V. Исследования тревожности

1) 50-е годы. Тейлор и Спенс. Разработали шкалу тревожности MAS. Отбирали вопросы, связанные с симптомами хронического страха из опросника MMPI. Результат: два типа людей. Высокотревожные: хорошо справляются с лёгкими задачами. Низкотревожные: хорошо справляются с трудными задачами. Тот же результат дала методика парных ассоциаций. В экспериментах на научение было показано, что при легких заданиях сила влечения (тревожность) способствует научению. В сложных наоборот. Сначала показатели опросника рассматривались в качестве устойчивого индикатора тревожность, довольно скоро стали считаться с тем, что определенные характеристики экспериментальной ситуации могут индуцировать более высокие показатели по опроснику. Очевидной стала теоретическая необходимость введения дополнительного мотивационного конструкта – устойчивая диспозициональная тревожность должна ситуационно превращаться в актуальное состояние тревожности. Тревожная ситуация – различия между высоко- и слаботревожными людьми выражается резче (пример с мигательным обуславливанием: чем сильнее поток струи, тем лучше обуславливание, а у тревожных оно всегда лучше). Отсюда трудная задача усиливает тревожность. Таким образом, тревожность сильно зависит от ситуации, тогда напрашивается вывод о связи данного поведенческого показателя со специфическими ситуациями.

2) Саразон, Спенс, Спилбергер. Тревожность зависит не только от личной диспозиции (индивидуальная особенность человека, заключающаяся в его тревожности), но и от ситуации, в которой эта диспозиция актуализируется. Соотношение ситуации и личной диспозиции:

1)Хроническая гипотеза. Выскотревожные проявляют тревожность во всех ситуациях. НЕ ВЕРНО!!!

2)Реактивная гипотеза. Существует лишь предрасположенность к тревожности, которая проявляется лишь в кризисных ситуациях. ВЕРНО!!!

3) Девидсон, Эндрюс, Росс. Методика занижения достижений. Высокотревожные острее реагируют на сообщение о собственной неудаче.

5) Истербрук. Повышенная эмоциональная активность снижает зону внимания, что ухудшает решение задачи. Уменьшается поле поиска решений, так как испытуемый отвлекается на мысли о самооценке.

6) Исследование экзаменационной тревожности.

Либерт, Моррис. Два компонента экзаменационной тревожности: когнитивный – оценка себя, мнение в себе, не изменяется на всех этапах экзамена; эмоциональное возбуждение – вегетативные реакции, к конце экзамена спадает. Итог. Успех/неуспех на экзамене коррелирует с когнитивной оценкой (то есть с самооценкой, у высокотревожных она низкая).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: