Уполномоченному поступают обращения, связанные с реорганиза- цией, функционированием и ликвидацией малокомплектных городских и сельских образовательных учреждений (обращения №№ 14– 13/483, 14–13/511, 14–13/688, 14–13/748, 14–13/ 808, 14–13/881, 14–13/968, 14–13/1242, 14–13/1294, 14–13/1296, 14–13/1489, 14–13/2099, 14–13/2106, 14–13/2243, 14–13/2582). География обращений широкая: Талицкий, Артинский, Красноуфимский, Слободо-Туринский, Верхотурский районы, города Среднеуральск, Кушва, Ивдель, Новоуральск и, естественно, Екатеринбург, имеющий наибольшее число образовательных учреждений на своей территории. В большинстве указанных случаев нарушается процедура, предусмотренная для решения вопросов закрытия и реорганизации образовательных учреждений, особенно в сельской местности. По-прежнему практически в каждом обращении жителей области по этому вопросу красной строкой проходит нежелание властей любого уровня выслушать мнение людей, договориться, найти компромиссное решение. Очень часто людям сообщают о принятом решении как о свершившемся факте, не подлежащем обсуждению. Это, как правило, вызывает протестную реакцию. Конечно, есть ситуации, когда администрация присоединяемого образовательного учреждения, идущая под сокращение, манипулирует общественным мнением, организует протестные мероприятия и письма в различные инстанции. Но в этом случае разъяснительная работа со стороны муниципальной администрации должна быть удвоена и даже утроена. Люди должны чётко понимать, какие последствия их ожидают, и осознанно принимать решения.
|
|
Министерство общего и профессионального образования Свердлов- ской области (далее – Министерство) в связи с поступающими в его адрес жалобами на действия органов управления образования муниципальных образований по реорганизации или ликвидации образовательных организаций без учёта мнения родителей обучающихся информирует: «В соответствии с требованиями п. 12, ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учёта мнения жителей данного сельского поселения.
Помимо указанного, само по себе принятие органами местного само- управления данного решения вопреки мнению обучающихся, их родителей (законных представителей) противоречит требованиям федерального законодательства.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 74 Федерального закона «Об общих прин- ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае совершения Главой муниципального образования действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделено правом издания правового акта об отрешении от должности Главы муниципального образования или Главы местной администрации.
|
|
С учётом изложенных обстоятельств Министерство направило письмо (исх. № 02-01-81/9290 от 02.12.2014 г.) в адрес Глав муниципальных об- разований об этой ситуации и обратило особое внимание на необходимость осуществления контроля за деятельностью муниципальных органов управления образованием, в том числе в части реализации предусмотрен- ных федеральным законодательством прав граждан на участие в принятии решений о судьбе образовательных организаций.
Решения администраций различного уровня, вступающие в проти- воречие с вышеуказанными правовыми нормами, как правило, опро- тестовываются прокуратурой, но конфликтная ситуация остаётся и переходит дальше на другие уровни, вовлекая в конфликт всё большее количество участников. С сожалением приходится констатировать, что многие представители Администраций не умеют, а часто и не считают нужным разговаривать с людьми, объяснять им свою позицию, доказывать её правильность и целесообразность.
«Наша программа обозначена в майских указах, в Посланиях, и мы обязаны её выполнять, добиваться поставленных целей.
Недопустимо другое – в результате разного рода бюрократических игр сознательно снижать планку требований, ссылаться на обстоятельства, объясняя свою неэффективность, неумение, равнодушие к порученному делу и к интересам людей.
Чиновники всех уровней должны работать, а не искать оправданий своей, подчас, бездеятельности», – подчеркнул В.В. Путин на форуме Общероссийского народного фронта 18 ноября 2014 г.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реа- лизации государственной социальной политики» поставлена задача обеспечить:
– доведение в 2012 году средней заработной платы педагогиче- ских работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;
– доведение к 2013 году средней заработной платы педагогиче- ских работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
– доведение к 2018 году средней заработной платы преподавате- лей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Во исполнение Указа и в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации Постановлением Правительства Свердловской области от 26.02.2013 № 223-ПП утверждён План меро- приятий («дорожная карта»), которым определены контрольные показатели (параметры) уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников.
В связи с поступившими в 2014 году сигналами о снижении за- работной платы педагогов, по указанию Губернатора Свердловской области в целях организации работы по мониторингу исполнения показателей средней заработной платы педагогических работников создана рабочая группа по вопросам оплаты труда педагогических работников муниципальных образовательных учреждений. В состав рабочей группы вошли специалисты областных Министерства образования, Министерства финансов, Уполномоченный по правам человека, Председатель Свердловской областной организации Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации, депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, руководители управленческих округов, специалист службы федерального инспектора по Свердловской области, представители пресс-службы Правительства Свердловской области.
|
|
В качестве члена рабочей группы Уполномоченный посетила об- щеобразовательные учреждения во всех районах г. Екатеринбурга, встречалась с их директорами, руководителями районных отделов образования и профсоюзов, педагогами, ответственными работниками Министерства финансов Свердловской области, Министерства образования Свердловской области, представителями иных компетентных органов.
Анализ ситуации с исполнением Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части доведения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе в Свердловской области в целом, в том числе в г. Екатеринбурге, даёт основания полагать, что по итогам года среднемесячная заработная плата указанной категории педагогов будет не ниже показателей среднемесячной заработной платы, утверждённых в региональной и муниципальной «дорожных картах».
Так, на 1 декабря среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений по региону составила 30 881 руб., при средней оценочной заработной плате 29 872 руб. и при контрольных параметрах 30 608 руб.
Причины снижения зарплат в ряде школ Екатеринбурга, как выяс- нилось, разные. Одна из основных – несвоевременное предоставление управлением образования Екатеринбурга сведений об увеличении количества учащихся и педагогов, что не позволило увеличить объём областных субвенций на образование. В итоге пострадали школы, где по сравнению с прошлым годом произошло серьёзное увеличение количества учащихся.
Повлияли на учительскую зарплату проблемы, связанные с переходом образовательных учреждений с нормативно-подушевой на окладную систему оплаты труда, наличие школ с наполняемостью ниже нормативной по объективным причинам, отсутствие объективного и обоснованного порядка распределения субвенций, полученных из областного бюджета на общее образование по муниципальным общеобразовательным учреждениям на уровне муниципалитета, являющегося учредителем, в связи с чем имеет место неравномерное распределение областных субвенций по школам и даже по районам. В отдельных случаях имели место казусные ситуации, в том чис- ле элементарные ошибки при начислении заработной платы, критерии оценки результатов деятельности педагогов не всегда отвечают принципам обоснованности, объективности, открытости, обеспечения права каждого педагога на справедливую заработную плату.
|
|
Уполномоченный считает, что процессу урегулирования спорных ситуаций никак не способствовали попытки их политизации, придания им характера публичных разборок с втягиванием учительских масс – в каждом конкретном случае необходима просто кропотливая ответственная работа при активном деловом взаимодействии всех субъектов, ответственных за выполнение президентских указов. Недостаток или полное отсутствие информации и разъяснительной работы, просчёты в планировании необходимых финансовых средств, переход на новую систему оплаты труда педагогов, стремление отдельных политических деятелей воспользоваться нестабильностью финансовой и политической обстановки и привлечь на свою сторону наиболее массовую, имеющую гигантский потенциал влияния на общественное мнение категорию жителей области повлекли массовые обращения педагогических работников, а также и младшего обслуживающего персонала дошкольных образовательных учреждений по поводу снижения зарплаты в октябре 2014 г. Вот одни из примеров таких обращений (обращения №№ 14–13/ 2780 и 14–13/ 2788):
«К Вам обращаются сотрудники детсада «Крепыш» г. Режа. Просим Вас разобраться в сложившейся ситуации. Нам, младшему персоналу детсада, с 1 октября 2014 г. добавили зарплату, но почему-то при этом убрали стимулирующие выплаты (она составляла 300 руб.) В данный момент наша зарплата составляет 7 200 руб. Мы хотим узнать, законно ли, на каком основании сняли стимулирующие выплаты. И какая средняя зарплата должна быть у младшего персонала? О повышении зарплаты младшему персоналу информацию не предоставили и не ознакомили с тарификацией.
У воспитателей в октябре сняли стимулирующую выплату по 5–6 тыс. рублей. В ответ слышим, что нет денег. А в других детсадах с воспитателей ничего не снимали.
Просим проверить, соответствует ли штат сотрудников по табелю с работающим персоналом в детсаду, лицевые счета у бухгалтера с ленточками о з/плате, которые выдают нам на руки, возможна двойная бухгалтерия.
Почему млад. персоналу не выделяют грамоты (областные, ми- нистерские), у которых стаж составляет 25–30 лет».
«Уважаемая Татьяна Георгиевна, работаю преподавателем в ГАОУ СПО СО «Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е. А. и М.Е. Черепановых». С сентября этого года резко упал уровень оплаты труда, а с октября полностью перестали платить стимулирующие надбавки. Работая на полуторной ставке уровень оплаты труда не превышает 14 000 рублей. Аналогичные проблемы наблюдаются и у ряда других преподавателей. Руководство ссылается на отсутствие финансирования из Министерства…
…Также полностью прекратили материальное стимулирование студентов и поощрение руководителей за победы в областных кон- ференциях и олимпиадах. Ссылаются также на недостаточное фи- нансирование. А энтузиастов, согласных участвовать в подобных мероприятиях ради участия, крайне мало».
Количество конфликтов в современном обществе неуклонно воз- растает. Основанием для их возникновения служит масса объективных и субъективных причин: растёт конкуренция на всех уровнях общественных взаимоотношений, перемешиваются различные культуры и религии, меняется экономическая и политическая ситуация, возникает напряжение между властью и народом и т. п. Наиболее характерными последствиями возникновения и развития конфликта являются разрыв отношений, прекращение возможности слышать и понимать друг друга. На фоне эмоций и предубеждений, захватывающих конфликтующие стороны, нередки случаи совершения правонарушений и даже преступлений. Как правило, в ситуации острого конфликта интересов люди не способны к взаимопониманию и не могут самостоятельно совладать со своими негативными эмоциями.
В большинстве случаев конфликтующие стороны пытаются решить сложную проблему «простым», с их точки зрения, и испытанным способом: через угрозы, бойкоты, манипуляцию или иные силовые методы. А ещё они стараются привлечь на свою сторону как можно больше сторонников, в том числе через обращение в СМИ, к власти и в правоохранительные органы. Цель одна – чтобы те решили за них проблему, надавили на противоположную сторону, а ещё лучше, наказали её. С учителями так нельзя!
Современному обществу настоятельно необходима культура бесконфликтного общения. Но она не возникает директивно, её нужно постепенно и целенаправленно внедрять в сознание людей на всех уровнях, начиная с детского сада и семьи и заканчивая органами власти. Людям нужно терпеливо объяснять, что помимо судебного и административного есть и другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договариваться в сложных ситуациях.