциональные или морфологические изменения в организме, снижающие резервы здоровья или приводящие к неполной реализации имеющихся возможностей, нарушающие состояние внутренней гармонии или гармонии с внешней природной или социальной средой.
Медико-педагогическая реабилитация - меры, направленные на укрепление или восстановление утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания.
Целью общей медико-педагогической реабилитации является формирование, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Цель специальной (индивидуальной) медико-педагогической реабилитации - полная ликвидация патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма, либо максимально возможная компенсация врожденных или приобретенных отклонений в состоянии здоровья медико-педагогическими мерами и возвращение субъекта в предельно короткие сроки к свойственному для его возраста образу жизни, обеспечивающему гармоничное физическое и духовное развитие.
В этом виде реабилитационной работы нуждаются дети с функциональными отклонениями (II группа здоровья - ослабленные дети) и дети с морфологическими отклонениями (III группа здоровья - дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации). Ее осуществляют медицинские работники территориальных детских лечебно-профилактических учреждений, школьный педиатр, медсестра, социальный педагог и весь педагогический коллектив с привлечением родителей.
|
|
Медико-педагогическая реабилитация осуществляется в три этапа:
I) диагностический, в ходе которого проводится диагностика отклонений в состояний здоровья;
2) лечебно-оздоровительный (клинический или амбулаторный), на данном этапе достигается полное клиническое выздоровление, максимально возможная компенсация или стабилизация морфологических или функциональных отклонений;
3) адаптационно-профилактический - обеспечивает восстановление или возможное расширение физической и психической деятельности ребенка, профилактику возможного ухудшения состояния здоровья.
Основное содержание общей медико-педагогической реабилитации - приведение в соответствие физических и психических потребностей и возможностей объектов реабилитации и медико-педагогических особенностей учебно-воспитательного процесса, таких, как:
а) содержание обучения (его объем, сложность, темпы обучения);
б) медико-гигиенических показателей среды обучения:
- пространственных или архитектурно-планировочных (размещение и планировка школьного участка, здания школы, учебных и вспомогательных помещений, наполняемость школы и классов);
- технико-эстетических (уровень коммунального благоустройства, особенности интерьера, окраски стен, потолков, окон и др.);
- гигиенических особенностей школьного оборудования (мебели, наглядных пособий, стендов, инвентаря, технических средств обучения);
- физико-химических факторов (характеристика микроклимата помещений, освещенности, акустические показатели);
в) организация учебно-воспитательного процесса - продолжительность и чередование учебной нагрузки и отдыха (паузы физической и психоэмоциональной разгрузки на уроке, перемене, в выходные дни, каникулы);
г) организация физического воспитания;
д) организация школьного питания;
е) организация обслуживающего, трудового и профессионального обучения;
ж) психогигиеническое просвещение, направленное на формирование, сохранение и укрепление здоровья.
В содержание специальной медико-педагогической реабилитации входят лечебно-профилактические мероприятия, проводимые медработниками, осуществляемые на фоне психолого-педагогической поддержки педагогов и родителей. К ним относятся медикаментозная коррекция, занятия корригирующей и лечебной физкультурой, ритмикой, физиотерапевтические процедуры и массаж, санация очагов хронической инфекции, коррекция дефектов речи, коррекция зрения, витаминизация питания и обогащение его адаптагенами, фитотерапия, гипоксическая тренировка, очистка питьевой воды и др.