Художественная культура XVIII века

Семь столетий длилась эпоха древнерусского искусства. Некоторые элементы художественной культуры нового вре­мени проявляются уже в XVII веке /см. 13/, но только начало восемнадцатого столетия знаменует собой переход к принципиально иному искусству.

Что определяло формирование художественной культуры первых десятилетий века? То же, что обусловливало разви­тие философии, общественно-политической мысли, науки и просвещения — реформы Петра I. В начале XVIII века ху­дожественная культура имела ценность в первую очередь как одно из наиболее действенных средств утверждения государственной политики. Официальные круги, и, прежде всего сам Петр I, сознательно поощряли такие формы искусства, которые сочетали бы доступность массового воздействия с возможностями донести до общественного мнения необхо­димую информацию о целях и задачах политики государства. Отсюда популярность и особая роль в первые десятилетия века программных театрализованных зрелищ: маскарадных шествий по случаю военных побед, устройства «огненных потех» — фейерверков, а также строительства триумфаль­ных арок. Отсюда особое внимание к театру и позднее — к развитию драмы.

Идеи Петра I легли в основу строительства новых для России городов, с иной планировкой, другими смысловыми акцентами — Петербурга, Таганрога. В соответствии с но­выми принципами идет перестройка Москвы. Что же пред­ставляет собой город, утверждаемый царем-реформатором? Это уже не город-крепость, символизирующий оборону от врагов и «твердость веры». Это основа развития «свободных искусств», науки, просвещения. Поэтому главное требование к застройке города — информационная открытость и дело­витость. В центре Петербурга — Адмиралтейство, Фондо­вая биржа, царский дворец без традиционных высоких стен. Задуманный Петром городской пейзаж — это Академия с ее музеями и залами для собраний и занятий, университет и другие учебные заведения, библиотеки.

Подчеркнем еще раз — художественная культура начала века подчинена в первую очередь политическим задачам. Но в русской истории такое подчинение не было новым. В чем же главное отличие искусства XVIII века от древнерусского? На основе каких идей формируется новая художественная культура?

Напомним, что духовную культуру России XVIII века определяют принципы закономерности и познаваемости окружающего мира. Этим принципам подчиняется и худо­жественная культура. Прежде всего, принцип познаваемо­сти по-новому определяет творческий процесс. Он начинает восприниматься как явление, во многом закономерное и под­властное логике. Укрепляется мысль о возможности, и даже необходимости, заранее представить себе конечный резуль­тат, законченное произведение искусства. Теперь художник идет «от замысла к произведению через проектирование» (И. В. Рязанцев). В архитектуре уже не могут обойтись без чертежа и модели, выполненной в масштабе. Без проекта (эскиза) не работают и скульпторы, и живописцы.

Уже с самого начала века новое буквально врывается в самые различные виды искусства. Русская архитектура осваивает неизвестные ранее разновидности зданий админи­стративного, промышленного, учебного и научного назначе­ния. Важнейшим атрибутом1 архитектуры нового времени становится ордер2. Вся система ордера и каждый ее эле­мент, как известно, отработаны на протяжении многих веков искусством Западной Европы. Освоение этой системы дает возможность русским архитекторам приобщиться к европей­ской культуре, не забывая о накопленном национальном опыте предшествующих веков. В «золотой фонд» русской культуры входят лучшие здания Петербурга и его плани­ровка, замечательные творения М. Г. Земцова, И. К. Коро­бова, П. М. Еропкина, Д. М. Ухтомского, А. В. Квасова, грандиозные дворцы и парки Растрелли-сына.

В изобразительное искусство приходит новый мир обра­зов и сюжетов. Они черпаются теперь из окружающей дей­ствительности. Художники и зрители познают всемирную и отечественную историю, античную мифологию. Этим мате­риалом пользуются, чтобы передать идеи и содержание рус­ской действительности.


Идею важности обращения «свободных искусств» к оте­чественной истории выразил М. В. Ломоносов в «Слове бла­годарственном на освящении Академии Художеств». Он по­следовательно и четко определил основные задачи скульп­торов и живописцев «...представлять виды героев и героинь в благодарность заслуг их к Отечеству», «показать древнюю славу праотцев наших», видеть в собственной истории стимул для совершенствования искусства.

Окружающая действительность многогранна, это не толь­ко история, но и конкретный человек, и окружающая его природа. Все достойно художественного воплощения, а это значит, что необходимо добиться «правдоподобия», «похо­жести» изображения. Для того, чтобы осуществить это, нуж­но уметь передавать пространство, расстояние, объемы пред­метов, изображать конкретный материал — металл или мех, ткань или стекло, показать особенности поверхности лица и рук, блеск глаз, мягкость или жесткость волос. Другими словами, в изображении требуется реализм1. Всему этому надо учиться. И русские архитекторы, скульпторы, живопис­цы учились в зарубежных поездках, у приглашенных в Рос­сию европейских мастеров и в утвержденной в 1724 году Академии наук с художественным отделением.

Можно только восхищаться умением и талантливостью русских мастеров, менее чем за столетие усвоивших тради­ции западноевропейского искусства, формировавшегося не­сколько столетий. В России появляются произведения, не уступающие европейским шедеврам, и прославленные ака­демии Европы признают это: архитектора В. И. Баженова избирают профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий, скульптора Ф. И. Шубина — членом Болонской академии, а Парижская академия удостаивает художника А. П. Лосенко трех золотых медалей.

В художественной культуре XVIII века возникают и развиваются самые различные виды и жанры искусства: круглая скульптура, пейзаж, батальная живопись. Остановимся под­робнее на искусстве портрета — жанре, наиболее полно выразившем то новое, что появилось в художественной куль­туре восемнадцатого столетия.

Искусство портрета определяется одной из главных идей восемнадцатого столетия — идеей прославления человечности и человека, восхищения красотой его тела, ума, чувств. Закономерен и повышенный интерес к активной, деятельной, просвещенной личности. Портретное искусство стало средст­вом выражения этого интереса. Вот почему XVIII век стал пе­риодом высокого взлета русского портрета. Подготовленное парсуной XVII века в начале нового столетия расцветает творчество И. Н. Никитина и А. Матвеева. Именно эти ху­дожники начинают формировать новый образный язык рус­ской портретной живописи. И тот, и другой стремятся передать реальный облик модели, показать не только внешний вид, но и внутреннюю жизнь портретируемого. Эстафету приняли художники середины века, освоившие идейно-образ­ную систему и язык новой художественной культуры — И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов.

Эти художники создали мощный фундамент для деятель­ности нового поколения мастеров, поставивших русскую портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями западноевропейского искусства. Это поколение наиболее пол­но представляют Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боро­виковский.

Развитие портретной живописи на протяжении всего века свидетельствует о своеобразной демократизации художест­венной культуры России. Это выражается, во-первых, в рас­ширении круга моделей: в первой половине столетия это люди богатые, знатные, близкие к императорскому двору, во второй — литераторы и актеры, зодчие и музыканты, уче­ные и художники. Другими словами, во второй половине столетия портрет отражает ценность творческой личности, знаменитой своим талантом и знаниями, а не происхожде­нием. Во-вторых, портрет становится массовым явлением, он распространяется по всей стране. Искусством портрета ов­ладевает множество провинциальных художников. Ими соз­дается обширная галерея образов, включающая представи­телей почти всех слоев населения различных областей Рос­сии. Теперь художники-портретисты могут по праву гордить­ся результатами своего творчества: они не только освоили технику живописи, но и показали высочайший уровень мас­терства в изображении внутреннего мира человека, его ха­рактера и даже настроения.

Русская художественная культура XVIII века формиру­ется как культура национальная. В то же время, как уже указывалось, она становится элементом мировой, а точнее — западноевропейской культуры. Русское искусство — литература, архитектура, театр и изобразительное искусство — развивается в рамках классицизма1, зачастую перерастая эти рамки. Подведем итоги развития русской культуры восемнадца­того столетия.

Во-первых, — это возникновение светского стиля куль­туры. Она формируется и развивается в различных направ­лениях. Движущей силой новой культуры является «осво­бождение мысли» от жестких религиозных догматов.

Во-вторых, свободомыслие выступает фактором форми­рования новой социальной группы — российской интелли­генции. Этот процесс широко развернется в XIX веке, но его истоки — в рассматриваемом столетии.

В-третьих, среди проблем, особенно интересующих дея­телей культуры, особое место отведено социальным и эти­ческим. Итогом их рассмотрения стало развитие антропо­центрической картины мира, окончательно утвердившейся в русской культуре.

Русская культура XVIII века исполнила свою великую миссию: она стала культурой, одухотворившей русскую жизнь новыми идеалами, заложившей основы русского обществен­ного самосознания. В художественной культуре сформиро­вались принципы, наиболее полная реализация которых оп­ределяет уже век XIX. Великая культура России нового сто­летия затмевает своей значимостью противоречивую, полную исканий и мучительного перехода от средневековой эпохи к эпохе Просвещения культуру века предшествующего. Но она — основа замечательных процессов развития русской духовности XIX и даже XX веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: