Социальная несправедливость выстраивает очередь

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Несмотря на, казалось бы, международную и конституционную гарантию права на жилище, традиционно в адрес Уполномоченного поступают многочисленные обращения с просьбой оказания помощи в защите своего права. При этом сохраняется тенденция недоверия к муниципальным органам власти, особенно ярко это выглядит на фоне активно развивающегося строительства, граждане считают себя обманутыми, и приходится повторно разъяснять положения законодательства, которые были даны ещё администрациями муниципальных образований.

Проблемы, затронутые в предыдущем докладе Уполномоченного, остались актуальными и по сей день, однако хотелось бы заострить внимание на конкретных темах права на жилище, по которым обращалось большинство граждан. По мнению Уполномоченного, они могут вырасти в региональную проблему либо имеют социально значимый характер.

В адрес Уполномоченного в отчётном году продолжали обращаться инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны боевых действий, которые состоят в очереди на получение жилья 15–30 лет.

«Я принимал участие в боевых действиях в составе группировки войск Северо-Кавказского региона РФ, в 2004 году встал в очередь на получение жилья. В данный момент у меня два ребёнка. В течение 10 лет мы снимаем квартиру в ожидании очереди, которая вот-вот подойдёт, но сдвигов нет», пишет Уполномоченному А. (обращение № 14–13/135).

После 1 января 2005 года по решению суда поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий участник боевых действий М. (обращение № 14–13/1764). Его обращение к Уполномоченному ускорило признание дома 1918 года постройки, в котором проживает ветеран боевых действий, аварийным, однако поскольку дом признан таковым после 01.01.2012 г., то в программы по переселению граждан он может быть включён по условию Фонда реформирования ЖКХ только после 2017 года. Перспектива получения жилья М. как ветераном тоже неутешительна.

В городе Екатеринбурге в общем списке граждан, имеющих право на льготы по обеспечению жильём в соответствии с Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О ветеранах», числится 2 180 человек.

С 2006 по 2013 год в городе Екатеринбурге улучшены жилищные условия 10 ветеранам боевых действий, имеющим внеочередное право на обеспечение жильём. На 01.01.2013 г. не обеспечены жильём 380 ветеранов боевых действий. И это в то время, когда город строится на глазах. Участники боевых действий считают такую ситуацию несправедливой, ведь когда они защищали страну, их ровесники начинали создавать свой бизнес, который позволяет им сегодня построить жильё. Ребята рисковали жизнью и уверены, что им это обязательно будет зачтено.

Всего по состоянию на 01.01.2013 г. на учёте нуждающихся в жилье по Свердловской области в списке ветеранов и инвалидов числилось 4 340 человек. Из них 1 350 ветеранов боевых действий, 96 инвалидов боевых действий и 48 семей, имеющих погибших (умерших) участников боевых действий.

Столь низкий процент получивших жильё граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», объясняется недостаточным финансированием из федерального бюджета. Ежегодно на осуществление полномочий по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, выделяются средства, позволяющие обеспечить жильём 160–180 человек.

Субвенции из федерального бюджета выделяются на реализацию двух федеральных законов. Количество инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в общем списке в 4 раза превышает число ветеранов боевых действий. При этом у многих инвалидов право на социальную льготу по обеспечению жильём, в том числе в первоочередном порядке, наступило ранее, нежели у ветеранов боевых действий. Уполномоченный направила обращение Президенту Российской Федерации В.В. Путину об обеспечении жилыми помещениями ветеранов боевых действий независимо от даты постановки их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также обоснование необходимости ускорения решения жилищной проблемы указанных категорий граждан.

Минстрою России совместно с Минтруда и Минфином было по- ручено объективно и всесторонне разобраться по существу поставленных в обращении к Президенту вопросов. В полученном ответе указано, что Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014–2016 годы на улучшение жилищных условий ветеранов боевых действий, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, предусмотрено 4 359,0 млн рублей, что позволяет улучшать жилищные условия не более чем 6 тысячам граждан. При этом по состоянию на 1 апреля 2014 года только ветеранов боевых действий, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, насчитывается 34 874 человека.

Минстроем России 19 июня 2014 года направлено письмо в Прави- тельство Российской Федерации с предложением увеличить бюджетные ассигнования из федерального бюджета на обеспечение жильём ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 14 874,2 млн рублей ежегодно, что позволит к 2020 году обеспечить жильём всех граждан указанных категорий, состоящих в настоящее время на учёте как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Минстроем России также направлены запросы в субъекты Российской Федерации с просьбой предоставить информацию о количестве граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в зависимости от категорий граждан. В том числе, в соответствии с запросом Уполномоченного по правам человека в Свердловской области необходимо предоставить информацию о количестве ветеранов боевых действий, вставших на учёт до и после 1 января 2005 года. До настоящего времени указанный мониторинг федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации не осуществлялся.

Вместе с тем совершенно очевидно, что деление ветеранов боевых действий на тех, кто успел встать на учёт до 1 января 2005 г. и тех, кто не успел это сделать, – очевидная социальная несправедливость, которая требует скорейшего устранения.

Равно как в преддверии 70-летия Победы необходимо предпринять все меры, чтобы ветераны, состоящие на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили жильё, а не состоящие на учёте нуждающихся, но проживающие в неблагоустроенных помещениях, были признаны таковыми, если же оснований для признания ветеранов нуждающимися в улучшении жилищных условий нет, но их жилище требует ремонта, то они получили бы соответствующую поддержку.

К Уполномоченному обратилась Л., 1921 г. р. (обращение № 14– 13/1182) – инвалид Великой Отечественной войны, проживающая в доме 1859 года постройки. Дом неблагоустроенный – печное отопление, нет водопровода, канализации. В ноябре 2010 года Л. поставили на учёт нуждающихся, а через месяц сняли, так как не было представлено документов о признании межведомственной комиссией жилья ветерана непригодным для проживания. Проиграв суды, Л. в 2013 году обратилась с заявлением об обследовании её жилища на предмет пригодности для проживания в Администрацию муниципального образования, и только спустя 1,5 года, когда ветеран обратилась к Уполномоченному, орган местного самоуправления проинформировал, что «в настоящее время заключаются муниципальные контракты договора для обследования технического состояния основных строительных конструкций здания (с БТИ), на соблюдение требований пожарной безопасности на проведение лабораторных испытаний Роспотребнадзора. После получения результатов обследований будет проведена межведомственная комиссия».

Чтобы снять ветерана с очереди, потребовался 1 месяц, а чтобы помочь ветерану подготовить заявление на обследование дома межведомственной комиссией, времени не находилось полтора года!

Вдова участника Великой Отечественной войны Н. 1923 г. р. (обра- щение № 14–13/354), страдающая бронхиальной астмой, проживает в доме 1922 года постройки, половина которого прогнила.

Заключение Межведомственной комиссией произведено с выездом на место только одного специалиста, обследование технического состояния дома проводилось без участия экспертов. Уполномоченным направлена информация в прокуратуру о проверке возможных нарушений законодательства при обследовании дома вдовы.

Вдова инвалида Великой Отечественной войны Д. 1933 г. р. (обраще- ние № 14–13/761) проживает с шестидесятилетним сыном – лежачим инвалидом с детства I группы в неблагоустроенном доме. «Межве- домственной комиссией было проведено обследование дома. Согласно акта нижние венцы брёвен сгнили, пол сгнил, кровля протекает, печи требуют ремонта, необходима замена труб отопления, оконные рамы сгнили, но дом не признан непригодным для проживания. А я не в состоянии произвести капитальный ремонт», пишет она.

Иные жилища ветеранов настолько разрушены и ветхи, что на ремонт не хватает выделяемых единовременных пособий (даже с привлечением собственных средств), начатые работы не завершаются в срок, как это случилось с З. (обращение № 14–13/1052), или не начинаются ввиду «отсутствия бюджетных ассигнования на ремонт немуниципального жилого фонда». По поручению Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева в конце 2014 года была сформирована информация об участниках Великой Отечественной войны, не состоящих на учёте в очереди на получение жилья, нуждающихся в ремонте жилых помещений.

На 01.11.2014 г. в Свердловской области не обеспечены жильём 24 непосредственных участника Великой Отечественной войны.

В целом ситуация по обеспечению жильём в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» в Свердловской области следующая.

За девять месяцев 2014 года на учёт органами местного само- управления поставлено 117 ветеранов дополнительно к 189 гражданам, вставшим на учёт ранее и не обеспеченным жильём на 01.01.2014 года (из которых 21 человек сняты с учёта по причине смерти, смены места жительства и др.).

Улучшены жилищные условия 110 ветеранам Великой Отечественной войны, из которых 94 приобрели жилые помещения за счет ЕДВ, 16 ветеранов получили жилые помещения по договорам социального найма.

На 01.11.2014 года не обеспеченны жильём 175 человек, из них 1 ветеран, получивший уведомление, занят поиском жилья.

На обеспечение жильём 174 ветеранов Великой Отечественной войны денежные средства отсутствуют.

В 2014 году на реализацию Указа Президента Российской Федерации № 714 ожидалось поступление 141,3 млн рублей, на которые, по предварительным расчётам, возможно было обеспечить жильём 96 ветеранов. Из областного бюджета выделено 8,8 млн рублей для софинансирования строительства квартир в г. Екатеринбурге.

В связи с тем, что средства из федерального бюджета не были вы- делены, финансирование из областного бюджета не производилось. На бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не распространяется действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», но в силу Позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 11.10.2013 № 1-КГ13–5, действующее законодательство предусматривает включение несовершеннолетних узников фашистских концлагерей в регистр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильём, как, например, произошло с М. (обращение № 14–13/526), которая была исключена из очереди на улучшение жилищных условий.

Несмотря на то, что введение такой меры государственной поддержки как обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета бывших несовершеннолетних узников фашизма потребует выделения из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований, Уполномоченный полагает, что в год 70-летия нашей Победы такая мера необходима, учитывая, что количество бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, уже невелико. На территории Свердловской области проживают 872 человека, далеко не каждый из них нуждается в жилье.

Равно как необходимо принятие закона, гарантирующего родителям пропавших без вести военнослужащих, которые ездят один раз в год к возможному месту захоронения своих детей на Богородское кладбище, право на получение ежегодной компенсации расходов по проезду железнодорожным транспортом в Ногинский район Московской области. Сейчас средства выделяются в форме субсидии на финансовую поддержку социально ориентированной некоммерческой организации Союз комитетов солдатских матерей Свердловской области, поэтому Уполномоченный обращался к депутатам Законодательного Собрания Свердловской области с просьбой поддержать законопроект «О социальной поддержке граждан, проживающих в Свердловской области, являющихся родителями военнослужащих, признанных погибшими (умершими) при исполнении обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период боевых действий в Чеченской Республике».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: